Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Лариса Бутенко, заместитель председателя Приморского отделения ОПОРЫ России. Бизнес надо растить.

Лариса Анатольевна Бутенко заместитель председателя Приморского отделения ОПОРЫ России, предприниматель с десятилетним стажем работы.

У неё, как у Скарлетт О’Хара, главной героини известного романа «Унесённые ветром», своя лесопилка, трое детей и громадное количество жизненной энергии.

Сейчас важную роль в её жизни занимает общественная деятельность. Об одном из аспектов её - работе в комитете по женскому предпринимательству, сформированному ОПОРОЙ России, и пойдет разговор.

 

- Лариса, тема нашего  с Вами разговора – организация женщин-предпринимателей, о которой Вы достаточно часто пишете в социальных сетях, которую Вы, по сути дела, рекламируете.

Это новая организация? Я помню, что одна организация женщин-предпринимателей в России уже была. Вы работаете в её рамках, или создали что-то свое?

- Действительно, есть организация «Женщины России» с уклоном в предпринимательство. Ей уже около 15-ти лет. Но мы говорим о комитете по женскому предпринимательству, сформированному внутри ОПОРЫ России в марте 2015 года.

- И эта организация тоже всероссийская…

- Как ОПОРА – организация всероссийского масштаба, так и этот наш комитет. Если в прошлом году по всей России было 15 комитетов, то сегодня их уже сорок. То есть в сорока регионах эти комитеты либо уже работают, либо начинают работать по развитию женского предпринимательства.

- Вы знаете, у меня каждый раз, когда я сталкиваюсь с подобными организациями, возникает вопрос: почему мужчины не создают те же предпринимательские сообщества по гендерному признаку, а женщины создают. И это притом, что многие женщины работают в бизнесе ничуть не хуже мужчин.

- Этот вопрос нам задаёт едва ли не каждый общающийся с нами человек.

- Он напрашивается.

- Это не имеет никакого отношения к феминизму и к борьбе за равноправие не имеет.

Если говорить конкретно о том, чем мы занимаемся, о задачах женского комитета в рамках ОПОРЫ, то надо начать с того, что мы провели серьёзные исследования в рамках всей России (их итоги есть на нашем сайте) и выяснили, что около 80% женщин хотят заняться бизнесом. Они могут пока просто питать симпатию к этому роду деятельности, но в долгосрочной перспективе готовы попробовать реализовать себя именно в бизнесе. Между тем по статистике в бизнесе всего 25% женщин. Так что у нас есть большой потенциал в привлечении новых людей в предпринимательскую деятельность.

Мы отталкиваемся от результатов нашего исследования, и, говоря о том, что пугает людей, когда речь идёт о предпринимательской деятельности, констатируем: финансовые причины стоят на втором или третьем месте, главное же – неуверенность в себе и недостаток знаний. Поэтому наша задача – помочь и тем женщинам, которые делают первые шаги в бизнесе, и тем, кто пока сомневаются, стоит ли их делать.

При этом, рассматривая бизнес вообще, мы не собираемся провозглашать: мальчики отдельно, девочки отдельно. Но есть сегменты женского бизнеса, и есть сегменты бизнеса чисто мужского. И, между прочим, есть сегменты бизнеса молодёжного.

И, если выделять молодёжный бизнес в отдельную категорию, у меня есть вопрос: существуют рамки, определяющие пока ещё молодого гражданина Российской Федерации, в которые я умещаюсь. Но занимаюсь я бизнесом уже десять лет. Так я – молодой предприниматель, или уже не молодой?

- А это – как каждый себя чувствует.

- В том-то и дело, что такое разделение – вещь условная. С женщинами проще: ты либо женщина, либо мужчина, и других вариантов нет.

- Разумеется.

-  Вот Вы сказали, что мужчины не объединяются по гендерному признаку, а посмотрите на отраслевые объединения…

- Там одни мужчины.

- Да. Возьмите строителей, возьмите каких-нибудь колбасных производителей: там на десять мужчин в лучшем случае окажется одна женщина.

По факту, с точки зрения женщин, качественного предпринимательского социума, к сожалению, нет. Во всяком случае, у нас в Приморском крае были какие-то клубы по интересам, а вот профессионального фундамента под этим нет. Сейчас мы понимаем, что у женщин есть большая тяга к объединению.

Но не было площадки дискуссионной. Мы её создаём.

Чем женский бизнес отличается от мужского? Вот есть женщина предприниматель, и есть мужчина предприниматель. Что изменится в жизни мужчины, когда он узнаёт, что станет родителем? Может быть, он поймёт, что надо зарабатывать больше денег. А так практически ничего.

А что изменится в этом случае в жизни женщины предпринимателя? Практически всё.

При этом мы говорим, что мы готовы к конкуренции товаров, услуг и так далее, но никак не к конкуренции по гендерному признаку.

- У меня есть сразу два чисто провокационных вопроса. Во-первых, Вы говорите, что 80% женщин готовы заняться бизнесом, но пока им занимается только 25%. При этом, согласно международным исследованиям, талант к бизнесу имеет не более 7% людей, причём цифра эта одинакова в самых различных странах.

- Я признаюсь, что в рамках нашего исследования мы не получали подобных цифр. Перед нами государством поставлена задача увеличить количество предпринимателей, и у нас в ОПОРЕ есть мнение, что разворот в сторону женщин, помощь им – один из источников увеличения этого числа.

При этом на наших мотивационных сессиях, где женщины делятся своими знаниями, опытом, никто не говорит, что это легко. Никто не говорит: станете бизнесменами и сразу начнёте ездить на джипах и отдыхать на Мальдивах. Все женщины, которые рассказывают свои истории, объясняют: да, это тяжело, это сложно, нагрузки очень большие.

Но мы показываем альтернативу: когда ты в бизнесе – это постоянное совершенствование, постоянное развитие, ты не стоишь на месте. Это гораздо более широкий круг общения, более насыщенная жизнь. Когда ты просто работаешь на работе, у тебя всё время одни и те же функции. Когда ты занимаешься бизнесом, ты должен выполнять массу самых различных функций, ты вынужден быть всем, а не оставаться в рамках одной профессии: немного юристом, немного бухгалтером, маркетологом, иногда и грузчиком. И мы всё это говорим, не пытаясь никому надеть розовые очки. Не говорим: всё будет легко и забавно, но если вы хотите реализоваться, дойти до определённого для себя уровня, то бизнес даёт такие возможности.

По поводу того, что не каждый может стать предпринимателем, я с Вами соглашусь. Но и я, если бы 10 лет назад мне кто-то сказал, что я стану предпринимателем, а тем более общественником, занимающимся делами предпринимателей, я бы тоже не поверила. И так другие люди: сегодня человек не готов, а завтра он получит какие-то новые навыки, или ситуация вокруг радикально поменяется…

- Второй вопрос касается организации женского комитета. Вы слышали когда-нибудь анекдотическую историю о создании в своё время у нас в России партии блондинок?

- Нет.

- Это, может быть, и анекдот, но очень для нас характерный.

Был брошен клич, что блондинок все обижают, считают глупыми и так далее. И было предложено создать партию, которая будет их защищать. Блондинки,  объединяйтесь в борьбе за свои права! Якобы партию создали, но она быстро развалилась, причём кроме блондинок там были брюнетки, шатенки, рыжие, а руководил всем этим мужчина.

- Если говорить о комитете (федеральной структуре), то возглавляет его женщина, Надия Черкасова. Она член правления банка ВТБ 24 и мама троих детей. Она сделала карьеру, пройдя все этапы, и по себе знает, что и почём.

Конечно, руководитель всей ОПОРЫ – Александр Сергеевич Калинин. Так что у нас всё чётко структурировано, и мы нацелены на общий успех.

По нашему поводу мужчины в ОПОРЕ разделились на два лагеря. Одни спрашивают: зачем это нужно – женщины отдельно, мужчины отдельно. Другие говорят: девчонки, вы молодцы, давайте, это круто, чем вам помочь.

Я не могу сказать, что нашу инициативу поддерживают все, но понятно, что запрос на неё есть. Люди присоединяются к комитету, активно включаются в работу и главное – они готовы отдавать этому делу самое дорогое, что, по-моему, может быть, - своё личное время. Мне кажется: если люди отдают нам свой главный ресурс – время, значит, мы делаем нужное дело.

Конечно, тяжело убедить всех, что это – не феминистская история, которую многие сразу видят в нашем начинании. Нам пытаются сказать, что мы хотим для себя особых условий, но ведь опытные предприниматели зачастую спрашивают, зачем создавать условия для молодёжи: ведь для них вводятся преференции, даются безвозвратные гранты.

- Лариса, сразу вопрос: как Вы вообще относитесь к тому, что кто-то в бизнесе получает преференции фактически за просто так, будь это молодёжь, женщины, кто-то ещё. Главное, будут для кого-то создаваться условия лучше, чем для других, и это может убить нормальную конкуренцию.

- Сложный, конечно, вопрос. Но скажем так: я считаю, что предпринимательство в России ещё не развито на достаточном уровне.

- Я с Вами согласен.

- Когда у нас столько возможностей для роста, а история предпринимательства всего 25 лет, когда мы находимся в некоем зачаточном состоянии, какие-то преференции давать надо. Нужно только понять, как их давать: для галочки, или чтобы была реальная отдача. Это тяжёлый вопрос.

Например, мы выдали человеку грант в 300 тысяч рублей; проходит год, ты встречаешь его, а он даже ИП ещё не открыл, но деньги уже непонятно куда дел. Должен быть решён вопрос контроля за использованием денег, полученных в качестве грантов. Тогда это серьёзно. И я за то, чтобы какие-то преференции давать.

Возьмите социальный бизнес, те же самые детские сады: большие группы сделаешь – люди не приведут к тебе детей, маленькие группы могут не окупиться. А ведь по факту это – реализация неких социальных гарантий государства – дошкольное воспитание и образование. И это – отдельная отрасль бизнеса, где работают в основном женщины. И этой отрасли, скорее всего, нужны преференции, особенно на начальном этапе.

Конечно опытные (как я говорю, бывалые) предприниматели такие идеи принимают в штыки: я десять лет работаю, мне ни рубля никто не дал, а тут пришёл некто и получает грант. Я это постоянно слышу. Но, если ты десять лет уже строишь бизнес, то должен уже обладать определёнными навыками, определённой финансовой подушкой. Ты уже должен понимать, как привлекать негосударственные финансовые источники, должен научиться работать с банкам, с фондами, с инвесторами. Если ты не хочешь развиваться, учиться чему-то новому, то наступающие на пятки молодые конкуренты – это стимул для развития, чтобы не затолкали.

Я считаю, что пока мы находимся на сегодняшнем этапе развития, нам необходимо удобрять почву, активно поливать, чтобы наконец-то пошли нормальные всходы.

 

Продолжение следует.

 

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости