В декабре на круглом столе в РАНХиГС, посвященном итогам 2016 года для МСП, академик А. Аганбегян сказал: «Когда видишь эти показатели как у нас, хочется плакать». Имел в виду академик и состояние российской экономики, и состояние МСП.
На первый взгляд, кажется странной такая оценка, учитывая колоссальный объем законодательных актов и выделяемых ресурсов на поддержку предпринимательства, а оно категорически не хочет расти. Более того, в большинстве российских регионов отсутствует прирост, то есть превышение рождаемости новых бизнесов над смертностью. В самом массовом секторе, индивидуальном предпринимательстве (ИП), по стране за последние четыре года число ИП сократилось с четырех до трех миллионов. Лишь два места в России, где есть небольшой рост, связанный концентрацией там капитала и объемом рынка торговли и услуг - Московский и Ленинградский регионы (включая две столицы).
С падением за последние два года покупательной способности населения до 15% (10+5), предприятиям МСП трудно рассчитывать на рост, учитывая, что большая часть бизнеса работает в сфере торговли и услуг. В регионах проседание происходит более мощное, особенно, в дотационных.
Высокая покупательная способность населения больше 10 лет держалась на росте валютных поступлений за счет продажи энергоресурсов, создавая ощущение роста экономики. Данная экономическая модель несколько лет назад приказала долго жить, а другую, наше государство создать пока не способно. В условиях сжатия кормовой базы возросла борьба за ресурсы. И тут, как в дикой природе - побеждает сильнейший, поэтому проблему серьезных диспропорций в экономике, приведших к масштабному структурному кризису, решать некому.
Россия третий раз за последние 20 лет проходит развилку - на кого делать ставку, что поддерживать? Это либо создание условий для массового предпринимательства с переходом на современные механизмы координации с развитием горизонтальных форм управления, либо продолжать поддержку относительно небольшого числа крупных, как правило, аффилированных с представителями власти, структур – монополий и олигополий с вертикальной формой управления.
Более двух лет назад в интернете появилась презентация «Малое и среднее предпринимательство России. Стагнация или системные реформы?» http://www.myshared.ru/slide/1288518/, в которой я обозначил три развилки развития предпринимательства, ключевым образом повлиявшие на развитие страны:
ПЕРВАЯ РАЗВИЛКА пришлась на 1995-97 годы, когда государство реально заявило о поддержке массового сектора – малого предпринимательства (МП). Это был закон №88 «О государственной поддержке МП в России»; создан Госкомитет развития предпринимательства (ГКРП); создан Федеральный фонд МП; Принята первая программа МП ( к 2000 году доля МП – 40% ВВП и 40-45 млн работающих в МП).
Одновременно были проведены залоговые аукционы, что привело страну к управлению сформированным сверхкрупным бизнесов – «семибанкирщина». Ставка власти на крупный бизнес привела к построению в России олигархического капитализма. В 2000 году амбициозную программу развития МП ждал полный провал – малые предприятия не стали опорой экономической политики государства, их доля в ВВП страны составила 11% и численность снизилась на 20 тысяч по сравнению с 1994г.
ВТОРАЯ РАЗВИЛКА - 2002-2007 годы, когда появились массовые союзы МСП: ОПОРА и Деловая Россия (олигархов тогда пристроили в РСПП); начали снижаться барьеры на бизнес; закон о СРО (2002-2007); ФЗ №209 «О развитии МСП в РФ».
Одновременно в стране прошла административная реформа, резко увеличившая количество чиновников; создание госкорпораций (2004-2007); начался рост цен на энергоносители; ужесточение госполитики (Ходорковский 2003); кооператив «Озеро». Результатом соединения крупного бизнеса и государственной власти стало построение государственно-олигархического капитализма.
ТРЕТЬЯ РАЗВИЛКА – это нынешнее время, начиная со сползания России с «нефтяной иглы» (2014 год): программа удвоения МСП, корпорация МСП; использование западного опыта? Создание условий для массового предпринимательства с развитием горизонтальных форм управления, развитие союзов бизнеса? Коренная реформа взаимоотношений власти и бизнеса? Превращение России в цивилизованную страну с современной экономикой?
Альтернатива этому: рост государства в экономике, ползучая национализация («Жилищник», госларьки идр.); пожирание монополистами более слабых конкурентов; латание дыр; рост налогов; ухудшение положения в МСП; жесткий авторитаризм; многолетняя стагнация.
Сегодня ещё можно повлиять на сложившуюся ситуацию и выбрать направление движения.
Разнонаправленность «сигналов», получаемых в 2016 году, требует дополнительных уточнений.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ «СИГНАЛЫ» ГОДА ДЛЯ МСП:
- 15 января указом Президента РФ ФНС РФ становится единым фискальным органом, которому переходят и все не налоговые платежи.
- Корпорация МСП начала свою работу. Объем выданных гарантий Корпорацией МСП по новому механизму «корпоративного канала» в 2016 году составил 1,72 млрд рублей. В 2017 составит 60 млрд руб. (из-за высоких рисков кредитования МСП, 28 банков, получившие в апреле через АСВ более 800 млрд руб. так и не стали наращивать кредитование). В рамках «Программы 6,5» ЦБ фондирует банк под 6,5%, а Корпорация дает поручительство. Создан бизнес-навигатор и Единый реестр поставщиков МСП (на ресурсе ФНС).
- Правительство утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года (09.06.2016). Реализация стратегии к 2030 году увеличит долю МСП в российском ВВП вдвое — до 40%. Возможность реализации стратегии крайне иллюзорна. Особенно это относится к региональным стратегиям.
- Двухлетние налоговые каникулы для «самозанятых» (впервые регистрируемых предпринимателей) государство предоставило лишь для нянь и сиделок, репетиторов и уборщиц, которые не привлекают к своей деятельности наемных работников. Почему их не распространить на 63 вида деятельности, прописанных в НК, тем более в своем поручении Президент РФ не ставил ограничений?
- Внесены изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", ограничивающие права торговых сетей. Однако тюменские предприниматели считают изменения недостаточными: "Экспансия крупных торговых сетей, многие из которых зарегистрированы в оффшорах, уничтожает местный малый бизнес. Закрываются небольшие магазины, страдают местные товаропроизводители, многим из которых вход в иногородний ритейл закрыт».
- Принят закон, направленный на усиление ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение действий, повлекших необоснованное уголовное преследование предпринимателей и прекращение ими хозяйственной деятельности. Оптимизма у предпринимателей не прибавилось.
- Малый бизнес освобожден от проверок ФАС. Закон предусматривает снижение антимонопольного контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, не оказывающих существенного влияния на состояние конкуренции, годовая выручка которых не превышает 400 млн рублей.
- С 01.01.16 по 31.12.18 введены надзорные каникулы компаниям малого бизнеса, оборот которых не превышает 800 миллионов рублей в год.
- Приняты поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, разрешающие заменять штраф на предупреждение, если предприниматель совершил нарушение впервые.
- Руководители регионов теперь будут отчитываться за состояние инвестклимата и развитие бизнеса на своей территории, хотя средств на это в большинстве из них нет. Более того, в 2016–2019 годах долги российских регионов вырастут на 50%.
- В марте вступил в силу закон, который позволит оспаривать акты, содержащие разъяснения и обладающие нормативными свойствами. Речь идет о приказах, письмах и других документах различных министерств, служб и агентств.
- Правительство повысило предельный уровень дохода для микропредприятий — 120 млн руб., для малых предприятий — 800 млн руб., а для средних предприятий — 2 млрд руб.
- На 2016 год правительство заморозило коэффициент-дефлятор, что предположительно дало экономию плательщикам ЕНВД до 10 млрд рублей.
- Принят Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ, вступающий в действие с 2017 года, который продлит срок действия единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
- Вместо поиска эффективного решения, Министр труда РФ предложил взимать с "тунеядцев" (самозанятых) по 20 тыс. рублей налога. Идея не нашла поддержки.
- Реформа контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы, осуществляется по утвержденной Правительством РФ «дорожной карте».
Предприниматели хорошо знают, как «волшебная карета», с помощью которой они собираются въехать в светлое будущее бизнеса, превращается в тыкву, а ещё хуже – в свирепую крысу, благодаря усилиям силовиков, чиновников, депутатов разных уровней, монополистов и конкурентов от крупного бизнеса. У каждой такой кареты (законопроекта, закона или постановления) есть свое время на превращение: иногда для этого достаточно всего одного чтения в законодательном органе, иногда – года работы лоббистов…
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ «СИГНАЛЫ» ГОДА ДЛЯ МСП:
- «Ночь длинных ковшей» в Москве (09.02.16) положила начало внесудебного сноса объектов бизнеса по России: Тверь, Омск, Ярославль, Санкт-Петербург, Сочи, Крым…
- Пытаясь защитить предпринимателей от органов местного самоуправления, получивших полномочия на внесудебный снос «самовольной» постройки, благодаря внесенным изменениям в статью 222 ГК РФ, Госдума в итоге приняла закон, защищающий от сноса объекты, принадлежащие лишь религиозным организациям. Все дороги бизнеса ведут в храм или на кладбище? Конституционный суд признал действия по сносу законными…
- Права собственности в России прошли переоценку («Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем», - С. Собянин). В Волгограде «стали признаваться "незаконными" даже те объекты, которые на одном месте простояли 30 - 40 лет, их установили еще в советские времена». (Виктор Стальной, ИД «Южная Россия» 24.11.16).
- Передел собственности в переходах московского метрополитена приведет к появлению 500 «госларьков», которые «продаются» в аренду предпринимателям за безумные деньги.
- С марта 2016 года ставка для большегрузных автомобилей («Дальнобойщики») повышается и до 31 декабря 2018 г. цена за километр составит 3,06 рубля. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн за повторное. Массовый протест предпринимателей по всей России.
- Захват земель, имущества, физическая расправа, отъем земли у пайщиков, возбуждение надуманных уголовных дел против кубанских фермеров привели к массовому протестному «тракторному маршу» на Москву (август 2016). Зато Генеральный прокурор РФ получил в сентябре медаль «Герой труда Кубани» — высшую награду Краснодарского края.
- Государственная налоговая политика завела предпринимателей в подполье. Около 22 млн россиян, по данным Бориса Титова, являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Данные РАНХиГС – 30 млн россиян получают постоянные и временные теневые заработки.
- Суррогатный алкоголь. Десять лет назад в борьбе за право малого бизнеса торговать, в том числе и алкоголем, появилось Движение «За честный рынок». Г. Онищенко тогда убеждал правительство передать алкоголь сетям и стационарным магазинам, чтобы малый бизнес не травил людей. Отобрали. Прошло ровно десять лет – количество потребляемых суррогатов сегодня равно выпиваемой водке и коньяку, вместе взятых. 50% граждан России не могут себе позволить легальный алкоголь. Тарифы на алкоголь с 01.01.17 снова выросли. Может, стоит поискать истинных виновников преступлений?
- Внесены поправки в 54ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», который ставит на грань уничтожения половину региональных малых предпринимателей, не способных по объективным причинам обеспечить его выполнение. Реализация закона в нынешнем виде и сроки дает преимущество крупным игрокам рынка.
- Об эффективности силовиков: если заработал миллиард, то – настоящий полковник. Коррупционные скандалы приоткрыли масштабы обирания бизнеса в России. «Основным субъектом теневой экономики стала сама власть», - Олег Кашин.
- Государство и предпринимательское сообщество «не заметили» тридцатилетие выхода первого в современной истории закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19.11.1986 год). Сегодня в России индивидуальных предпринимателей более 3 млн и полное неуважение со стороны властей.
- Предпринимательская «Партия Роста» во главе с бизнес-омбудсменом, предложившая программу развития реальной экономики России, не прошла в Госдуму РФ. Таким образом, она не была в должной мере поддержана ни предпринимательским сообществом, ни административным ресурсом.
- Минэкономразвития внесло на рассмотрение правительства план поддержки экономики на 2017 год. Общая сумма, которая будет направлена на поддержку реального, а не спекулятивного сектора отечественной экономики составит 108,75 млрд рублей, что в 8 раз меньше, чем было предусмотрено в антикризисном плане на 2015 год (13.12.16 «Царьград»).
- Принят «Пакет Яровой». В «распиле» триллионов рублей заинтересована госкорпорация «Ростехнологии», куда пойдут основные средства.
- По данным Института проблем правоприменения проверки ежегодно съедают в России не менее 0,2% ВВП. С каждой проверки бизнес теряет 13,3% прибыли. Реальное их количество эксперты оценивают порядка 9 млн в год (институт бизнес-омбудсмена). По данным Генпрокуратуры, в январе 2015 г. – декабре 2016 г. было около 4 млн проверок, тогда как в реестре за год зафиксировано всего 398 000. Большая часть проверок заканчивается штрафами.
- Труд в России стал дешевле, чем в Китае. Средняя заработная плата в России упала ниже $450 в месяц, опустившись ниже уровня средней зарплаты в Китае.
- Кадастровая оценка земли возросла в десятки раз и стала выше рыночной, в результате чего, ещё недавно эффективные российские предприятия становятся неконкурентоспособными на внешнем и внутреннем рынках. Однако благодаря принятому законодателями документу «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения положений по вопросам оценки имущества», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года относительно всех объектов недвижимости будет использоваться кадастровая стоимость, которая была установлена на 1 января 2014 года.
- «По нашим расчетам, примерно 95% всех торгов, проводимых государственными корпорациями, это имитация торгов», - руководитель ФАС Игорь Артемьев. Федеральный закон № 223, регулирующий госзакупки, «фактически не работает».
- Согласно поправки в статью 45 НК РФ, налоговики могут взыскать неуплаченные налоги предприятия с аффилированных лиц, без уточнения о том, что эти лица именно организации. Теперь участники общества отвечают по обязательствам общества. В стране денег нет…
- Минэкономразвития предоставил в Минфин макроэкономический прогноз, по которому до 2035 г. экономика будет преодолевать стагнацию все ближайшие 20 лет и всё дальше сдвигаться в сторону бедных стран.
- Центр развития НИУ "Высшая школа экономики" прогнозирует, что ВВП России сократится в 2015-2019 годах в общей сложности на 8,1 процента.
- По итогам 8 месяцев 2016 года объем выданных кредитов МСБ сократился на 11% до 5,3 трлн. руб. Падение кредитования идет последние три года.
- В целом по России наблюдается снижение количества нестационарных торговых объектов (НТО) до 5%, хотя именно нестационарная торговля существует в интересах населения, в силу доступности, должна развиваться и быть востребованной.
- Российское правосудие: липецкий предприниматель «совершил преступление путем написания заявления в Липецкую областную прокуратуру».
- Эмиграция из России в разы больше, чем цифры, о которых нам сообщает Росстат (данные Комитета гражданских инициатив).
18 июля бизнес-омбудсмен Борис Титов представил ежегодный доклад Владимиру Путину, отметив наиболее актуальные проблемы российского предпринимательства: неопределенность экономической ситуации, волотильность курса рубля, падение спроса на внутреннем рынке, большое количество проверок бизнеса, уголовное преследование предпринимателей, высокая налоговая нагрузка и иные обязательные платежи. В докладе, состоящем из 170 страниц, были обозначены 234 системные проблемы в экономике. Титов отметил, что нужна новая стратегия для страны, стратегия несырьевой экономики, которая бы ориентировалась именно на развитие собственной современной промышленности, и сельского хозяйства, и малого бизнеса.
Надо отметить, что в 2016 году многие эксперты, экономисты, общественные и политические деятели предлагали программы выхода из структурного кризиса, делали заявления, включающие поддержку и развитие МСП. Однако должного продолжения эти усилия не имели, а «Партии Роста» не удалось привлечь на свою сторону граждан и предпринимателей. Что касается 234 системных проблем, заявленных Борисом Титовым в ежегодном докладе, то в следующем году мы увидим новый список из новых сотен проблем, так как в год в стране выходит порядка 22 тысяч законодательных актов, большая часть которых негативно влияет на бизнес. Объем работы институту Уполномоченного по правам предпринимателей гарантирован на многие годы, так же как и другим структурам, обслуживающим бизнес.
В декабре участвовал по линии АСИ в двухдневной форсайт-сессии «Трансформация саморегулирования». В результате работы должна была появиться «дорожная карта». Осознанно участвовал в проекте, предложив коллегам свои многолетние разработки. Считаю, что мы так и не нашли доводов как разрушить прозрачную стену между желанием (давними мечтами) предпринимательского сообщества жить как в цивилизованных странах и существующей реальностью ГУЛАГА. Лишь порадовала возможность встретить близких по духу идеалистов!
Когда руководитель страны ставит задачу выхода на темпы роста экономики выше мировых к 2019-2020 году, призывает работать над тем, чтобы бизнес не уходил в иностранные юрисдикции, а также снижать зависимость кредитно-денежной системы РФ от мировой конъюнктуры, и при этом не предлагает эффективных инструментов по созданию благоприятного предпринимательского климата, защите собственности, устранению административно-коррупционного давления на бизнес, созданию независимой судебной системы, то подобные планы превращаются в демагогию. Нас ждет очередная девальвация рубля, падение уровня жизни и превращение большей части населения богатейшей страны в нищих. Каким станет МП, не нужно гадать?
Экономический рост в условиях сокращения реальных доходов и ограниченности бюджетных средств невозможен! Импортозамещение не стало рецептом роста. Драйверы роста, подобно сельскому хозяйству, которыми гордится власть, при более глубинном изучении, представляют из себя накопившие колоссальные убытки крупные агрохолдинги (колоссы на глиняных ногах), списанием которых предстоит еще заниматься. Цена «подъема» пищевой промышленности в нынешних запретительных для бизнеса условиях – массовый фальсификат, выпуск которого распространился в отдельных секторах на 90% продукции, по поводу чего в СМИ постоянно возникают скандалы. Те же проблемы в фармацевтике…
Голову поднимают эксперты и политики, требующие ухода от «либеральной» модели, роста и без того безумной доли государственного сектора. В интернете популяризируется Проект долгосрочной программы развития РФ, фактически возвращающей страну на десятки лет назад (Юрий Якимович ФСБ и новая экономическая модель).
Понятно, что есть много запросов на сильную руку, на возврат в «светлое прошлое», на сохранения сословного государства с полуфеодальными отношениями (1% россиян контролирует 75% богатств России), но хода истории не изменить и если не новое развитие кризиса, то новая волна промышленной революции сметет существующую действительность.
Как выйти из этого замкнутого круга, из тупика?
Хочу напомнить об одной важной дате, которая будет отмечаться в мире 2017 году – семидесятилетие принятия американского плана Маршалла для восстановления разрушенной войной Европы. Об этом я говорил на подведении итогов развития МСП в РАНХиГС, приводя пример Италии, которая стала развивать малые производства, создавать цеха. Активное создание предпринимательских отраслевых гильдий привело к формированию самоорганизации бизнеса в союзы. В отличие от сегодняшней России, итальянский бизнес занял ведущее место, десятилетиями определяя развитие экономики Италии.
Уверен, что для России сегодня нужен подобный план, который позволит поднять экономику страны через поднятие находящегося в полнейшей деградации малого и среднего производственного бизнеса, запустить полноценные горизонтальные цепочки кооперации, развивать обновленные союзы производителей товаров, услуг и работодателей МСП. Это не будет очередная формальная невыполнимая программа, подобная Стратегии 2030 для МСП.