Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Яхья Ализада, эксперт НИСИПП. Что такое «Асан Хидмет» и «Асан Бизнес». Часть вторая.

Мы продолжаем беседовать с Яхьей Ализада об азербайджанской системе оказания государственных услуг и поддержки малого и среднего бизнеса. Теперь речь пойдёт уже исключительно о помощи предпринимателям.

Скажем сразу: не всё в описываемой системе однозначно. Но это - опыт соседней страны в очень сложном и нужном деле. Опыт, с которым стоит познакомиться.

 

- Итак, Яхья, государственная поддержка предпринимательской деятельности. Для нас такие функции МФЦ – дичь. В Азербайджане же, насколько я Вас понял, к этому другое отношение.

- Поскольку мы будем сейчас говорить о поддержке именно предпринимательской деятельности, давайте выделим её в отдельную тему.

Сегодня власть в Азербайджане чётко понимает, что гражданам, решившим заняться каким-то ремеслом или чем-то ещё, нужно помогать. Они не могут всё время сидеть в «тени»: кроме зарабатывания каких-то денег на повседневную жизнь, они должны обеспечивать себе достойную старость – будущую пенсию. А для этого надо выходить из «тени», и им необходимо создать условия для нормальной работы и развития своего дела официально. Чтобы не было бюрократических препон.

Кроме того ясно, что надо поднимать деревню. В деревнях люди живут небогато, и им тоже нужно дать возможность работать и зарабатывать.

В июне 2015 года Антикоррупционное общественное объединение «Прозрачный Азербайджан» ( азербайджанское отделение Transparency International) представило общественности документ «Концепция «Асан Бизнес» (Легкий Бизнес), который подразумевает представление (в первую очередь для малых и средних предпринимателей), посредством системы единого окна, в центрах «Асан Хидмет» большого списка услуг.

- Как же выглядит этот список?

- Разобьём его на части. Первое - бизнес ориентированная информация. Речь идет о создании «Центра деловой информации», в котором могут оказываться следующие услуги:

Бизнес планирование. Представление методологических материалов и оказание первоначальной помощи малым и средним предпринимателям в планировании бизнеса. В конечном итоге это должно привести к более четкому и ясному планированию деятельности и успешному построению предприятий, а также представление хозяйствующим субъектам образцов полезных документов связанных с планированием бизнеса, финансовой и бухгалтерской отчетностью.

Предоставление правовой информации малым и средним предпринимателям о стандартах, взысканиях, сборах и платежах, о требованиях налогового, миграционного, таможенного, лицензионного, страхового и трудового законодательства, проверках со стороны государства, в сфере гигиены и эпидемиологии, охраны труда и социального страхования, стандартизации, а также корпоративного управления.  

Предоставление государственных услуг связанных с предпринимательской деятельностью, таких, как легкая регистрация предпринимательской деятельности, которая помимо уже предоставляемых документов должна включать также, получение карт социального страхования трудящихся. Помощь в получении лицензий и разрешений. Помощь в приобретении недвижимости. Здесь речь идет в первую очередь о приватизации и аренде государственной собственности для осуществления предпринимательской деятельности в центрах «Асан Хидмет».

Помощь в строительстве. Речь идет о предоставлении права на покупку государственной земли, регистрации права собственности,   получения разрешения на строительство соответствующих объектов через центры «Асан Хидмет», для чего требуется выделение штатных представителей органов исполнительной государственной власти на местах в этих центрах.

Помощь в предоставлении коммунальных услуг для предпринимателей. То есть предоставление документа о техническом обеспечении доступа к воде, газу и электрической энергии объектов предпринимательской деятельности.

Помощь с услугами таможенного оформления.

- Хорошо. Но ведь это – только первый раздел программы. Что же дальше?

- Дальше речь идёт о предоставлении государственной поддержки малым и средним предпринимателям.

- И что включает в себя эта поддержка?

- В первую очередь, предоставление легких кредитов для осуществления предпринимательской деятельности.

Затем аудиторские консультации.

Кадровое обеспечение субъектов предпринимательской деятельности. Создаются как базы лиц желающих получить работу, так и предпринимателей, которые не обеспечены квалифицированными кадрами.

На сегодняшний день в центрах «Асан Хидмет» услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, оказываются Министерством экономики и Министерством налогов Азербайджанской Республики.

В частности Министерством экономики выдаются лицензии на различные виды деятельности. Общий срок оказания услуги составляет 10 суток с момента регистрации соответствующего заявления. Государственная пошлина за выдачу лицензии варьируются в зависимости от видов деятельности.

- Сразу возникает вопрос: В Азербайджане все услуги предпринимателям оказывают госорганы, или всё же есть какие-то негосударственные организации, которые этим занимаются?

- Нет, госорганы оказывают не все услуги. В Азербайджане создана так называемая « публичная организация».

В соответствии с азербайджанским законодательством существуют некоммерческие структуры, называемые «юридическое лицо публичного права». Это – организации, созданные государственными органами для решения задач общегосударственного или общественного значения, в данном случае – оказания поддержки малому и среднему бизнесу. В данном случае был взят пример с системы «Асан Хидмет» и создана система «Асан Бизнес» («Лёгкое предпринимательство»), занимающаяся помощью, прежде всего, тем, кто хочет заняться бизнесом.

Авторы этой идеи считают, что всё можно строить на том же фундаменте, что «Асан Хидмет», хотя лично мне кажется, что это невозможно ни физически, ни юридически. И никак нельзя организовать внутри самих центров «Асан Хидмет»: слишком большая получается нагрузка на них. Поэтому государство и создаёт специальную организацию, которая называется «АБАД» (упрощённая поддержка семейного бизнеса). Его задачами названы: обеспечение активного участия граждан в социально-экономическом развитии страны, поддержка деятельности хозяйств, основанных на семейном труде, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, повышение уровня занятости населения и формирование конкурентоспособных семейных хозяйств.

- Чем конкретно эта организация помогает людям, желающим заняться предпринимательской деятельностью?

- Оказывает помощь практически во всём цикле деятельности. От создания юридического лица. Потом – брендинг (создание бренда для конкретных продуктов), оказание, если это необходимо, юридической помощи.

- Да, юридическая помощь начинающим предпринимателям, как правило, нужна.

- Конечно, незнание гражданами, собирающимися заниматься предпринимательской деятельностью, законов – большая проблема. В Азербайджане, как и в России, увы, низка правовая культура: граждане не интересуются, что в законах написано, но при этом вынуждены жить по этим законам. Поэтому юридическая помощь им, конечно, необходима.

И организация «АБАД» помогает решить целый ряд разнообразных проблем. Например, сертифицировать выпускаемую продукцию. Или организовать перевозку продукции до места продажи. Самая необходимая помощь – помощь в организации сбыта продукции: когда небольшая семья в деревне что-то производит, у неё, как правило, возникают сложности с продажей своей продукции. Зачастую к таким производителям приходят некие люди, старающиеся купить их товар буквально за копейки, чтобы затем перепродать с большой выгодой для себя.

- Что ж поделать: это – тоже бизнес.

- Но здесь государственное агентство помогает реализовывать продукцию по нормальным ценам. И происходит это на основе договора между малым предпринимателем, обращающимся в «АБАД» за получением услуг этой организации, и самой организации. При этом предприниматель автоматически становится членом этой «большой семьи», которую в Азербайджане называют «АБАДчилар». И этим людям оказывается помощь.

Я разговаривал с представителями этой организации: это было необходимо, поскольку организация ещё новая, и не вся информация о ней опубликована. Они уверяют, что на сегодня уже добиваются успехов.

Действительно, я посмотрел на их сайте, на сайтах различных информационных агентств: «АБАД» предоставляет контейнеры со специальным оборудованием для производства продукции: колбас, сосисок и так далее. И с помощью таких контейнеров (пока их немного) крестьянские семьи могут выпускать свою продукцию. Популярно у нас и производство варенья. Причём речь идёт не об обычных сортах, кторые у нас варят в каждом доме, а о таких редких, как кунжутное или из грецкого ореха.

Сбыт такой продукции обеспечивается сегодня за счёт выставочных и других специальных площадок (на сегодняшний день их шесть), в магазинах «дьюти – фри». В Азербайджане есть сеть гипермаркетов «Браво», там тоже осуществляется теперь продажа продукции малых предпринимателей.

Сейчас «АБАД» декларирует как одну из своих целей – выход с продукцией малого бизнеса на мировой рынок. Это вполне возможно. У «АБАД» есть собственные лаборатории для проверки качества, а продукция у крестьян стопроцентно натуральная, без каких бы то ни было вредных веществ, без пищевых добавок. Да и соотношение цены и качества очень приличное.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Проект "Сделано в России"
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости