Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ ВШЭ. Необходимо доверие между бизнесом и государством. Часть третья.

Обсуждением вступившего с 1 января этого года в силу закона о самозанятых мы завершаем беседу с Юрием Симачёвым.

 

- Юрий Вячеславович, вот ещё одна тема – закон о самозанятых гражданах. И опять цитата из Антона Силуанова: «Мы не преследуем здесь цель собрать никаких дополнительных налогов. Мы хотим, чтобы те предприниматели, которые сегодня работают, в том числе без регистрации, в том числе без уплаты налогов, без участия в формировании своих социальных прав, чтобы они могли очень простым методом, очень просто зарегистрироваться, платить налог и, по сути дела, выполнять все обязательства гражданина», — это сказано в мае прошлого года.

Лично мне кажется странным, когда глава Минфина говорит сразу о том, что у государства нет цели собрать никаких дополнительных налогов и о том, что люди, до сих пор работавшие «в тени», должны зарегистрироваться, платить налог и, по сути дела, выполнять все обязательства гражданина.

- Знаете, а я здесь как раз соглашусь с Силуановым. Реально иногда некоторые инициативы государства получаются светлыми. Я даже пытаюсь проанализировать, почему так получается. Вот в данном случае инициатива светлая, и многие в неё поверили. Главное, чтобы потом государство резко не поменяло правила игры.

Понимаете, сейчас у многих людей есть желание жить честно. Увы, этот потенциал недооценивается. А они хотят строить отношения с государством такие – легальные, аккуратные, с уплатой налогов. И, когда был предложен этот инструмент, с низкой ставкой, с лёгкой и простой регистрацией, с простой оплатой налога, то многим это понравилось. Для многих это оказалось удобным: для тех, кто занимается репетиторством, кто сдаёт квартиру, оставшуюся от родителей. И не надо идти в тот же самый бизнес, что нравится далеко не всем, не надо становиться индивидуальным предпринимателем. Не надо получать новый статус, а можно остаться в прежнем состоянии и просто уплачивать с этой деятельности некоторый налог. И понимать, что после этого к тебе никто не придёт и не станет задавать вопросы.

Мне кажется, что это удачная, на самом деле, схема. Вы со мной не согласны?

- Я недавно писал о первых итогах вступления в силу этого закона и, разумеется, смотрел данные и отзывы.

Официально, объявили себя самозанятыми и зарегистрировались в этом качестве в первые три месяца после вступления закона в силу более 40 тысяч человек. Это – немного, но и не так мало.

- Совершенно верно.

- Но таких самозанятых – миллионы. И довольно скоро стало понятно, что закон принят без должной проработки. В нём нет даже точного определения, кто такие самозанятые.

- Я согласен, что в законе наверняка много каких-то недостатков. Но я разговаривал на эту тему со многими людьми. Вот как это выглядит в Москве, хотя я понимаю, что здесь повыше уровень подготовленности для применения этого инструмента: всё сделано очень удобно, всё очень просто. Сделано всё, чтобы люди, которые уже до этого получали в госуслугах какие-то справки, могли убедиться, что зарегистрироваться и платить налоги здесь достаточно легко, и никаких издержек нет.

Конечно, может быть, у юристов возникает масса вопросов. Может быть, дальше возникнут какие-то проблемы. Но пока, в принципе, в сопоставлении со многими другими инициативами, которые все мы знаем, это очень неплохо. Опять же напомню, что мы имеем дело с тем редким для нас случаем, когда что-то стали отрабатывать в пилотном режиме.

- Да, это, безусловно, положительный момент.

- И здесь государство всё-таки реально дошло с теми сервисами, которые оно предлагает, до конкретного человека. Всё-таки оно постаралось сделать их достаточно удобными. И это сильно отличается от обычных вариантов того, что делает государство. Поэтому я это отношу к некоторым лучшим практикам, показывающим: если хочется, то можно сделать и вот так.

Я согласен с Вами, что самозанятых у нас миллионы. Но, с другой стороны, можно эти сорок тысяч зарегистрировавшихся сравнивать с теми темпами, по которым шёл прирост регистрации их деятельности до введения этого статуса.

- При таком сравнении сорок тысяч – безусловный успех.

- Да, в таком случае сорок тысяч выглядят, как очень много.

А в чём проблема? Многие, может быть, до конца не поверили, что так оно и будет дальше – и в этом проблема. Нужно сделать всё, чтобы люди верили: такими правила останутся в достаточно длительной перспективе.

- Во-первых, будем честными: не каждый человек, привыкший работать «в тени» не платя никаких налогов, хочет платить даже 3%.

- Согласен. Но я считаю: очень здорово, когда есть эти сорок тысяч человек, которым захотелось это сделать. Это сам по себе показатель замечательный: сорок тысяч людей, которые захотели работать легально. Платить этот налог и перейти к нормальной легальной схеме отношений с государством – платить, но при этом что-то спрашивать. Вот с таких, может быть, маленьких движений может начаться многое.

- А вот другая сторона вопроса: успел проявиться и ещё один неприятный момент. Не прошло и трёх месяцев, как начали всплывать некие сложности: физлица, а самозанятые являются именно ими, не должны использовать личные счета для ведения бизнеса.

Если верить главе комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергею Зеленову (а не верить ему лично у меня нет оснований), ситуация сложилась анекдотическая: использование счета физлица для предпринимательской деятельности обычно прямо запрещается в договоре обслуживания. Но тому же самозанятому не могут открыть счет как индивидуальному предпринимателю, потому что для этого необходимо предоставить свидетельство о регистрации в качестве ИП, а он ЕГРИП не регистрируется – там уведомительный порядок.

Всё это надо исправлять.

- Да нет, не надо становиться предпринимателем! В том-то и состоит преимущество, что вы всё делаете без статуса индивидуального предпринимателя. Я Вам серьёзно говорю: там действительно простая процедура. Она не требует ничего сложного.

- Она простая, когда вы регистрируетесь.

- И когда платите налог. У меня тоже было ощущение, что она простая только, когда регистрируешься. Но нет, когда вы платите налог, тоже всё просто: берёте и со своей карточки переводите деньги в нужном количестве.

- Да, но люди жалуются не на то, что им сложно перевести налоговый платёж. Они утверждают, что им сложно получить на личную карточку деньги за выполненную работу. Там оказалась заковыка, не прописанная в законе.

- Нет там заковыки: вы делаете платёж…

- Вы – да, а вот вам… Счёт физлица не используется для ведения бизнеса: закон принимался достаточно давно. Отмена этого положения для самозанятых в законе о них не прописана.

- Я не знаю: может быть, там есть проблемы, но у меня есть ряд коллег, не встретивших никаких проблем. И это люди, не занимавшиеся индивидуальным предпринимательством. Они где-то работают, и у них есть дополнительные заработки, и они решили зарегистрироваться. Никаких проблем.

Я не хочу спорить и готов сам лично ещё раз разобраться в ситуации, но мне кажется, что это так. А, вообще, я всегда говорил и говорю, что на фоне всех недостатков и проблем надо всегда видеть что-то лучшее.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости