Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ ВШЭ. Необходимо доверие между бизнесом и государством. Часть первая.

Как оценить ряд новых налоговых инициатив правительства? Что всё-таки принёс закон о самозанятых? Какое влияние оказывает на страну фантастическое расслоение общества?

Обо всём этом мы беседуем с Юрием Симачёвым.

 

- Юрий Вячеславович, вице-премьер и министр финансов российского правительства Антон Силуанов сделал за последний год целый ряд знаковых заявлений, практическое воплощение которых мы сейчас наблюдаем (или наоборот – повисших в воздухе). Заявления эти касались достаточно важных тем, которые мне бы и хотелось с Вами обсудить. А поскольку министр предельно чётко формулировал свою точку зрения, или то, что он хотел за неё выдать, мы его высказывания возьмём в качестве основы для вопросов.

«Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь - это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». – заявил Силуанов в мае прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме, но тут же уточнил, что налоговую систему ждет определенная донастройка.

Сейчас мы знаем, что эта донастройка уже обернулась повышением НДС, а теперь Минфин предложил пять неналоговых перевести в категорию налоговых.

И ещё одно заявление на эту же тему: «Повышение налоговой нагрузки начнет оказывать положительное влияние на экономический рост во втором полугодии». Об этом господин Силуанов заявил только что, выступая на Апрельских чтениях в ВШЭ.

С моей точки зрения, мы наблюдаем, как правительство режет курицу несущую золотые яйца. А Вы как это можете прокомментировать?

- Ситуация в данном случае не совсем однозначна, а точнее совсем неоднозначна.

С одной стороны, власть, безусловно, понимает, что, если налоговая нагрузка повышается, то бизнес-активность снижается. При общих других обстоятельствах так обычно происходит. Поэтому власть, безусловно, не стремится резко повышать налоги.

С другой стороны, у власти всегда много всяких интересных планов. И так получилось, что осуществлять эти планы больше приходится за счёт государственных средств, поскольку инструменты равноправного и заинтересованного взаимодействия государства и бизнеса по ряду причин находятся сейчас, скажем так, не в лучшем состоянии.

Тут и возникает развилка: для того, чтобы страна могла развиваться, нужно реализовывать достаточно серьёзные проекты. При этом государство не сумело выстроить нормальную доверительную систему отношений с бизнесом. Действительно, регулярно, а точнее – нерегулярно и произвольно, меняются правила игры, и в этой связи возникает попытка, с одной стороны налоговую нагрузку несколько повысить, хотя бы в пределах разумного, чтобы получить дополнительные средства. А, с другой стороны, ту или иную часть бизнеса квазинормативно побудить к финансированию тех или иных общих проектов.

Вот, собственно говоря, вся ситуация.

- Что же Вы предлагаете делать?

- Главная проблема, которой нужно заниматься срочно – это проблема улучшения отношений между бизнесом и государством, проблема становления доверия друг к другу. И уйти от неё никуда нельзя. Причём я сказал бы так: доверие теряется быстро, а восстанавливается медленно. И потом придётся в течение достаточно долгого времени демонстрировать, что обещания, данные друг другу – это не просто так. И такого рода обещания должны выполняться и со стороны бизнеса, прежде всего, крупного и сверхкрупного.

Было бы неправильно говорить, что на стороне государства собрались какие-то нехорошие люди, а в бизнесе – ангелочки. Бизнесом тоже не всегда выполняются некоторые серьёзные обязательства в рамках отношений с обществом и государством. Поэтому мы видим непростую дорогу навстречу друг другу, причём инициатором соответствующего сближения должно всё же выступить государство: оно задаёт общую рамку, оно должно приветствовать и формировать такой процесс взаимодействия. А второе – это то, о чём говорили уже много раз: совершенствование и улучшение бизнес-климата. Никуда без этого не деться.

И очень важно понимать, что не мы одни его совершенствуем. И если он у нас стал получше, чем два – три года назад, то это не означает, что он стал сопоставимо лучше бизнес-климата каких-то других стран. Они тоже стремятся его улучшить. А сейчас везде усиливается конкуренция юрисдикций: за новый бизнес, за новые команды, за человеческий капитал. И нам в условиях этой конкуренции надо внимательно смотреть: в чём мы проигрываем – в регулировании, в судебной системе?

Получается некое глобальное измерение, потому что бизнес сейчас, даже небольшой, становится глобальным. И он имеет возможность переносить свою активность в те юрисдикции, где ему удобно, и где он может делать своё дело достаточно эффективно.

- Юрий Вячеславович, говоря об отношениях государства и бизнеса, Вы упоминали крупный и сверхкрупный бизнес. Но у нас ведь жуткие проблемы с малым и средним бизнесом. Малые предприниматели просто воют волками.

Я только что беседовал с владельцем среднего бизнеса в Подмосковье. У него, вроде бы, всё нормально. Но мимоходом он бросил знаменательную фразу: конечно, у нас есть завязки, без которых работать нельзя…

- Я согласен: проблема с малым и средним бизнесом действительно существенная. Особенно в такой очень перспективной категории, как быстрорастущей бизнес. Он мог бы расти и быстро развиваться, но, к сожалению, среда не располагает к быстрому росту, и любой бизнес, становящийся из малого средним, который увеличивает свои масштабы, начинает сталкиваться с существенными рисками рейдерского захвата.

К тому же, скажем честно, что постоянное объяснение бизнесу: жизнь стала лучше – не срабатывает. У бизнеса много горизонтальных каналов, и он, наблюдая, что происходит с его коллегами, с аналогичными бизнесами, выносит реалистичные и практичные суждения. Среди них то, что без какой-то поддержки, без какого-то заступничества сверху сложно развиваться.

Есть отдельные счастливые исключения.

- Которые, как известно, подтверждают общее правило.

- Да. И они выглядят, как исключения в нашей экономике.

Это всё, что касается особых экономических зон, технопарков, Сколково, где условия сами по себе изначально другие. И там не так просто начать обижать ту или иную фирму. Тоже возможно, но сопряжено с более существенными издержками.

А когда мы рассматриваем ситуацию вне такой специализированной среды, вне сложившихся и достаточно эффективных экосистем, то она может быть весьма грустной. Она, конечно, сильно различается по регионам, поскольку в некоторых регионах, на уровне регионального руководства, всё-таки возникло осознание, что малый, а тем более быстрорастущий средний бизнес – это очень важно для экономики региона. И на их уровне создаются очень важные условия для того, чтобы бизнес принимал на себя инновационные риски, был активен, был готов экспортировать и разрабатывать новую продукцию. Но во многих случаях этого нет, а есть желание опять построить что-то очень крупное, очень большое, объединить какие-то активы ради неких «общих» (в кавычках) целей.

Но это – опять к вопросу о доверии и о том, как сделать, чтобы декларации в большей степени подкреплялись практическими делами.

- А у нас сейчас речь идёт о разработке новых программ для малого и среднего бизнеса, не помню уже каких по счёту.

- Понимаете, в чём дело: реально что-то может поменяться в лучшую сторону. Регулярно возникают отдельные инструменты поддержки. Вспомним Фонд содействия инновациям в малом бизнесе.

- Да, Фонд Бортника.

- Да. Замечательная структура, работает, всё хорошо. Возьмём то же Сколково в нынешнем его виде. Тоже есть отдельная история успеха, отдельные интересные компании…

Всё есть, но всё как-то по отдельности. А общей атмосферы, ощущения безопасности для бизнеса и выгод от того, что он растёт, к сожалению, пока в целом не сформировалось. Но ведь бизнес – вещь, сильно основанная на ощущениях. И здесь – явная несправедливость по отношению к бизнесменам: какие-то негативные истории, которые множатся многократно. Может быть, она одна на тысячу, такая негативная история, при том, что есть много историй, связанных с мошенничествами, со злоупотреблениями. Но именно эта история воспринимается очень остро. И, с моей точки зрения, нужно усиливать функции бизнес-омбудсменов по защите прав предпринимателей. Просто функционально расширять их возможности.

 

Продолжение следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости