Министерство экономического развития РФ представило рейтинг работы системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в регионах. Новгородская область в нём занимает 18-е место в группе субъектов РФ с наивысшими показателями. В МЭР отмечают, что применение системы ОРВ помогает избежать экономических рисков при принятии управленческих решений и законов. По данным ведомства, благодаря ОРВ за последние три года регионы сэкономили более миллиарда рублей.
Новгородская область вошла в двадцатку российских регионов по качеству осуществления оценки регулирующего воздействия(ОРВ). Соответствующий рейтинг представили в министерстве экономического развития РФ. Новгородская область занимает в нём 18-е место.
Отметим, что внедрение системы оценки регулирующего воздействия, проще говоря, проверки законодательных инициатив на эффективность и целесообразность, было произведено в соответствии с майскими указами президента 2012г. А с 2014г. введение ОРВ стало обязательным для всех субъектов РФ, тогда же МЭР начало отслеживать, как система работает в регионах. В ведомстве отмечают, что благодаря ОРВ регионам за три года удалось избежать издержек, связанных с принятием непродуманных законов, и сэкономить таким образом несколько миллиардов рублей.
В ведомстве отметили, что регионы – лидеры рейтинга заработали высокие позиции благодаря комплексу факторов: передовым технологиям анализа проектов актов, расширению ОРВ на уровень законодательной власти, активной позиции в органах МСУ, а также использованию специализированных порталов, позволяющих сделать процесс максимально открытым и доступным любому пользователю. При этом главным фактором является взаимодействие с экспертами, высказывающими свою позицию по поводу инициатив в рамках публичных консультаций.
Генеральный директор информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус», эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов отмечает, что высокий уровень ОРВ в регионе на текущем этапе означает «в первую очередь достаточную степень распространения данного механизма и определенную массовость проведения оценки (количество проходящих оценку проектов актов или действующих актов)». «В определенной мере он также отражает признание бизнес-сообществом в лице представителей ассоциаций, а также отдельными экспертами того, что в регионе введение оценки состоялось», – добавил эксперт.
По словам Шестоперова, для широкого распространения в регионе системы ОРВ, как и в любом другом начинании, важно наличие политической воли у руководства региона. Собеседник «Клуба Регионов» обратил внимание, что «если посмотреть на рейтинг, то высокие места занимают те субъекты РФ, где оценка находится на хорошем счету у высших должностных лиц, а уполномоченный орган власти (как правило, экономическое ведомство) достаточно заинтересован и имеет значительный вес в сравнении с другими ведомствами».
Отметим, не только в России, но и в мире ОРВ на государственном и региональном уровнях применяется не так давно. «Впервые о необходимости применения ОРВ заявил профессор, замминистра юстиции Швейцарии Люциус Мадер в 2002г. Но тогда еще термином ОРВ не пользовались, говорили просто об оценке законов. Мадер предложил это внедрить, пользуясь наработками, которые есть у экономистов: просчет рисков, затраты на реализацию проекта, его окупаемость, рентабельность и так далее», – говорит профессор, заместитель заведующего Факультета права Высшей школы экономики Юрий Арзамасов.
В России, по словам специалистов, сейчас можно встретить так называемые «белорусский» и «казахский» подходы в оценке регулирующего воздействия. Белоруссия, по словам Арзамасова, использует узкий подход, оценивая риски от законотворчества чисто с экономической точки зрения. Самому эксперту ближе опыт Казахстана, где вычисляют не только экономические последствия, но и социальные, «которые могут быть более существенными, чем экономические». «Эта оценка регулирующего воздействия более комплексная», – отметил Арзамасов.
Эксперт призывает использовать именно комплексный подход. А для того, чтобы ОРВ была более достоверной, собеседник «Клуба Регионов» предлагает привлекать специалистов в этой сфере. «Должна работать команда юристов и экономистов, или картина действительности будет однобокой», – подчеркнул он.
При этом полагаться только на рейтинг МЭР в оценке работы системы ОРВ в регионах Арзамасов не рекомендует. По его словам, более-менее объективное положение дел в субъектах РФ можно будет увидеть, когда свой ОРВ-рейтинг представят и другие организации, занимающиеся этой проблематикой.