Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, партнер компании «Дата Инсайд». Этот реальный виртуальный бизнес. Часть третья.

Мы публикуем заключительную часть беседы с Борисом Овчинниковым о сегодняшнем состоянии интернет-торговли.

 

- Борис, мы остановились на том, что в некий момент улучшилась работа Почты России по доставке покупок из интернет-магазинов, а также одновременно резко увеличилось предложение со стороны альтернативных служб, причем и по доставке на пункты выдачи заказов, до того, что называется «постамат», и по доставке на дом. И это стало процессом влияния на поведение покупателей.

Когда это произошло?

- Я сейчас боюсь ошибиться в точности датировки, но, наверное, это было в 2015 году, когда, к некоторому нашему удивлению, в лидерах роста по количеству покупок по всем цифрам оказался Центральный округ вокруг Москвы: Тверь, Ярославль, Рязань, Тула.

Потом, сопоставив эти данные с тем, что нам было известно о развитии рынка, мы поняли, что речь идет о тех регионах, в которые за два – три года до этого крупные интернет-магазины и логистические компании активно вкладывались. Это им было просто сделать, поскольку есть московский хаб, а у некоторых, как у Озона, вообще хаб в Твери, и не надо везти товар в Москву, чтобы доставить его, например, в Ярославль. И в регионах вокруг Москвы предложения интернет-магазинов, с точки зрения стоимости и скорости доставки, улучшилось даже раньше, чем на это сформировался запрос со стороны покупателей. А, почувствовав, что доставка стала лучше, покупатели откликнулись на это и стали быстрее поворачиваться в сторону интернет-торговли. И постепенно тот же процесс идёт в других регионах.

- Вопрос, наверное, сугубо теоретический: в своё время много говорилось о том, что интернет-издания съедят издания бумажные. Всё-таки они экономичнее, поскольку нет затрат на бумагу, печать и так далее; они будут дешевле стоить, а в «читалку» влезает чуть ли не целая библиотека, и это тоже очень удобно. Но пока бумажные издания держатся, хотя потихонечку уступают позиции.

А что с интернет-торговлей? Никто не говорит, что она съест традиционные магазины?

- В данном случае, я думаю, аналогия не срабатывает. И про интернет-издания, по-моему, нельзя сказать, что они съедят издания традиционные. На самом деле, мне кажется, что всё куда более грустно: скорее можно говорить о том, что интернет, а более конкретно – социальные сети и мессенджеры, съели вообще любые другие медиа. Сегодня СМИ, неважно бумажные, ТВ или интернет, из каналов коммуникаций превращаются в каналы донесения информации, в место размещения контента. А каналы коммуникации уже другие и, да, они интернетные: Яндекс-новости, Фейсбук, В контакте, Телеграмм и так далее.

Если же говорить про интернет-магазины, то они не съедят обычные магазины, поскольку для многоканальности, при которой продавец и покупатель используют одновременно несколько каналов, не имеет принципиального значения то, какой из каналов используется конкретно в данный момент. А многоканальность сейчас побеждает, и побеждают те игроки на общем рынке торговли, которые её используют.

Очень мощный тренд последних лет то, что не все, но большинство традиционных торговых сетей, приходя в онлайн,  (не бросая, разумеется, офлайн торговлю) растут гораздо быстрее, чем чисто интернет-магазины.

- Почему?

- В силу целого ряда причин. Во-первых, у них больше денег, больший запас ресурсов для того, чтобы проводить агрессивный маркетинг. Во-вторых, у них есть такое явное преимущество, как собственная сеть обычных магазинов, которые можно использовать и как пункты выдачи заказов. При этом покупателям не надо доплачивать за доставку. К тому же у них есть узнаваемые бренды и так далее.

Самый яркий пример – это «Детский мир», который вышел в интернет, но в течение нескольких лет его дела там шли не слишком хорошо. Потом менеджеры компании проанализировали ошибки, сделали поправки, и сегодня «Детский мир» уже продавец номер один в сегменте продажи детских товаров в интернете. При этом он в этом сегменте не один такой: компании «Дочки – сыночки» и «Кораблик» тоже очень хорошо растут в онлайне. Растут быстрее собственно интернет-магазинов.

Так что речь идёт не о том, что онлайн вытеснит офлайн, а о том, что существующий традиционный ритейл успешно осваивает новые форматы торговли. Но я сразу же оговорюсь: то, что я сказал про успешный переход традиционных сетей в интернет, не означает, что чисто интернет-магазины умрут. Ведь у интернета нет, например, ограниченного ресурса в пространстве, когда это должны быть или центральная улица города, или торговый центр на большом шоссе. Поэтому здесь нельзя монополизировать рынок: покупателям значительно проще «дойти» до другого магазина. Эта тема активно обсуждалась на двух конференциях, одним из организатором которых выступала компания «Дата Инсайд».

Дважды в год на три дня представители крупных интернет-магазинов и крупных сервисных компаний, оказывающих им услуги, собираются в каком-нибудь интересном месте и совмещают приятное с полезным: конференцию, активный отдых и неформальное общение. Последний раз это было в феврале в Грузии, в Гудаури, где катались на лыжах (и не только на лыжах). В августе это будет на Байкале.

И вот в Гудаури была активная дискуссия между сторонниками и противниками тезиса, что большие многоканальные игроки задавят мелких интернет-торговцев. Но я с этим тезисом не согласен. И, продолжая тему детских товаров, а я, пусть и не репрезентативный, но активный покупатель этой категории товаров, вспомнил, что все покупки, которые мы с женой делали в последнее время, делались в разных местах.

Каждый раз оказывалось, что для данной конкретной ситуации лучше подходит другой магазин. Или потому, что нужного товара не было у конкурентов, или потому, что удобно расположен пункт выдачи заказов, или потому, что кто-то готов был привезти покупку прямо сейчас, а не через два дня, или потому, что здесь была выгодная акция с большой скидкой, или ещё по каким-то причинам.

На самом деле, интересы покупателей бесконечны и многогранны, критерии, согласно которым они покупают, тоже различны. А интернет дает им информацию, позволяющую выбирать, не обходя ногами все десять магазинов. И это – очень эффективный механизм обеспечения конкуренции, в том числе и обеспечения выживания небольших игроков на рынке.

- Резюмируя нашу беседу, я сказал бы, что интернет, как выясняется, даёт многое, но отнюдь не всё.

- Скажем так: если специально задаться такой целью, то в интернете можно купить всё. Так недавно кто-то из автодилеров начал полноценно продавать через интернет автомобили.

- И как?

- Спрос есть, хотя, в первую очередь, речь идёт о возможности оплаты через интернет, поскольку не всем удобно ехать в автосалон с большой суммой наличных. Ещё раньше появилась востребованная услуга, когда предзаказ на конкретную машину и предоплата делаются через интернет.

А уж товары повседневного спроса в интернете можно купить любые.

- И ведь я хорошо помню, как никакого интернета не было вообще. Но жили же как-то…

- Конечно, жили, но это не означает, что сейчас, когда интернет есть, нужно обходиться без него. Тем более, что всё большую долю потребителей составляют люди, которые никогда не жили без интернета. И за ними будущее.

 

Беседовал Владимир Володин. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости