Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес на преодолении.

Сниженный спрос, жесткая конкуренция, волатильность рубля в условиях зависимости от импорта мобилизовали внутренние ресурсы предпринимателей. Кому из них кризис открыл новые ниши для бизнеса?

Кризисные управляющие

Зона турбулентности для российских компаний закончилась. По крайней мере, индекс экономического настроения, который ежеквартально считает Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в первом квартале 2017 года достиг максимума за последние два года и составил 91,6 пункта.

Опрос руководителей почти 20 тыс. предприятий показал относительную стабилизацию спроса и ожидаемых изменений выпуска и запасов готовой продукции в добывающей и обрабатывающей промышленности, портфеля заказов в строительстве, экономического положения в розничной торговле и сфере услуг. Такие сферы, как розница и услуги, где сосредоточен малый и средний бизнес, восстановились, показав прирост на три процентных пункта каждая.

Однако деловой климат остается нестабильным, говорит директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ Георгий Остапкович: индекс с середины 2014 года держится ниже своего среднего долгосрочного уровня (100 пунктов). При этом, по его словам, последние два года значение индекса значительно превышает его параметры, зафиксированные в эпицентрах двух предыдущих экономических кризисов в России. Худшим положение бизнеса за последние двадцать лет было в середине 2009 года.

Бизнес, по словам Георгия Остапковича, успел накопить компетенции, способствующие выживанию практически в любых условиях. «Там, где европейский бизнесмен давно бы сломался, российские предприниматели стоят, как гвозди», — отмечает он. Помимо того что несколько улучшилась рыночная конъюнктура, управленческие действия самих предпринимателей также позволили им адаптироваться к новой реальности и обрести равновесие, отмечается в исследовании ИСИЭЗ.

В стране сформировался пул кризисных управляющих как в бизнесе, так и в госуправлении. «У нас нет предпринимателей, которые бы умели одинаково хорошо работать и на подъеме, и на спаде. Проблема в том, что кризисные менеджеры продолжают действовать по антикризисным схемам, проявляют излишнюю осторожность, даже когда идет экономический рост», — говорит Георгий Остапкович.

Действительно, российские частные компании значительно превосходят своих иностранных коллег по оперативности принимаемых решений (75% предпринимателей демонстрируют это качество), готовности нести повышенные риски (73%) и в целом отличаются «более развитым духом предпринимательства» (81%), приводят в PricewaterhouseCoopers (PwC) данные международного исследования частного и семейного бизнеса в 2016 году.

Более того, по данным PwC, 67% частных российских компаний, принявших участие в исследовании, хотя и меньшими темпами, чем раньше, продолжали расти в прошлом году. 86% из них рассчитывают на рост в ближайшие пять лет, причем 15% планируют рост быстрый и агрессивный. В международную выборку попали компании с оборотом от $10 млн (таких оказалось 6%) до более чем $1 млрд (19%). Большую долю участников (35%) составили компании с объемом выручки от $101 млн до 500 млн, они преимущественно заняты в розничной торговле (19%) и промышленном производстве (17%).

Санкции в помощь

По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, на фоне общего тяжелого положения бизнеса в 2017 году действительно стала расти доля предприятий с положительной динамикой развития. Как следует из доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, состояние порядка 60% компаний за последние полгода продолжало ухудшаться из-за низкого спроса, роста издержек, снижения стоимости и недоступности финансирования. Однако 15% предприятий отмечают позитивные изменения в своей работе, тогда как в прошлом году положительной динамикой могли похвастаться немногим более 5%.

Этим компаниям удалось добиться роста, как следует из исследования аппарата омбудсмена, подготовленного совместно с ВЦИОМом, за счет расширения линейки товаров (30%), возможности инвестирования (31%), расширения географии рынков сбыта и партнерских отношений (42 и 43% соответственно)  и, как следствие, повышения спроса на товары и услуги (51%).

По словам Георгия Остапковича, растут преимущественно крупный промышленный и аграрный бизнес и связанные с ними малые и средние предприятия.

Санкционная политика привела к снижению конкуренции со стороны иностранных производителей, отмечает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. «Особенно это заметно в сфере сельхозпроизводства: торговые сети развернулись в сторону отечественного производителя, включая фермеров. Импортозамещение расширило их географию сбыта».

Часть компаний сектора МСБ, по его словам, смогли закрыть пробел потребительского спроса и снижение потребности в своих товарах и услугах на b2b-рынке за счет госзаказа. «Объем прямых госзакупок и закупок госкомпаний в последние годы растет, в том числе на услуги IT-сектора. Хотя тут нужно отметить весьма неконкурентный и неэластичный по ценам спрос», — говорит Владимир Буев.

Ограничения внешних рынков заставили российскую обрабатывающую промышленность «слезть с толлинга» — отправки сырья на переработку за рубеж с последующим потреблением готовой продукции, говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В ряде отраслей (например, в деревообработке и нефтехимии), по его словам, полный цикл — от сырья до готовой продукции — стал осуществляться в стране. По мнению эксперта, у малых и средних компаний b2b-сектора тоже появилось немало преимуществ. «Крупные предприятия, оптимизируя работу, до 60% функций выводят на аутсорсинг. А сейчас им нужна не просто массовая услуга, а бутиковое обслуживание, не простой бухучет, а финансовый имплант, не обычная транспортная компания, а логистика хрупкого груза, например», — отмечает Мартиросян. Этими возможностями могли воспользоваться компании, владеющие технологиями и способные быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Новые компетенции

Сегодня в бизнесе ценятся специалисты, которые умеют искать новые ниши. «В условиях высокой конкуренции, вместо того чтобы бороться за существующий рынок, нужно создавать новый, еще не существующий рынок, и многие российские предприниматели это уже осознали и находятся в активном поиске, отсюда рост стартапов», — говорит Эмиль Мартиросян. Так, число зарегистрированных в системе СПАРК стартапов в марте 2017 года увеличилось более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2015-го и составило 6422 компании. Активную деятельность, впрочем, ведут лишь 23% из них.

Инвесторами новых малых и средних производств выступают и крупные компании. «Снижение курса рубля сделало нас конкурентоспособными по сравнению с китайцами. Однако внешние факторы лишь подтвердили правоту нашей стратегии», — говорит управляющий партнер ООО «КИТ» Павел Спичаков. По его словам, ставку на собственное производство компания делала изначально. До сих пор бизнес был связан с производством медицинских изделий: бахил, медицинских масок, лейкопластырей. В 2016 году Спичаков с партнерами зарегистрировал новую компанию и запустил во Владимирской области производство латексных презервативов, детской косметики и подгузников. Коммерсанты целенаправленно подбирали и нишу, и регион для открытия производства. «Мы искали место в двух часах от Москвы с квалифицированными кадрами, низким уровнем коррупции, я лично встречался с чиновниками, прежде чем заходить в регион», — говорит предприниматель. В ближайшее время компания рассчитывает выйти на европейский рынок.

«Монопродуктовому производителю сложнее двигаться в какие-то другие ниши. Однако, когда рубль существенно упал, а внутренние зарплаты остались на том же уровне или ниже, это открыло нам возможность для того, чтобы масштабировать бизнес и предложить свой сервис зарубежным клиентам», — рассказывает Владимир Луценко, генеральный директор компании по производству съемных ортодонтических аппаратов. По его словам, сейчас порядка 30–35% от общей выручки компании приносят рынки США и ЕС.

Пример бизнеса предпринимателей Спичакова и Луценко — истории не массовые, но показательные. Согласно исследованию уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ и ВЦИОМ, девальвация оказалась выгодной не более чем 6% компаний.

Бизнес не просто занялся оптимизацией внутренних ресурсов и стал более интенсивно работать с действующим рынком, но действительно активно интересуется экспортом, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, программы Российского экспортного центра (РЭЦ) пользуются большой популярностью у предпринимателей.

По данным исполнительного директора РЭЦ Алексея Тюпанова, более 80% запросов на поддержку экспортной деятельности в прошлом году пришло от представителей МСБ. Специальный образовательный проект РЭЦ по повышению «экспортной грамотности» малых и средних компаний сегодня работает уже в 37 регионах страны.




«Готовясь к экспорту, собственники мыслят не интуитивно, а структурно. Модернизируют все: каталоги продукции, сайт, юридическую структуру, логистику. Неожиданно для себя на фоне улучшения бизнес-процессов под экспорт компании укрепляют свои позиции на традиционных рынках», — отмечает исполнительный директор аудиторско-консалтинговой компании КСК групп Александр Рагиня. Один из клиентов компании — производитель хлопчатобумажных тканей — не просто расширил географию продаж, а под влиянием внешнего рынка вывел параметры конкурентоспособного продукта: плотность ткани, стойкость красок, точность рисунка, толщину нити и т.д. В результате компания запустила производство новых видов тканей для фабрик по пошиву одежды в Финляндии, Швеции, а также странах Азии — Бангладеш, Вьетнаме, Индонезии. Кроме того, новая ткань востребована и на внутреннем рынке. 



Автор: Юлия Глуховская


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости