Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Борис Овчинников, партнер компании «Дата Инсайд». Этот реальный виртуальный бизнес. Часть третья.

Мы публикуем заключительную часть беседы с Борисом Овчинниковым о сегодняшнем состоянии интернет-торговли.

 

- Борис, мы остановились на том, что в некий момент улучшилась работа Почты России по доставке покупок из интернет-магазинов, а также одновременно резко увеличилось предложение со стороны альтернативных служб, причем и по доставке на пункты выдачи заказов, до того, что называется «постамат», и по доставке на дом. И это стало процессом влияния на поведение покупателей.

Когда это произошло?

- Я сейчас боюсь ошибиться в точности датировки, но, наверное, это было в 2015 году, когда, к некоторому нашему удивлению, в лидерах роста по количеству покупок по всем цифрам оказался Центральный округ вокруг Москвы: Тверь, Ярославль, Рязань, Тула.

Потом, сопоставив эти данные с тем, что нам было известно о развитии рынка, мы поняли, что речь идет о тех регионах, в которые за два – три года до этого крупные интернет-магазины и логистические компании активно вкладывались. Это им было просто сделать, поскольку есть московский хаб, а у некоторых, как у Озона, вообще хаб в Твери, и не надо везти товар в Москву, чтобы доставить его, например, в Ярославль. И в регионах вокруг Москвы предложения интернет-магазинов, с точки зрения стоимости и скорости доставки, улучшилось даже раньше, чем на это сформировался запрос со стороны покупателей. А, почувствовав, что доставка стала лучше, покупатели откликнулись на это и стали быстрее поворачиваться в сторону интернет-торговли. И постепенно тот же процесс идёт в других регионах.

- Вопрос, наверное, сугубо теоретический: в своё время много говорилось о том, что интернет-издания съедят издания бумажные. Всё-таки они экономичнее, поскольку нет затрат на бумагу, печать и так далее; они будут дешевле стоить, а в «читалку» влезает чуть ли не целая библиотека, и это тоже очень удобно. Но пока бумажные издания держатся, хотя потихонечку уступают позиции.

А что с интернет-торговлей? Никто не говорит, что она съест традиционные магазины?

- В данном случае, я думаю, аналогия не срабатывает. И про интернет-издания, по-моему, нельзя сказать, что они съедят издания традиционные. На самом деле, мне кажется, что всё куда более грустно: скорее можно говорить о том, что интернет, а более конкретно – социальные сети и мессенджеры, съели вообще любые другие медиа. Сегодня СМИ, неважно бумажные, ТВ или интернет, из каналов коммуникаций превращаются в каналы донесения информации, в место размещения контента. А каналы коммуникации уже другие и, да, они интернетные: Яндекс-новости, Фейсбук, В контакте, Телеграмм и так далее.

Если же говорить про интернет-магазины, то они не съедят обычные магазины, поскольку для многоканальности, при которой продавец и покупатель используют одновременно несколько каналов, не имеет принципиального значения то, какой из каналов используется конкретно в данный момент. А многоканальность сейчас побеждает, и побеждают те игроки на общем рынке торговли, которые её используют.

Очень мощный тренд последних лет то, что не все, но большинство традиционных торговых сетей, приходя в онлайн,  (не бросая, разумеется, офлайн торговлю) растут гораздо быстрее, чем чисто интернет-магазины.

- Почему?

- В силу целого ряда причин. Во-первых, у них больше денег, больший запас ресурсов для того, чтобы проводить агрессивный маркетинг. Во-вторых, у них есть такое явное преимущество, как собственная сеть обычных магазинов, которые можно использовать и как пункты выдачи заказов. При этом покупателям не надо доплачивать за доставку. К тому же у них есть узнаваемые бренды и так далее.

Самый яркий пример – это «Детский мир», который вышел в интернет, но в течение нескольких лет его дела там шли не слишком хорошо. Потом менеджеры компании проанализировали ошибки, сделали поправки, и сегодня «Детский мир» уже продавец номер один в сегменте продажи детских товаров в интернете. При этом он в этом сегменте не один такой: компании «Дочки – сыночки» и «Кораблик» тоже очень хорошо растут в онлайне. Растут быстрее собственно интернет-магазинов.

Так что речь идёт не о том, что онлайн вытеснит офлайн, а о том, что существующий традиционный ритейл успешно осваивает новые форматы торговли. Но я сразу же оговорюсь: то, что я сказал про успешный переход традиционных сетей в интернет, не означает, что чисто интернет-магазины умрут. Ведь у интернета нет, например, ограниченного ресурса в пространстве, когда это должны быть или центральная улица города, или торговый центр на большом шоссе. Поэтому здесь нельзя монополизировать рынок: покупателям значительно проще «дойти» до другого магазина. Эта тема активно обсуждалась на двух конференциях, одним из организатором которых выступала компания «Дата Инсайд».

Дважды в год на три дня представители крупных интернет-магазинов и крупных сервисных компаний, оказывающих им услуги, собираются в каком-нибудь интересном месте и совмещают приятное с полезным: конференцию, активный отдых и неформальное общение. Последний раз это было в феврале в Грузии, в Гудаури, где катались на лыжах (и не только на лыжах). В августе это будет на Байкале.

И вот в Гудаури была активная дискуссия между сторонниками и противниками тезиса, что большие многоканальные игроки задавят мелких интернет-торговцев. Но я с этим тезисом не согласен. И, продолжая тему детских товаров, а я, пусть и не репрезентативный, но активный покупатель этой категории товаров, вспомнил, что все покупки, которые мы с женой делали в последнее время, делались в разных местах.

Каждый раз оказывалось, что для данной конкретной ситуации лучше подходит другой магазин. Или потому, что нужного товара не было у конкурентов, или потому, что удобно расположен пункт выдачи заказов, или потому, что кто-то готов был привезти покупку прямо сейчас, а не через два дня, или потому, что здесь была выгодная акция с большой скидкой, или ещё по каким-то причинам.

На самом деле, интересы покупателей бесконечны и многогранны, критерии, согласно которым они покупают, тоже различны. А интернет дает им информацию, позволяющую выбирать, не обходя ногами все десять магазинов. И это – очень эффективный механизм обеспечения конкуренции, в том числе и обеспечения выживания небольших игроков на рынке.

- Резюмируя нашу беседу, я сказал бы, что интернет, как выясняется, даёт многое, но отнюдь не всё.

- Скажем так: если специально задаться такой целью, то в интернете можно купить всё. Так недавно кто-то из автодилеров начал полноценно продавать через интернет автомобили.

- И как?

- Спрос есть, хотя, в первую очередь, речь идёт о возможности оплаты через интернет, поскольку не всем удобно ехать в автосалон с большой суммой наличных. Ещё раньше появилась востребованная услуга, когда предзаказ на конкретную машину и предоплата делаются через интернет.

А уж товары повседневного спроса в интернете можно купить любые.

- И ведь я хорошо помню, как никакого интернета не было вообще. Но жили же как-то…

- Конечно, жили, но это не означает, что сейчас, когда интернет есть, нужно обходиться без него. Тем более, что всё большую долю потребителей составляют люди, которые никогда не жили без интернета. И за ними будущее.

 

Беседовал Владимир Володин. 

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости