Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Светлана Машковская, менеджер компании «Максимако» (Будва, Черногория). Русские женщины в черногорском бизнесе. Часть третья.

В заключительной части нашей беседы Светлана Машковская отвечает на вопрос: стоит ли, по её мнению, россиянам ехать в Черногорию, открывать свой бизнес.

 

- Итак, Светлана, свободные квартиры у Вас – редкость даже не в сезон.

- Очень редко у нас бывают свободные квартиры в зимний сезон: как с этой – отменится бронирование. А летом вообще всё сдано заранее. У нас соблюдается такой важный момент, как соотношение цены и качества. Тут многие квартиры сдаются с бабушкиными старыми диванами, произведёнными ещё в единой Югославии. На них порой и сесть страшно. А квартира сдаётся за 100 евро в сутки. А у нас Вы видите, как всё обставлено, и 150 – 170 евро. Контраст получается сильный. Квартира у нас выглядит очень дорого, но цена оказывается даже не в два раза выше. Мы так работаем.

- Да, я был поражён, когда увидел эту квартиру, уже зная, сколько это стоит.

- Такое иногда случается. У нас это называется «овербукинг» - слёт брони. Никто от этого не застрахован: люди перевели аванс, мы забронировали им апартаменты, и вдруг что-то случилось. Ведь может кто-то заболеть, или произойти что-то ещё, что они к нам не прилетают. А для них закрыт целый месяц. Что нам остаётся делать? Экстренно искать клиентов? Это, как правило, вне сезона не получается. И мы делаем специальное предложение, снижаем цену и выставляем по такой цене, чтобы хоть что-то отыграть.

Такая ситуация случилась с Вами, причём цена оказалась очень низкая. Я даже хозяйку переспросила: точно по этой цене? Она говорит: точно. Бронирование слетело, никто уже не приедет, а так людям будет приятно.

- А дальше эта квартира забронирована?

- Да. У нас в этом году почему-то затянувшийся сезон…

- В каком смысле? На пляжах людей уже очень мало.

- Это да, но к нам продолжают приезжать люди на неделю – две. Такое обычно происходит в сезон. Обычно к 15 – 20 октября всё это заканчивается, и заезжают люди, снимающие квартиры на три – четыре месяца, на полгода. Правда, бывают и случаи, когда люди заезжают на месяц, а потом спрашивают: можно нам ещё остаться? Бывает, что, заехав на месяц, люди живут всю зиму, выезжают только в мае. Так что всё бывает.

Но есть и чёткое разделение в смысле стоимости: сезон, зимняя аренда и долгосрочная аренда.

- Долгосрочная аренда – это год и более?

- Да, вот мы, например: мы живём постоянно, и нам неудобно жить зимой в одной квартире, а летом – в другой. Неудобно переезжать несколько раз. И вам выставляется предложение: квартира стоит 6 тысяч евро в год. Это вместе с сезоном, со всем. И эта сумма разбивается на 12 месяцев.

- По 500 евро в месяц.

- Да. И ты эту сумму платишь. Если посчитать, учитывая цены в сезон, то это – адекватная цена. Хотя есть цены и ниже. Но мы выбрали сразу такую квартиру: она большая, удобная, а к нам часто приезжают родственники, так что меньшая квартира была бы неудобной.

- Светлана, следующий вопрос будет касаться совсем другой темы. Вот здесь под окнами строится два больших, по местным меркам, дома с апартаментами. На набережной строят большой отель. При входе отсюда на набережную уже что-то снесли и начали рыть котлован. Между прочим, я видел в Будве листовки, призывавшие выйти на митинг против огораживания отелями своих пляжей. Моя жена, побывавшая здесь в сентябре, говорит, что, если на пляжах отелей ещё можно кое-как позагорать, то на муниципальных пляжах пройти к воде проблематично.

Что же будет, когда все эти здания построят, и в них начнут приезжать туристы? Я почему-то не верю, что береговую линию удастся растянуть. Или отдыхающие будут на пляжах лежать слоями, или поток туристов не оправдает надежд сегодняшних застройщиков. И конкуренция между теми, кто сдаёт туристам жильё, резко возрастёт. Как Вы на это смотрите?

- Понимаете, вся будванская ривьера уже поделена: кусок платного пляжа – кусок бесплатного. И ширина пляжей здесь невелика.

- В том то и дело. Здесь же у самой набережной уже начинается подъём, а метрах в трёхстах – уже горы. Это не Феодосия или Евпатория.

- Здесь есть ещё один момент: местные почвы не позволяют строить высокие здания, хотя сейчас они строятся. Все тянутся за какой-то модой…

- И прибылью.

- Да. Зимой в центре города построили очень высокие здания, и провалился асфальт, дорога было довольно долго перекрыта.

- Так здесь ведь известняк и сейсмически опасный район.

- Да, и при малейшем землетрясении проваливаются полностью дороги. И вот этой зимой дорога в центре города была месяца два перекрыта, проехать было нельзя.

Возвели с двух сторон махины – и всё. Этого делать нельзя, но люди хотят зарабатывать деньги. Хотя мы очень надеемся, что они одумаются. А то будет, как в Геленджике 90-х годов, когда в море нельзя войти.

Понимаете, мы, когда приехали, были счастливы, что попали из мегаполиса в деревню. Здесь инфраструктуры не было. Интернет в московском метро лучше.

- Но у меня, например, нет к здешнему интернету претензий.

- А этот дом построен три года назад, когда появилось новшество для здешних мест – оптоволоконный интернет. И в этой квартире он установлен.

Но, если сравнить, сколько стоит интернет в России и здесь, можно в обморок упасть. Такой оптоволоконный интернет, как здесь, стоит 38 евро в месяц.

Здесь и мобильная связь не дешёвая. Но у нас на фирму оформлены корпоративные номера, и они стоят 10 евро в месяц. Но это оформляется только на компанию.

С интернетом и коммунальными платежами здесь вообще проблемы. Если люди в сезон заезжают и платят, исходя из цены 150 евро в сутки – это одно – сюда входит всё. Но те, кто заезжает на зиму, платят 400 евро в месяц, плюс сами оплачивают коммунальные платежи: интернет, вода, электричество, вывоз мусора – всё это оплачивают те, кто проживает в данной квартире.

- То есть те, кто заезжает на зимние месяцы, оплачивают коммунальные услуги сами.

- Да. Иногда бывает так, что цена выставляется выше, тогда в неё уже включены все коммунальные услуги. Но чаще всего арендная плата и коммунальные платежи разделяются. Сколько израсходуете, столько и платите.

Надо сказать, что электричество в Черногории достаточно дорогое.

- А центрального отопления в многоэтажных домах нет, как не было его в приморских деревнях.

- Именно так. Зимой отопления, кроме кондиционеров и масляных радиаторов, здесь нет. А это – электричество. И горячей воды нет – всё через электронагреватель. Поэтому у нас, а мы люди теплолюбивые, счета за электричество зимой – 100 – 150 евро в месяц. И около 40 евро – вода. Прибавляем стандартный интернет – 26 евро (оптоволоконный – 38), дальше можно всё сложить.

Правда, это не у всех: я ведь постоянно контактирую с гостями и вижу, что у кого-то за электричество выходит 40 – 50 евро. А у меня зимой меньше семидесяти никогда не бывает. Спрашиваю: «Как это у вас получается?». – «А нам не холодно, нам нормально», - отвечают. Поэтому лучше, когда в зимний период гости коммунальные услуги оплачивают сами: у кого-то получится 150 евро, у кого-то в три раза меньше.

- Светлана, Вас никогда гости или родственники не спрашивали, стоит ли приехать сюда и заняться бизнесом?

- Спрашивали.

- И что Вы отвечаете? Я понимаю, что приезжать сюда на отдых Вы бы посоветовали.

- И жить постоянно тоже. А вот что касается бизнеса… У меня есть несколько знакомых, которые хотели бы вложиться в Черногорию, развить здесь какой-нибудь бизнес. Они говорят: ты же там живёшь постоянно, посоветуй, что нам открыть. Скажу честно: если бы я знала ответ на этот вопрос, я бы уже сама это сделала.

Черногория диктует условия, которые надо понять и принять. Ещё в прошлом году казалось: если открыть хорошую прачечную, то можно раскрутиться. Отелей и апартаментов очень много, а прачечных мало.

- Почему же не попробовали?

- Пригляделась. Прачечных мало, но и они не заняты на 100% и не зарабатывают каких-то более-менее приличных денег.

- Почему?

- Черногорцы, а теперь и русские предпочитают каждый день возить бельё одной женщине, которая стирает и гладит его у себя на дому. Ей выплачивается зарплата, грубо говоря, 150 евро в месяц, и это гораздо дешевле, чем пользоваться услугами прачечной. В прачечной выстирать и выгладить стандартный комплект белья стоит 2 евро. 150 в месяц, или 2 за каждый комплект – все уже всё подсчитали и поняли.

Возможно, кто-то захочет попробовать свои силы в такой нише, как ресторан национальной кухни. Спрос будет. Но местные хозяева кафе и ресторанов (а это – традиционный бизнес черногорцев) не дадут тебе развернуться. Страна маленькая, все друг другу братья, сваты, зятья. Кто-то – полицейский, кто-то – юрист, кто-то работает в инспекции. Эта ниша считается своей, местной, и местные хотят занимать её сами, не пуская туда иностранцев.

В сфере общепита довольно много русских и украинцев пытались начать работать. Открывали кафе, рестораны национальной кухни, но больше года не продержался никто.

Здесь, например, совсем не развита такая ниша, как детские увеселительные программы. У нас в Москве, если зайти в крупный торговый центр, там и горки, и батут, и другие развлечения. Были, как здесь называется, играоницы, где можно с нянечкой оставить ребёнка на час – два. Спрос был колоссальный, но они в итоге закрылись. Почему – непонятно.

Понимаете, здесь непаханое поле для бизнеса. Здесь люди еще не так избалованы благами цивилизации для упрощения, для увеселения жизни, как в каком-нибудь мегаполисе. Но нельзя же тыкать пальцем в небо, вкладываясь во что-то.

Можно, конечно, как это делалось, «войти в закуп»: снять на год одну – две квартиры и выставить их на посуточную аренду. Если получится, можно продолжить, купить жильё для сдачи туристам…

- Получить при этом более выгодный статус собственника недвижимости.

- Да. Но и здесь есть свои проблемы: этот дом очень хорошо расположен – пять минут и пляж.

- Причём бесплатный.

- Да. И такое расположение – наш козырь. Но сейчас никто не даст гарантию, что можно купить и даже так просто снять квартиру на год в хорошем месте. Все уже всё поняли, законы конкуренции работают вовсю. Так что вам может повезти, а может и не повезти. Вот наша фирма открылась вовремя, Екатерина, наша хозяйка, прочно заняла свою нишу, и теперь нас никто отсюда уже не сдвинет. Она и дальше будет развиваться и расширяться.

А приехать сейчас… Знаете, бывает, что человек приезжает, и эта страна оказывается настолько его, что любое дело у него спорится, и он будет в выигрыше, за что бы ни взялся. Совпали. А другой приезжает, делает то же самое, и ничего у него не выходит. Не его страна.

Так что советы давать опасно. Пусть люди пробуют и смотрят, насколько это дело им откликается.

 

Беседовал Владимир Володин. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости