Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

МЧС России успешно реализует реформу контрольно-надзорной деятельности.

В ведомстве выстраивают работу инспекторов по системе "умного контроля", отказываясь от сплошных проверок объектов и излишнего административного давления, а представители бизнес-сообществ отмечают уход МЧС от карательной системы к профилактике нарушений

Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС - МЧС полностью отказалось от "палочной" системы в работе инспекторов пожарного надзора, заявил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы чрезвычайного ведомства России Ринат Еникеев.

"За последние три года работа инспектора МЧС очень изменилась. Появились новые приоритеты. Сломана и перестала функционировать "палочная" система. Инспектор сегодня ориентирован на конечный результат, он перестал отчитываться о количестве составленных протоколов, возбужденных уголовных дел и т. д.", - сказал Р.Еникеев в ходе "круглого стола" "Основные цели и параметры программы реформирования контрольно-надзорной деятельности МЧС России до 2025 года" в центральном офисе "Интерфакса" в среду.

По его словам, на сегодня основными показателями работы пожарных инспекторов считаются снижение оперативных событий, связанных с пожарами, чрезвычайными ситуациями, погибшими, пострадавшими, суммой причиненного вреда.

"По сути, мы выстраиваем систему "умного контроля". Уйти от сплошных проверок и работать надзорными механизмами "там, где болит". Зачем проверять палатки, ларьки, объекты, которые не представляют угрозы? Внедрив этот подход, мы категорировали все объекты по пяти классам. Первые два класса - больницы, школы, критически важные для национальной безопасности страны объекты проверяются раз в три-четыре года соответственно. Объекты третьего и четвертого класса - раз в семь-десять лет. Мы полностью отказались от плановых проверок объектов пятого класса", - сказал Р.Еникеев, отметив, что в случае поступления жалоб, предполагаемые проверки согласовываются с органами прокурорского надзора.

Касаясь противопожарного надзора на объектах малого и среднего бизнеса, Р.Еникеев отметил, что это категория меньшего риска.

"Мы малый бизнес сегодня вообще не проверяем, ушли от плановых и внеплановых проверок малых предприятий. Внеплановые проверки проводятся исключительно в случаях, если на объекте есть неустраненные нарушения, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровья людей", - сказал представитель МЧС.

Он отметил, что работа инспекторов пожарного надзора оценивается в настоящее время по новой системе - эффективности и результативности.

"Полностью изменилась шкала и методы при административных наказаниях. Мы значительно сократили суровость административных санкций в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", - сказал Р.Еникеев.

По его словам, если ранее инспектор мог прийти на объект и вынести решение о наложении штрафа в размере более 450 тыс. рублей, то теперь за впервые совершенное нарушение он обязан составить предупреждение, а привлекать к более суровой ответственности только в случае невыполнения этого предписания.

"Также закон предоставляет инспектору возможность, не вынося предупреждения, объявить устное замечание, если нарушение является малозначительным и не влечет угрозы жизни и здоровья людей", - сказал представитель МЧС.

"Результаты нашей работы позволили в этом году сократить количество пожаров и гибели людей на 4% и 5% соответственно", - сказал Р.Еникеев.

Со своей стороны вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Марина Блудян заявила, что МЧС России является лидером среди российских ведомств по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.

"МЧС - лидер по реализации этой реформы. Кто бы ни имел отношение к этой реформе, даже те, кто ее жестко критикуют, это подтверждают", - сказала М.Блудян.

Она отметила, что это стало возможно благодаря тому, что МЧС семь лет занималось ревизией обязательных требований и объединило 25 тысяч действующих документов в единый действующий регламент, что позволило сделать требования простыми и понятными.

По ее словам, другие контрольно-надзорные органы задерживают реализацию этой реформы, так как еще не составили чек-листы проверок, или эти чек-листы слишком усложнены. "МЧС составляет эти чек-листы с легкостью, и в них включается 10 вопросов максимум. И мы с вами видим чек-листы Ростехнадзора - 7 тысяч вопросов или Роспотребнадзора - 190 вопросов", - подчеркнула вице-президент "Опоры России".

Она отметила, что МЧС является единственным контрольно-надзорным ведомством, которое успешно согласует графики внеплановых проверок.

"МЧС существенно снизил количество проверок, сегодня это уже не номер один по объему проверок, лидером стал Роспотребнадзор", - добавила М.Блудян.

В свою очередь руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович предложила создать единый перечень требований надзорных органов в связи с тем, что более 50 процентов опрошенных предпринимателей столкнулись с требованиями, о которых им не было известно.

"По нашим опросам, почти 50 процентов (опрошенных предпринимателей. - ИФ) говорят, что в ходе проверок проверялись требования, о которых им не было известно", - сказала А.Алехнович.

По ее словам, необходимо создать единый открытый перечень таких требований.

"Мы хотели бы рассчитывать, что МЧС России тут будет впереди планеты всей и может быть создаст кодифицированный открытый перечень", - сказала она.

А.Алехнович также отметила позитивную роль МЧС в совершенствовании надзора за бизнесом.

"Мы хотели бы подтвердить, что единственный, кто осуществил переход от карательной системы на профилактику нарушений - это МЧС. У МЧС 38,5 процентов предупреждений, не штрафов, не других санкций, а предупреждений", - сказала она.

Еще один участник "круглого стола", вице-президент "Национального института системных исследований проблем предпринимательства" Владимир Буев также отметил, что МЧС России как надзорный орган понизило свой негативный рейтинг в глазах предпринимателей, уступив первые места налоговикам и Роспотребнадзору.

"Данные наших исследований в разных регионах показывают, что субъективное восприятие малым бизнесом министерства по чрезвычайным ситуациям как института административного давления ушло на какие-то дальние места", - сказал В.Буев.

По его словам, "на первое место вышло налоговое администрирование, а на второе - Роспотребнадзор".

В то же время, отметил В.Буев, официальные данные министерства экономического развития свидетельствуют, "что в 2015 году МЧС по количеству проверок как занимало, так и занимает первое место по всем объектам контроля (крупный, средний и малый бизнес)".

По словам В.Буева, пять-семь лет назад "по всем вопросам малый бизнес просто криком кричал и был лидером по объему и уровню административного давления".

Между тем исполнительный директор "Российского топливного союза" (РТС) Григорий Сергиенко считает, что контрольные проверки бизнеса должны носить внезапный характер.

"Тот принцип, который закреплен в 294-м законе (о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля), применительно к проверке продукции нам представляется не совсем правильным, потому что он мешает защите прав потребителей, и этим пользуются (недобросовестные предприниматели. - ИФ)", - сказал Г.Сергиенко.

По его мнению, "проверка продукции должна проводиться внезапно, без предупреждения".

Представитель РТС привел в пример ситуацию в топливо-заправочном бизнесе, контроль над которым осуществляет Росстандарт.

"Представьте, чтобы проверить заправку, нужно предупредить владельца за три дня. Понятно, что любой здравомыслящий человек, который владеет АЗС, естественно подготовится к тому, чтобы проверяющий ничего (нарушающего закон. - ИФ) не нашел", - сказал Г.Сергиенко.

По действующему законодательству, напомнил он, внезапную проверку можно провести только по конкретной жалобе потребителя, "который заправился непонятно чем на этой станции".

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости