Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Катком по огородам.

Не дремлет креативная мысль отечественных чиновников: пенсионная, извините за выражение, реформа, увеличение НДС… В этом же перечне достойное место занимает законопроект, предлагающий приравнять владение личным подсобным хозяйством (ЛПХ) к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства. Как сказал бы герой известной телевизионной рекламы стирального порошка: вы ещё пытаетесь выжить на своём участке – тогда мы идём к вам.

По действующему законодательству ЛПХ – «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Такое хозяйство ведется «в целях удовлетворения личных потребностей». И даже «реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью».

Владелец ЛПХ не имеет права нанимать сторонних рабочих. В производстве сельхозпродукции на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, может принимать участие только он сам и члены его семьи.

И, наконец, именно те положения, которые должны быть отменены: вся произведенная и переработанная сельскохозяйственная продукция является собственностью владельца ЛПХ (пункт 3 статья 2 Закона N 112-ФЗ), реализация данной продукции не является формой предпринимательской деятельность (пункт 4 статья 2 Закона N 112-ФЗ). Владельцы ЛПХ продают излишки собственноручно произведенной продукции, в их доходах отсутствует систематичность и сознательная направленность на получение дохода - главные признаки предпринимательской деятельности.

Теперь же Госдума рассматривает законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности. Те, кто сегодня занимается крестьянским трудом на небольших своих участках, будут признаны бизнесменами, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства.

Как пишут авторы законопроекта в пояснительной записке к нему: «Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

Зачем это делается? Авторы - депутаты от «Единой России» заявляют: цель – «налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения». Депутаты также ссылаются на то, что «в Послании президента России Федеральному собранию от 1 марта 2018 года отмечена важность поддержки начинающих предпринимателей и создания условий для роста доходов жителей сельских территорий».

Впечатление, что обитатели Госдумы уверены: лучший способ увеличения надоев – разрезать корове вымя, чтобы молоко лучше текло. Рассуждения о том, что новый налог поможет крестьянам в работе из той же логической цепочки. Только так можно объяснить фантастические пассажи всё из той же пояснительной записки, где перечисляются положительные результаты, ожидаемые от сомнительной новации.

Во-первых, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». Авторы документа считают: «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях». Предлагаемые новации, уверены они, «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

Между прочим, параллельно с данным законопроектом Дума начала рассматривать и законопроект о внутренних офшорах, с помощью которых налоговая ставка для олигархов может снизиться чуть ли не до нуля.

Авторы законопроекта ссылаются на то, что число крестьянско-фермерских хозяйств, уже зарегулированных под завязку, за последние 10 лет сократилась почти вдвое. А вот число ЛПХ стало больше (по данным Росстата, аж на 3%). Почему бы не сократить их тоже минимум вдвое новыми поборами, которые, как утверждают независимые эксперты, составят 50 тысяч рублей в год (включая платежи в различные фонды). А ряд экспертов добавляет: в случае принятия закона каждый крестьянский двор должен будет зарегистрироваться как предприниматель, а это означает приобретение онлайн контрольно-кассовой техники (около 50 000 рублей) и оплата 15 000 рублей в год за интернет-сеть. Торговля через личный расчетный счет, расчеты с покупателями через онлайн-банкинг, зачисление на счет наличных средств через банкоматы или переводом со счёта, окажутся в поле зрения налоговой службы.

А чтобы владельцы ЛПХ (хотя речь, безусловно, ведётся не только о них) не вздумали работать в тени, депутаты всё от той же партии предложили в 40 раз увеличить штрафы за предпринимательскую деятельность без регистрации или образования юридического лица. Сейчас за подобные действия предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 2 тысяч рублей. А в законопроекте предлагается за первое правонарушение платить от 5 до 10 тысяч рублей, а за последующие – от 20 до 30 тысяч. Куда тогда бедному частнику податься?
После первого залпа критики в СМИ некие источники, «близкие к разработке проекта» начали уверять журналистов «Независимой Газеты», что эта инициатива вовсе не предполагает введения обязательного налогообложения всех ЛПХ. Речь идет об упрощении процедур для тех, кто сам захочет зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Уважаемые господа, вы можете поверить в эти байки?

Даже некоторые депутаты Госдумы заявляют о «серьезных опасениях», что закон будет применяться, например, к пенсионерам, которые выращивают пару десятков кур на приусадебных участках. Ведь деньги местным властям тоже нужны.

Сейчас в личных подворьях граждан выращивается 43,6% крупного рогатого скота, 13,8% поголовья свиней, 46,1% овец, 78% картофеля и 67% овощей. В истории нашей страны уже были прецеденты, когда уничтожались приусадебные участки, обкладывались налогом плодовые деревья в личных садах и совершались другие варварские действия против тех, кто пытается хоть как-то работать на своей земле. В итоге люди вырубали яблони и вишни, резали скот и птицу, прощались с огородами.

Увы, история ничему не учит. Серия законопроектов, внесённых сейчас в Госдуму, говорит именно об этом. А ведь вместо того, чтобы уничтожать ЛПХ, можно сократить всего раз в пять раздутый беспредельно госаппарат. И бюджет пополнится на несравненно большую сумму (не будем останавливаться на целом ряде других положительных итогах такого решения). Но этого, я уверен, не случится.

Конечно, среди владельцев ЛПХ есть и люди, доход которых позволит работать и в новых предлагаемых условиях. Но их явно не так много. Остальные, чьи доходы меньше необходимых сумм, вынуждены будут свою сельскохозяйственную деятельность завершить. И боюсь, что ни депутаты Госдумы, ни правительственные чиновники заменить этих людей не смогут: не будет от них ни мяса, ни овощей, ни шерсти. И доходов в бюджет тоже не будет.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости