Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Найти друг друга.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В каком направлении развиваться социальному предпринимательству в северных городах и поселках? Какие проекты интересны инвесторам? Как продвигать существующий бизнес? Можно ли его тиражировать в другие регионы? На эти и еще десятки смежных вопросов постарались ответить участники первого слета социальных предпринимателей Севера. Встреча, организованная компанией “Норникель”, прошла во Дворце культуры.

В слете участвовали практики и эксперты из Мурманской, Архангельской, Иркутской областей, Забайкалья, Красноярского края, Ханты-Мансийского округа, Санкт-Петербурга и Москвы.
– Пришло время привезти в Норильск экспертов с других территорий, чтобы посмотреть, как это организовано у них, и понять, как расти и развиваться нам, – сказал Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ ГМК “Норникель”.

Действительно, за четыре года, что компания работает в этом направлении, накоплен определенный опыт и организаторами, и участниками проектов. Открыв людям “Мир новых возможностей”, ГМК, по словам Игоря Сухотина, поддержала почти 20 проектов в сфере социального предпринимательства на сумму 70 миллионов рублей. Мы одни из лидеров в России по темпам движения в этом направлении. 

Точки притяжения

Тема первой дискуссии совпала с основной темой слета:  “Тренды социального предпринимательства в развитии северных городов”. Модератор Андрей Кирпичников, директор департамента общественных связей “Норникеля”, предваряя разговор, отметил, что для любой территории, особенно для моногородов, важны вопросы развития урбанизированной среды, институтов гражданского общества:

– Без этого мы не можем двигаться вперед, необходимо нарисовать тот образ будущего, который нужен любому человеку, любой компании, городу, для того чтобы понимать, что нас ждет.

Евгений Ильинов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, сделал тематический сравнительный анализ Норильска и России в целом. Так, доля занятых в среднем и малом бизнесе в нашем городе на тысячу человек населения в полтора раза меньше, чем в среднем по стране, при этом количество малых предприятий почти не уступает среднероссийскому показателю.

Что может быть сейчас привлекательным в Норильске, по мнению Евгения Ильинова: развитие IT-услуг, пищевой промышленности, в частности, тепличных комплексов, бытовых услуг. Точкой притяжения малого бизнеса эксперт назвал швейное производство и предложил вариант организации дистанционного обучения молодых модельеров, создания мастерских с промышленным оборудованием, проведением выставок, ярмарок, сотрудничества с галереей российских дизайнеров или магазинами в Норильске, которые продают продукцию. По мнению Евгения Ильинова, наши специалисты легкой промышленности могли бы разнообразить рынок свадебных и вечерних платьев, их модели пользовались бы спросом.

Эксперт отметил, что создание социального бизнеса – от идеи до выхода на рынок – занимает около двух лет. Если подключить Агентство развития Норильска (АРН), недавно созданное администрацией города, компанией “Норникель” и Благотворительным фондом Владимира Потанина, процесс может пойти быстрее.

Некоторые пилотные проекты АРН в этой сфере представил на слете Сергей Ваганов, замдиректора агентства, он говорил о финансовых и административных инструментах для бизнеса в Норильске. Отвечая на вопросы участников, Сергей Ваганов также назвал другие направления работы организации: развитие туризма, улучшение городской среды и девелопмент, содействие социокультурным проектам.

Социальный предприниматель Ирина Сардарова, сотрудник московского кооператива “ЛавкаЛавка”, курирующая Териберкский производственный кластер, рассказала, как в небольшом поселке на берегу Северного Ледовитого океана организация создает условия для переработки дикоросов и производства морской соли. Таким образом открывает рабочие места и помогает другим социальным предпринимателям.

Другое направление работы – обеспечение устойчивого экологического развития Териберки. Два года назад “ЛавкаЛавка” своими силами провела здесь Арктический фестиваль в поддержку территории, а в 2017-м форум прошел уже при финансовом участии администрации Мурманской области и собрал более четырех тысяч человек, при том что население Териберки – 500 человек.

Сильное впечатление на участников дискуссии произвел доклад Владимира Шустрова на тему “Активизм как драйвер роста”. Гость из Мончегорска рассказал, как он и другие активные участники проекта “Берег развлечений” устанавливают спортивные тренажеры во дворах, строят детские горки, как за восемь месяцев они обустроили зону семейного отдыха в одном из городских парков. И как организовали “остров любви”, где катают на лодках молодоженов и всех желающих романтиков.

Стоит добавить, что инициативные мончегорцы учились в академии социального предпринимательства “Норникеля”. Компания и корпорация развития Мурманской области поддержали проект материально. Начался “Берег развлечений” с пунктов проката летнего спортивного инвентаря в городском парке.

Идей для развития проекта у мончегорцев еще немало. Кстати, пока Владимир Шустров знакомился с Норильском, у него созрела мысль, как можно использовать и наше Школьное озеро. Предложением предприниматель поделился с журналистами: летом можно устроить здесь вейкборд (катание на водяной доске в кильватере моторной лодки) и прокат лодок, а зимой – устанавливать на озере снежные или ледовые скульптуры.

Лучшие практики

И на дискуссионных площадках, и в кулуарах участники слета возвращались к вопросу, что такое социальное предпринимательство, где граница, за которой этот вид деятельности может стать чистой коммерцией. Точное определение, скорее всего, даст готовящийся в России закон о социальном предпринимательстве. На нашем форуме звучали разные мнения, но в одном эксперты сходятся: это важная часть экономики. Каждый такой проект связан с душевным порывом человека, который за него берется, с пониманием не решенных в городе или поселке проблем.

Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ “Глэдвэй”, уверен: такое предприятие меняет качество жизни горожан, потому что социальные предприниматели создают благо, а не только предоставляют услуги и товары как малый бизнес. И многие люди хотят покупать именно у таких предприятий, даже если их изделия дороже.

– Мы проводили исследования и выяснили, что пять процентов респондентов готовы платить немного больше, а 85 процентов осознанно выбирают – в случае равного качества и цены – именно товары социальных предпринимателей. Поддержка людей и является здесь ключевой, – говорит Владимир Вайнер.

Важным моментом слета в Норильске, по его мнению, было увидеть лучшие практики, в том числе с точки зрения возникающих затруднений и найденных решений на разных территориях. Возможно, в результате этой встречи появится сборник материалов, рассказывающих об опыте социальных предпринимателей Севера. 

Подобные слеты дают импульс развитию идей и территорий, считает Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда “Наше будущее”:

– Компания “Норникель” за четыре года многое сделала для развития и поддержки социального предпринимательства в городах присутствия своего бизнеса. Очень заметны результаты преобразования этих территорий. В Норильске я бы отметила проекты, связанные с досугом молодежи, развитием творческих способностей детей, организацией здорового питания. Есть много других направлений, в которые придет наполняемость, появятся новые идеи, интересные люди, – считает Юлия Жигулина. – Существующие проекты, о которых я говорила, готовы к тиражированию в другие регионы, поскольку все предприятия стабильны, финансово устойчивы, а это основное требование к франшизе.

Об успешных бизнес-проектах, открытых по франшизе, говорили на экспертной площадке слета. Универсальный совет потенциальным франчайзи дал Юрий Михайличенко, исполнительный вице-президент Российской ассоциации франчайзинга:

– Прежде чем покупать что-либо, удостоверьтесь в качестве товара или услуги. 
По словам эксперта, “выживаемость” франшиз в среднем составляет 85 процентов.

– Социальный франчайзинг связан с удовлетворением определенного запроса общества. Например, если в Норильске хватает детских садов, то открытие еще одного дошкольного учреждения не является социальным предпринимательством, а вот открытие по франшизе пусть даже небольших продуктовых магазинов шаговой доступности в таком климате будет больше отвечать потребностям общества, – пояснил Юрий Михайличенко. – Общество должно само определить, что для него является социальным предпринимательством и какие социальные франшизы нужны.

Ответы на эти вопросы найдутся со временем, опытным путем. Участникам слета организаторы предложили сказать, что им нужно уже сейчас. На стенде “Полезные контакты” в разделе “Хочу” северяне высказались так: “Научиться писать бизнес-план. Организовывать благотворительные мероприятия. Открыть музыкальный класс. Найти активную молодежь для развития города, партнера для развития интернет-бизнеса, опытного и ответственного преподавателя иностранных языков, единомышленников для создания горнолыжной школы в Дудинке. Научиться социализировать и трудоустраивать инвалидов”.

Социальные предприниматели сказали “Могу”: “Оказать содействие в проведении спортивных мероприятий. Научить создавать рекламные сообщения, цепляющие правильных потребителей. Рассказать о франчайзинге, о программе поддержки социального предпринимательства в Норильске, о философии и культуре маркетинга. Проводить экологические занятия и другие мероприятия. Помочь при выборе сетевой компании. Ответить на вопросы, как бизнес-идеи превратить в бизнес-практику, сделать город доступным для всех людей. Оказать волонтерскую помощь предприятию. Изготавливать северные сувениры”.

В некоторых случаях желания одних совпали с возможностями других участников слета, так что действительно завязались полезные контакты. Очень может быть, что они послужат созданию совместных проектов и развитию социального бизнеса не только в Норильске.

Как заявили организаторы, такие слеты в регионах, где расположены предприятия компании “Норникель”, предполагается проводить ежегодно.


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости