Законопроект о поддержке этого вида бизнеса в Госдуме могут рассмотреть в осеннюю сессию
СЕМЕЙНАЯ СЫРОВАРНЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ. ФОТО ЮРИЯ СМИТЮКА / ТАСС
Депутаты КПРФ собираются в новой Госдуме приложить все усилия для того, чтобы уже в осеннюю сессию в России был принят предложенный фракцией закон, направленный на развитие семейных предприятий.
В нынешней сложной экономической ситуации развитие малых семейных предприятий может стать гарантом политической стабильности, полагают коммунисты. Однако в нашем законодательстве такое важное понятие, как «семейное предпринимательство», почему-то до сих пор не было отражено. Эту ситуацию надо немедленно исправлять, убеждены представители фракции.
«Многие малые предприятия сегодня закрываются по причине низкого уровня доверия среди сотрудников и вывода активов», – говорит один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя. В сложившейся сложной экономической ситуации спасением может стать развитие семейных предприятий, которые как раз отличаются высоким уровнем доверия среди сотрудников и ответственностью за сохранением рабочих мест, считает Ганзя.
Представители семейного бизнеса, по её словам, способны решить проблему занятости населения и занять нишу закрывающихся по разным причинам предприятий. Помимо этого, семейное предпринимательство выполняет ещё и социальные функции и смягчает социальную напряжённость в обществе. «Это бизнес с человеческим лицом – в нём могут работать пенсионеры, инвалиды, студенты», – говорится в пояснении к законопроекту.
У нас же есть госпрограмма поддержки среднего и малого предпринимательства. В рамках этой программы мы можем оказывать поддержку семейным предприятиям.
Сейчас, к сожалению, утрачены семейные традиции в предпринимательстве, которые были в дореволюционной России, сетует Ганзя. Но ситуация не безнадёжна, считает она. «Мы можем решить проблему господдержки семейного бизнеса. У нас же есть госпрограмма поддержки среднего и малого предпринимательства. В рамках этой программы мы можем оказывать поддержку семейным предприятиям. Просто эту господдержку надо выделить в законодательстве», – считает она. Вера Ганзя надеется на понимание нового депутатского корпуса Госдумы. «Сейчас пришли новые люди в Госдуму, многие из них избраны от одномандатных округов, и они заинтересованы, чтобы у них в округах реализовывались такие социально значимые проекты», – предполагает депутат. Осталось только убедить коллег-парламентариев в необходимости принятия этого закона, считает она.
Во внесённом в Госдуму законопроекте коммунисты предлагают ввести понятие семейного предпринимательства, как важнейшей формы ведения малого бизнеса, и определить порядок принятия мер его господдержки. В семейном предприятии доля финансовых вложений членов одной семьи должна быть более 50 процентов, а участников и работников такого предприятия, являющихся членами одной семьи, – не менее 50 процентов, говорится в законопроекте. Коммунисты предлагают обязать Правительство в 2017 году ввести меры господдержки семейных предприятий. Это может быть осуществлено в рамках госпрограмм развития малого и среднего бизнеса, считают авторы инициативы. Аналогичные меры они предлагают принимать субъектам РФ и органам местного самоуправления.
Нужен ли семейному бизнесу отдельный закон?
Предлагаемый коммунистами закон о семейном предпринимательстве вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев считает избыточной мерой. «Я не вижу ничего такого, что не позволяло бы поддерживать семейный бизнес у нас в стране, не принимая специального закона по этому поводу», – сказал Буев.
За всё время существования системы господдержки малого бизнеса в России, с 1995 года и по наше время, было создано столько механизмов и инструментов, направленных на самые разные его сегменты, что выделять ещё некую нишу не имеет смысла, считает эксперт. Ни в одной стране мира не создано столько инструментов господдержки малого бизнеса, сколько у нас в стране, считает он. Это и налоговые льготы, и упрощённая отчётность, и прочие преференции. Другое дело, что эти меры в большинстве своём не работают, но это уже вопрос правоприменения, говорит Владимир Буев. «По сути дела, классический малый бизнес – это и есть семейное дело. Но у нас настолько расширили эту категорию, что малый бизнес из понятия «семейное дело» ушёл», – утверждает Буев. Он напомнил, что в России с 2005 года реализуется федеральная программа поддержки малого предпринимательства. В рамках этой программы в регионах страны вполне можно осуществлять поддержку семейного бизнеса, уверен Владимир Буев.
«Есть малый, средний бизнес и индивидуальное предпринимательство – вот по этим направлениям и надо работать. А семейный бизнес может быть и многомиллиардный. Поэтому здесь я склоняюсь больше к тому, чтобы поддерживать именно малый и средний бизнес», – сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы от «Справедливой России» Анатолий Аксаков. Более внимательно, по его мнению, законодателям надо рассмотреть такую категорию, как «социальное предпринимательство», которое ведут люди с ограниченными физическими возможностями. «Вот для такого бизнеса можно было бы рассмотреть специализированные формы поддержки, поскольку многие инвалиды не хотят получать какие-то социальные выплаты. Они говорят – мы хотим сами зарабатывать деньги, дайте нам только такую возможность, чтобы чувствовать себя менее ущемлёнными с точки зрения самореализации», – говорит Аксаков. Вот в этом направлении законодателям и нужно двигаться, уверен он. «А что касается семейного бизнеса – малый бизнес мы и так поддерживаем», – заключил Аксаков.
Справка
Семейные компании являются основой экономики во многих европейских странах, в США, Латинской Америке. Доля таких компаний составляет более 50 процентов в странах Евросоюза, от 65 до 90 процентов в Латинской Америке и более 95 процентов – в США.
МЕЖДУ ТЕМ
До революции 1917 года семейные предприятия в России очень успешно развивались, причём как крупные, так и мелкие. Сложились целые купеческие династии Морозовых, Рябушинских, Прохоровых, Горбуновых, Скворцовых, которые развивали промышленность в дореволюционной России. В конце XIX – начале XX века большой популярностью в Москве пользовалась булочная Филиппова. За пирожками и булочками от фирмы «Филиппов Иван и наследники» выстраивались огромные очереди. Говорят, что первым, кто придумал в Москве калачи на отрубях и сайки с изюмом, был Иван Филиппов.
Лучшей кондитерской фабрикой в Москве в XIX веке считалось «Товарищество Абрикосов и сыновья», основанное бывшим крепостным крестьянином Степаном Николаевым. Так как главным козырем кондитера Николаева были сладости из абрикосов, он поменял свою фамилию на фруктовую – Абрикосов. Кстати, после революции фабрика стала носить имя рабочего Петра Бабаева.
Хорошо известна и династия предпринимателей Елисеевых, занимавшихся экспортом заграничных товаров в Россию. Братья Елисеевы начинали с торговли заморскими фруктами, а потом к ассортименту прибавились иностранные вина. В 1901 году они открыли целую сеть магазинов-дворцов, которые стали предшественниками современных гипермаркетов.
Революция 1917 года более чем на 70 лет остановила развитие бизнеса в России. Многие компании были национализированы. Однако с конца 80-х годов предпринимательство начало развиваться вновь. Предприимчивые люди стали создавать небольшие кооперативы, а потом открывать свой собственный семейный бизнес – торговые палатки, кафе, медклиники, стоматологические кабинеты, ателье и хлебопекарни. Сегодня большинство семейных предприятий в нашей стране находятся на стадии становления. Ни о каких династиях речь пока не идёт – прошло слишком мало времени.
Среди крупных семейных компаний современности известна «Лаборатория Касперского», которой управляют Наталья Касперская и её бывший супруг Евгений Касперский, авиакомпания «Трансаэро», которой владеют супруги Плешаковы, и другие.
Автор: Анна Шушкина