Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О проблемах указания источников официального опубликования нормативных правовых актов.

В настоящее время в нормотворческом процесс сохраняется проблема, связанная с порядком оформления проектов федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов, в результате которой разработчики вынуждены указывать в тексте не только источник официального опубликования самого законодательного акта, но и источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в такой законодательный акт.

Это обусловлено тем, что в Порядке указания официальных источников опубликования содержится требование о том, что если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования (пункт 32 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, далее – Методические рекомендации[1]).

При этом при внесении изменений в законодательный акт указывается не только источник официального опубликования самого законодательного акта, но и источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт (пункты 38-42 Методических рекомендаций).

На практике выполнение данного требования сопряжено со значительными временными издержками разработчиков, которые непосредственно подготавливают редакции законопроектов, а также сотрудников правовых департаментов отраслевых федеральных министерств и Минюста России. Это особенно характерно для изменений в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд других законов, где перечисление статей может занимать ни один лист. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 02.10.2018 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проблема перечисления источников официального опубликования также существует и в отношении проектов ведомственных нормативных правовых актов. В качестве примера можно привести проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286», копия прилагается).

При этом практическая целесообразность выполнения данного требования, в особенности в условиях функционирования официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) и справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и других систем вызывает сомнение, поскольку сами издания Парламентской газеты, Российской газеты и Собрания законодательства Российской Федерации находятся в ограниченном доступе и практически не используются юристами в их текущей работе.

Также необходимо отметить, что указанные Методические рекомендации нуждаются в переработке, поскольку в них отсутствует источник официального опубликования – www.pravo.gov.ru, который предусмотрен статьей 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Таким образом, актуальным остается вопрос корректировки существующих подходов в юридической технике и правилах оформления проектов нормативных правовых актов в части исключения обязательного требования об указании в их тексте источников официального опубликования.

Полагаю, что исключение обязанности указывать источники официального опубликования предыдущих редакций в тексте подготавливаемых нормативных правовых актов позволило бы существенным образом упростить процесс их оформления и сократить время на проверку и повторное согласование (в случае допущенной технической ошибки либо опубликования в период подготовки более поздней редакции упоминаемого в тексте нормативного правового акта).

Данный вопрос прорабатывается федеральными органами исполнительной власти в рамках перевода нормотворческой деятельности в цифровой формат. Так согласно полученной от Минюста России позиции, в будущем планируется создавать в автоматическом режиме текст проекта нормативного правового акта с учетом внесенных в него ранее изменений, что исключит необходимость перечисления в его тексте источников официального опубликования по всем произошедшим изменениям.




[1] Направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости