Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отчетности для фирм и ИП станет меньше.

Бизнес все громче выражается свое недовольству по поводу гигантского объема разнообразной отчетности, которую ему приходиться сдавать. Власти вроде бы готовы пойти на уступки и снизить количество документов. Проанализируем все тезисы инициаторов «отчетной революции» и постараемся предположить, какие из них наиболее близки к воплощению, а какие – из разряда научной фантастики.

При Минэкономразвития РФ создается межведомственная рабочая группа по регулированию количества отчетности, которую сдают предприниматели. Формально инициатором ее создания выступил глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ России Сергей Катырин. Но «отмашку» на это дали на «самом-самом верху».

По данным ТПП за год количество сдаваемых отчетов для предприятий, работающих по общей системе налогообложения, выросло с 30 до 46, а для организаций на УСН – с 18 до 35. Кроме того, в период с марта прошлого года было введено 12 новых отчетов в Пенсионный фонд, еще четыре – в Федеральную налоговую службу, а один – в Росстат.

Пять в одном

Единую упрощенную форму отчета, которая заменит привычные СЗВ-М, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, а также декларации по транспортному налогу и налогу на имущество, утвердит ФНС. Предоставлять ее с 2018 года будут все микропредприятия, работающие на спецрежимах. Сдавать ее придется не в налоговую инспекцию, а в многофункциональный центр.

Произойдет это в том случае, если внесенный в Госдуму законопроект № 164161-7 успешно пройдет три чтения, получит одобрение сенаторов и, получив визу президента страны, обретет статус закона. Поправки предполагается внести в статью 7 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

В пояснительной записке приведены следующие сведения. Субъекты малого предпринимательства сейчас обязаны представлять бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иные виды отчетности, в том числе отчетность в зависимости от видов экономической деятельности.

К примеру, субъект малого предпринимательства – организация, имеющая наемных работников, одну единицу транспортного средства, объект недвижимости в собственности и применяющая УСН, за один календарный год деятельности подает в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики 41 форму отчетности, в том числе:

- ежемесячно форму СЗВ-М в ПФ;

- один раз в год справку-подтверждение основного вида экономической деятельности в ФСС;

- ежеквартально форму 6-НДФЛ в налоговый орган;

- один раз в год справку 2-НДФЛ в налоговый орган;

- один раз в год сведения о среднесписочной численности в налоговый орган;

- один раз в год налоговую декларацию по УСН;

- один раз в год налоговую декларацию по транспортному налогу;

- ежеквартально налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество организаций (рассчитываемому исходя из кадастровой стоимости);

- ежеквартально налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по земельному налогу;

- один раз в год бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъектов малого предпринимательства в орган статистики;

- один раз в год формы статистической отчетности в зависимости от вида экономической деятельности (опубликованы на сайте statreg.gks.ru).

Кроме того, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды организации заполняют и сдают один раз в год: сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, отчет субъекта малого и среднего предпринимательства, годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», а также декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, общая нагрузка по сдаче различного рода отчетов для микропредприятия может составлять до 45 форм в год. Авторы проекта считают, что это сдерживает развитие предпринимательской деятельности.

Читайте также «Как заполнить и сдать новую форму 4-ФСС»

Бухотчетность в статистику можно будет не сдавать

Компании могут освободить от обязанности предоставлять Росстату отчетность, которую статистические органы могут самостоятельно получить в рамках межведомственного взаимодействия. По крайней мере, этого добивается «Опора России», руководство которой направило соответствующее письмо в Минэкономразвития.

Речь идет о годовой бухгалтерской отчетности – бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. Сейчас эти документы получают не только Росстат, но также Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. По мнению «Опоры», подобная обязанность является «излишней и не оправдывающей себя мерой».

Также «Опора» недовольна размером штрафов за несвоевременное предоставление статистических данных или их недостоверность. Наказание для должностных лиц составляет до 20 000 рублей, для компаний – до 70 000 рублей, а при повторном нарушении – до 50 000 рублей и до 150 000 рублей соответственно. При этом отмечается, что штрафом наказывается каждый неправильно или несвоевременно поданный отчет, называя это «двойной ответственностью за каждую отдельную форму неправильно предоставленной отчетности».

Обратите внимание

Поручение рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности президент страны дал чиновникам больше года назад. Однако реакция на него оказалась весьма странной – количество отчетности не только не сократилось, но увеличилось. Количество сдаваемых отчетов для предприятий, работающих по общей системе налогообложения, выросло с 30 до 46, а для организаций на УСН – с 18 до 35. Примерно такие же метаморфозы происходят у нас с «сокращением числа чиновников.

Росстат, в свою очередь, указывает, что обмен отчетностью между ведомствами допустим только в том случае, если сохранится «достоверность, полнота и своевременность» полученной информации. Высокие штрафы служба считает целесообразными, поскольку они носят профилактический характер: до прошлого года они были ниже, что не позволяло «эффективно бороться с правонарушениями в сфере официального статистического учета».

Остается напомнить, что Росстат был передан в подчинение Минэкономразвития в начале апреля – ранее он напрямую подчинялся правительству.

Читайте также «Формат упрощенной годовой бухотчетности внезапно изменился»

Статистнагрузка станет «подъемной»

Свои наработки по части снижения «статистической» нагрузки для малого бизнеса активно продвигает и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» может применяться упрощенный порядок предоставления статистической отчетности, который фактически сводится к ограничению периодичности проведения выборочных обследований: наблюдение за малыми и средними предприятиями проводится ежемесячно и/или ежеквартально, за микропредприятиями – по итогам за год. Однако количество обязательных для сдачи форм отчетности законом не ограничено. Ситуацию осложнило ужесточение административной ответственности за нарушение порядка сдачи отчетности, что привело к жалобам бизнеса; президент поручил сократить статистическую нагрузку на МСП, рассказывает замдиректора НИСИПП Олег Шестоперов.

Отдельного внимания заслуживают сроки сдачи отчетности, которые, по оценке НИСИПП, удобны только Росстату. Табель форм статистического наблюдения содержит более 60 уникальных дат сдачи отчетности.

В рамках одного вида деятельности количество отчетных дат может доходить до 10, а для многопрофильных предприятий и более. Разрозненность отчетных дат, очевидно, затрудняет планирование процесса сбора и сдачи отчетности, с ростом предприятия и расширением сфер деятельности издержки на сдачу отчетности из-за увеличения числа документов возрастают скачкообразно.

Средние издержки на сдачу статистической отчетности могут показаться невысокими (от 3000 до 60 000 руб. на одно предприятие). Однако, во-первых, в ряде отраслей издержки существенно выше среднего (например, в сфере производства нефтепродуктов). Во-вторых, предприятия сдают и иные формы отчетности (налоговую, бухгалтерскую, ведомственную и т. д.), суммарные издержки на сбор и представление которых сопоставимы с объемом налоговых отчислений субъектов МСП.

В связи с вышесказанным эксперты НИСИПП предлагают реформировать систему отчетности следующим образом:

- исключить ежемесячную отчетность. Отчетность должна сдаваться не чаще одного раза в квартал;

- укрупнить формы наблюдения. Необходимы единые формы, включающие как базовые, так и отраслевые показатели;

- сократить количество наблюдаемых показателей в сферах деятельности, выделяющихся повышенной нагрузкой;

- сократить отчетность микропредприятий – юридических лиц, привести ее к уровню отчетности индивидуальных предпринимателей;

- исключить дублирование отчетности и обеспечить межведомственный обмен данными. Для начала, как предлагают и в «ОПОРЕ», отменить сдачу в Росстат второго экземпляра бухгалтерского баланса;

- в перспективе – отказаться от отраслевых форм для предприятий розничной торговли и ряда других отраслей в связи с введением онлайн-касс, а также отдельных универсальных форм (занятость, выручка, инвестиции в основной капитал), показатели которых уже аккуму­лируются в системе ФНС России. Отказ от сбора универсальных форм сэкономил бы бизнесу и самому Росстату порядка 800 млн руб. косвенных и прямых затрат;

- установить пятилетний мораторий на сдачу отчетности предприятиями с численностью занятых менее 15 человек, в случае если они участвовали в сплошном наблюдении. Или, как минимум, на период реформирования системы статистической отчетности и налаживания информационного обмена между ведомствами;

- реализация этих мероприятий должна сопровождаться созданием сервисов, обеспечивающих возможность сдачи отчетности в электронной форме, формирование табеля форм отчетности для конкретного предприятия и составление индивидуального календаря отчетности,

- интеграцию создаваемых сервисов в инфраструктуру электронного правительства.

P.S. В общем, однажды какой-нибудь пожилой бухгалтер, отправляя в некий единый многофункциональный контролирующий орган некую единую электронную (бумаги, к тому времени, наверное, уже не останется вовсе) отчетность (ежегодную, на 2-3 файловых страничках) лишь улыбнется, вспоминая 2017 –ый и предшествующие ему годы. Если вспомнит, конечно.

Читайте также «Бухгалтерская и налоговая отчетность 2017: сроки сдачи в таблице»

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости