Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Юрий Симачев, Директор по экономической политике НИУ ВШЭ. Критический взгляд на происходящее.

Совсем недавно мы помещали на сайте НИСИПП большую беседу с Юрием Симачевым, посвященную деятельности российских институтов развития. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей мысли Юрия Вячеславовича по поводу импортозамещения, а также его мнение о том, что происходит в российской налоговой политике.

 

- Юрий Вячеславович, не слишком давно был опубликован Ваш доклад по вопросам импортозамещения. Оно стало одним из флагманов нашей экономики, хотя, скажем прямо, определяется не столько экономикой, сколько политикой.

Насколько я понял суть доклада, Вы не в восторге от происходящего в этой сфере.

- Я как аналитик всегда критически смотрю на всё, что происходит. По данному же поводу скажу сразу: мне кажется, что на нынешнем этапе, по сравнению с тем, что пытались сделать раньше, политика импортозамещения стала, на самом деле, более осмысленной. По крайней мере, хотя бы возник такой рабочий инструмент, как Фонд развития промышленности. Это – инструмент, который реально работает; инструмент, в котором  есть позиции, по которым принимаются решения; инструмент, где помощь выделяется не по указке. Далее можно обсуждать, как менять критерии, как уточнять акценты – ради бога. Но есть инструмент промышленной поддержки, который реально работает. Более того, он нацелен не на сверхкрупные компании, а на крупные и средние. Это мне представляется удивительным, поскольку у нас долго такого не было, чтобы хоть какой-то инструмент был, и чтобы он ориентировался в частности на средний бизнес, на растущий бизнес.

Не будем, разумеется, идеализировать ситуацию – она не идеальна, но такой инструмент теперь есть.

- Это то, что Вам нравится. А что не нравится?

- Что мне не нравится в политике по импортозамещению? Это акцент на то, что у нас было, на то, что ещё осталось, и в меньшей степени на то, что мы хотели бы, чтобы у нас появилось. На то, что получило у моих коллег название: «опережающее импортозамещение», когда мы стараемся сориентироваться на возможные будущие рынки. Когда мы смотрим (я об этом уже не раз говорил), чтобы дать средства в инфраструктурные проекты, которые будут развиваться сами и способствовать развитию новых секторов экономики, новых видов деятельности, запуску проектов малых и средних компаний. Вот я о чём.

- Но мы ведь ждём от импортозамещения чуть ли не экономического чуда.

- Понимаете, насколько меры по импортозамещению помогут экономике, а насколько нет, сказать не так просто: их роль не столь велика. Гораздо более серьёзное влияние оказывают кредитно-денежная политика, ещё серьёзнее влияние налоговой политики. Импортозамещение, с моей точки зрения, - это точечная система мер. Она как не обеспечит успех экономики, так и не сокрушит её: там не те ресурсы. Это можно проверить по расходам и всему прочему.

Но как некая попытка активного инструмента – это надо приветствовать. То, что она нацелена несколько назад, на некоторые продуктовые сегменты – я понимаю, зачем помогать тем, у кого есть затруднения, но гораздо важнее, по-моему, сориентироваться на перспективу.

Но, естественно, всегда достигается какой-то компромисс, и мы можем видеть проекты, в большей степени направленные на перспективу, и проекты, связанные с традиционными секторами и направлениями. И вот как раз по этим последним направлениям и возникают вопросы. И у меня есть ощущение, что, если мы говорим  о политике импортозамещения, то важно искать что-то своё. И это своё может быть связано как с заимствованием технологий, так и с попыткой разработки своих продуктов, причём не только на основе исследований и разработок, которые, конечно, тоже нужны, но и на основе изобретательства. Роль креатива, роль организационных инноваций в условиях грядущей промышленной революции – это, по-моему, очень важная тема.

- А у нас грядёт промышленная революция?

 - У меня, конечно, своё мнение по этому поводу. С одной стороны, да – она грядёт. И, чтобы был позитивный эффект, надо бы ещё раз обсудить: что следует делать. Но это – отдельная тема, достаточно серьёзная и достаточно долгая в изложении.

- Понятно. Тогда ещё один вопрос. Это – по нашей с Вами традиционной теме: налоги.

- Знаете, уже даже никакого желания нет их обсуждать.

Понимаете, активность в налоговой политике, по-моему, уже малоосмысленная: что называется, не догнать, так согреться. Всё из этой серии.

Лишь бы что-то делать, лишь бы было ощущение, что о чём-то думают. Люди предлагают какие-то инициативы, которые при этом, к сожалению, утрачивают свою осмысленность.  Я уже не знаю, почему это происходит: то ли очень многим людям хочется продемонстрировать свою инициативность и потом пообсуждать внесённые предложения. Либо кому-то хочется показать, что они о ком-то заботятся, но при этом чёткой линии – что планируется делать, какие должны быть акценты, какого типа нужен манёвр, нужен ли он вообще…

- Ну, манёвр, вроде бы отменили.

- За то, чтобы всё оставить, как есть, многие были бы признательны и благодарны. И это было бы хорошо: нельзя же нервировать таким количеством инициатив и население, и бизнес.

- Понимаете, есть ещё один момент: вот сейчас сказано, что манёвр отменён, что не будет такого жесткого ориентирования на НДС. А я говорил с несколькими экспертами, утверждавшими, что именно страны, отменившие какие-то другие налоги и опиравшиеся именно на НДС, добились успехов. Но ведь нет гарантии, что не будет такого маневра: НДС всё же повысят, оставив все другие налоги прежними.

- Мне кажется, что идея, связанная с реформой НДС, неправильна: у нас нормально выстроена схема. И уж точно этим не надо заниматься в таких сложных условиях развития экономики. Ведь любая реформа, особенно глубокая, это всегда издержки. Нет у нас сейчас запаса для издержек. Это всегда повышенные риски как для проигрывающих, так и для выигрывающих. Зачем? Любая реформа – это неопределённость для инвесторов, которые предпочитают выждать.

И для чего шуметь, если все эти меры при различных обсуждениях ещё могут двадцать раз измениться в любую сторону? А в результате создается общее ощущение нестабильности на рынках. Мне кажется, что сейчас надо как-то сдерживаться.

 

Беседовал Владимир Володин.

Учебник "Национальная экономика"
Бизнес-регата для владельцев и топ-менеджеров.
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости