Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Острое чувство долга.

В СЗФО чиновники задерживают выплаты предпринимателям по госконтрактам

В субъектах Северо-Западного федерального округа обострилась проблема долгов государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. Корреспондент "Российской газеты" выясняла, с чем связана несвоевременная оплата обязательств по госконтрактам. И что необходимо сделать на всех уровнях власти, чтобы исправить ситуацию.

Долгая история

В Новгородской области на начало года задолженность региональных и муниципальных структур перед подрядчиками составляла 409 миллионов рублей, сообщает региональная прокуратура. Больше всего долгов накопили чиновники Великого Новгорода, Чудовского, Боровичского, Новгородского, Старорусского районов, региональные органы власти.

- Так, департамент здравоохранения Новгородской области и подведомственные ему организации не произвели расчет с предпринимателями по 158 государственным контрактам и договорам, заключенным в 2014-2015 годах, - приводит пример старший помощник прокурора региона Елена Баркане. - По данному факту прокуратура области внесла представление руководителю ведомства, которое было рассмотрено и удовлетворено. В результате госзаказчик погасил задолженность на сумму 74 миллиона рублей.

Всего к апрелю сумму недоимки удалось сократить до 303 миллионов рублей. Но ситуация продолжает оставаться тревожной. Для многих бизнесменов государственные и муниципальные заказы являются единственным источником дохода. Несвоевременное исполнение финансовых обязательств по контрактам провоцирует на таких предприятиях задержки зар-плат.

В Псковской области на середину февраля чиновники не выплатили подрядчикам по государственным контрактам 150 миллионов рублей. По муниципальным контрактам сумма долга составила 290 миллионов рублей.

- В основном речь идет о поставках различных товаров, в том числе оборудования, - делится информацией заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области Ольга Миловидова. - В сфере услуг государственные и муниципальные заказчики чаще всего не исполняют финансовые обязательства перед строительными организациями. Как объясняют представители органов власти, несвоевременная оплата контрактов связана с недостаточным исполнением доходной части бюджета.

В Новгородской области главная причина, по которой органы власти копят долги, также связана с недофинансированием. Однако есть еще один дополнительный фактор: чиновники, узнав о секвестре казны, не вносили изменения в уже заключенные контракты.

- В некоторых случаях у глав муниципальных образований и региональных органов власти была возможность сократить объем работ в рамках госзаказа, чтобы уложиться в урезанные рамки бюджета, - продолжает Елена Баркане. - Однако чиновники этой возможностью не воспользовались.

25 миллиардов

Проблема неплатежей актуальна не только для регионов СЗФО. В целом по стране, по данным минэкономразвития России, совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам на 1 декабря 2015 года составил около 25 миллиардов рублей. Как следствие, снижается уровень доверия предпринимателей к системе государственного и муниципального заказа, падает конкуренция на торгах. В Великом Новгороде, к примеру, на недавний аукцион по ремонту городских дорог не вышел ни один подрядчик.

- Еще одно следствие - реальный и потенциальный уход подрядчиков с рынка, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев. - В Северо-Западном федеральном округе уже есть примеры, когда организации были вынуждены закрыться, не дождавшись расплаты со стороны бюджетов. В основном речь идет о строителях. А это потеря рабочих мест, потеря налоговых и социальных поступлений, грядущая дополнительная нагрузка на бюджет, связанная с поддержкой безработных.

Региональные и муниципальные чиновники не отрицают, что задержки при оплате заказов участились.

- Но что мне делать, если контракт заключался в 2014 году в расчете на межбюджетный трансферт. А в 2015 году этот трансферт резко сократили, - говорит сотрудник районной администрации одного из регионов Северо-Запада, который попросил не указывать его имя. - Сейчас ждем акт прокурорского реагирования, на основании которого мы сможем внести изменение в бюджет 2016 года и выплатить деньги подрядчику.

В Новгородской области, кстати, тоже есть примеры подобных расчетов с субъектами бизнеса. В Боровичском районе, где задолженность перед предпринимателями со стороны органов местного самоуправления превысила 70 миллионов рублей, прокурор внес главе муниципального образования не только представление, но и предложение изменить бюджет. Акт прокурорского реагирования рассмотрели и удовлетворили, а в бюджете муниципалитета дополнительно заложили 14 миллионов рублей на погашение долга.

Ревизия приоритетов

Чтобы предотвратить образование государственных и муниципальных долгов в будущем, на федеральном уровне разработали сразу два законопроекта. На днях минэкономразвития направило в минюст проект поправок в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ распространяет предельный месячный срок оплаты выполненного госконтракта на всех подрядчиков. Раньше правило действовало только для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, минэкономразвития предлагает наказывать чиновников, которые тянут с авансированием и оплатой товаров, работ и услуг по госконтрактам, штрафами на сумму от 20 до 30 тысяч рублей. Проект соответствующих поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях опубликован для общественного обсуждения.

Как считает Сергей Цыпляев, денежные санкции для чиновников смогут сыграть свою роль. Штрафы, возможно, будут стимулировать государственных и муниципальных служащих активней изыскивать средства, просчитывать заранее, получится ли у казны оплатить тот или иной заказ.

- Что касается предложения о фиксированном сроке для всех подрядчиков, это хорошая норма. Но, я думаю, для бедных регионов она нереализуема, - продолжает декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС. - Неясно, что делать с условием месячной оплаты заказа, если в бюджете нет денег. Начинать банкротство региона или муниципалитета, брать коммерческий кредит под большие проценты? Первое - нереально, второе - нежелательно и практически невозможно сделать быстро.

Чтобы решить проблему региональных и муниципальных долгов, необходимы более глобальные реформы, считает эксперт. Во-первых, изменения на уровне налоговой системы.

- Сегодня у нас на уровне местного самоуправления сосредоточено порядка 10 процентов совокупно собираемых денег, на уровне регионов - 20-25 процентов. Все остальное идет в федеральный центр. При этом граждане живут на местах, местное самоуправление предоставляет им подавляющий объем услуг. Муниципалитетам и раньше был необходим больший приток финансов. Кризис и вал неплатежей по муниципальным контрактам только обострили эту ситуацию. Во-вторых, требуются изменения на уровне расстановки приоритетов. Нам предстоит провести суровую ревизию бюджетных трат. Нужно сконцентрироваться на самых важных, жизненно необходимых вещах. А какие-то "красивости", вопросы престижа, наверное, придется отложить. Причем желательно отложить эти траты до того, как предприниматели поставили товары и услуги. Это уже вопрос планирования следующих бюджетов, при котором надо исходить из худшего, а не из лучшего прогноза, - подводит итог Сергей Цыпляев.

Прямая речь

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства:

- Бизнесу, работающему на разных отраслевых рынках, всегда имело смысл осторожно подходить к вопросу участия в государственных и муниципальных закупках. Сейчас это нужно делать с двойной и тройной осторожностью. Раньше можно было поставить товары и услуги под честное слово заказчика, зная, что в бюджете все равно запланированы деньги на эти цели. Теперь риски увеличились. Более того, прежние доверительные отношения с чиновниками обернулись для многих субъектов бизнеса безнадежными неплатежами. Исполнители, прежде всего строители, зачастую выполняют работы, которых нет в сметах. До кризиса из такого положения выходили через экспертизу и платили. Сейчас, когда по бюджетам полным ходом идут секвестры, заказчики только кормят обещаниями, отправляют подрядчиков в суд или склоняют к расторжению контрактов по взаимному согласию.

Даже если вы поставляете товары или услуги строго в рамках сметы, вы не защищены от неплатежей. Если договор расторгается, то в 98 процентах случаев - по этому самому "взаимному соглашению сторон". А по сути предпринимателю угрожают включением в реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой перекрытие кислорода для работы на рынках госзаказа и неформальный "черный список". Согласно опросам ВШЭ, лишь пять процентов исполнителей госконтрактов идут в таких случаях в суд. Остальные при неподписании актов приемки-сдачи соглашаются на расторжение, не получают деньги, выполнив всю работу или ее часть. Или соглашаются на часть платежа.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости