Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Сегодня очень много букв на тему "Зачем нужно образование?"

Сегодня очень много букв на тему "Зачем нужно образование?". Пока короче не получается.
Нам с детства внушали, что хорошее образование – это залог «счастливой и стабильной жизни». Одно время у нас в стране высшее образование было почти повальным. Хотя сейчас есть немалая часть общества, которая считает, что для счастливой жизни достаточно минимального образования. Ну и конечно, есть те, кто никогда не скажет, что «образование – это ерунда», но они абсолютно уверены, что хорошее образование не гарантирует богатство и счастье.

Справедливости ради стоит отметить, что существуют и другие водоразделы мнений по поводу роли образования в жизни разных групп людей, общества и стран. Как бы вы ответили на вопросы: для кого и для чего необходимо образование? Я интересовался двумя противоположными концепциями ответов на данные вопросы.

Одна позиция состоит в том, что высшее образование нужно для привилегированного класса, а остальное население нужно обалванивать. Тут же высокомерно говорят про интеллектуальное меньшинство, вводится такой термин как «ответственные». Именно последние являются «деятелями», т.е. готовят и принимают все жизненные решения. А всё остальное народное большинство должно быть «зрителями», оно не должно даже хотеть быть участниками событий.

С другой стороны, страх перед большой массой совсем необразованных людей провел к этапу массового образования. Подводилось для этого обоснование - «нужно воспитать народонаселение, чтобы держать эти миллионы подальше от наших глоток». При этом, основными требованиями даже такого образования были – узость и ограниченность обзора, отсутствие независимой мысли и шаблонное/процессное мышление (поощрение запросов на выдачу четких инструкций-действий типа, что нужно сделать раз, два, три…), а также муштра и запугивание со стороны учителя.

Я не хочу вступать в полемику по этим вопросам. Тем более, что в сети есть хорошая лекция «Образование: кому и зачем?» Ноама Хомского, профессора Массачусетского технологического института. Я даже не мучился вопросом «для кого нужно образование?», а также не думал про него в масштабе общества, страны или мира.

Я попробовал ответить на поставленный в заголовке вопрос с точки зрения отдельной личности. И забегая вперед скажу, что оно нужно всем, кто хочет гарантировано жить разнообразной интересной жизнью.

Образование является вторым из четырех квадрантов моей концепции жизни по интересам. И в этом посте я хотел бы показать почему образование является суперважным элементом концепции жизни по интересам, в которой есть еще три квадранта – Интересы, Самодисциплина и Упорство, а также Здоровье.

1️⃣Итак, во-первых, это железобетонная связь образования и интересов. Именно образование расширяет кругозор и самым непосредственным образом влияет и формирует самые разные наши интересы. Человек посредством образования познает мир. Это дает ему возможность определить свою роль в мире. Человек формируется средой, в которой он существует, а потому эта среда может разрушать, мучить, вводить в стрессовое состояние или же может развивать и открывать человеку новые миры знаний. Образование как ничто другое позволяет человеку познать мир, сформировать и постоянно обновлять свои широкие интересы.

Человек с сугубо утилитарными интересами проживает жизнь совершенно отличную от человека, у которого обнаруживаются широкие интересы. Проще говоря, чем больше у человека интересов, тем потенциально у него интереснее жизнь.

В джунглях люди полностью удовлетворяют свои интересы, но вряд ли мы можем сказать, что у них очень широкие интересы. Конечно, существует большое количество людей, живущих в каменных джунглях, которые имеют по сравнению с аборигенами ненамного больше интересов, но и их они удовлетворить не могут. Именно поэтому, когда мама с папой говорят, что надо учиться, они пытаются хоть и неосознанно сказать: «Найти себя в нашем сумасшедшем мире», что может означать – имей широкий кругозор, умей контактировать с окружающим миром и людьми, чтобы выявить свои самые разные интересы.

Расширение интересов происходит в том числе за счет того, что образование помогает получать удовольствие от интеллектуальной деятельности. Например, можно вспомнить тот момент, когда вы, будучи учеником или студентом, наконец-то решили сложную математическую задачу. Мы практически не осознаем, что степень удовлетворения или уровень получения дофамина от интеллектуально-сложной деятельности выше или качественней, чем от простой и банальной деятельности. Возможно, в том числе поэтому многие люди, которые вынуждены заниматься неинтеллектуальным трудом ненавидят свою работу.

Однако, чтобы получать восторг и удовольствие от интеллектуально-сложной деятельности необходимо иметь соответствующие знания. И в первую очередь, необходимо знание о том, для чего эта сложная деятельность предназначена и какой продукт является результатом этой, подчас, довольно прибыльной деятельности. А именно необходимо разбираться с внешним окружением получаемого продукта, с его внутренним устройством и т.п. Умение все это видеть, а в некоторых случаях моделировать и создавать, позволяет получать истинное интеллектуальное удовольствие. Отсюда получается и соответствующий интерес.

Я мог бы привести пример из профессиональной деятельности, но все тоже рассуждение подходит, например, к искусству. Искусство – это мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие (из Википедии). Большинство не видят в произведениях искусства сложные структуры и системы, так как нейронная сетка многих людей способна воспринимать только простые конструкции. Например, поэтому легко получить удовольствие от попсы и довольно сложно от классического музыкального произведения. Для того, чтобы понимать искусство необходимо развивать свой интеллект и, как говорят, профессионалы, свою дефолт-систему мозга.

2️⃣Во-вторых, образование - это инструмент для самого быстрого удовлетворения своих интересов. Сначала разберемся с тем, как образование помогает удовлетворять интересы, а потом почему правильное фундаментальное образование помогает это делать быстро.

Удовлетворение интересов происходит в тот момент, когда человек «играет» интересные ему роли. Это могут быть профессиональные роли инженера по требованию или маркетолога.

Тут тоже приведу пример не из профессиональной жизни. У меня есть интерес играть в футбол. Футбол любительский и я по роли футболист любитель. Я играю каждое воскресенье, но, чтобы мой интерес удовлетворялся, я должен освоить соответствующую практику игры в футбол. Хотя бы на минимально-достаточном уровне – отдать пас, знать правила, немного дриблинга, видение партнеров на поле и т.п. Иначе я вряд ли смогу получать достаточного наслаждения от командной игры. За неимением вышеизложенной практики деятельности меня могут, например, затюкать на поле, да и самому будет неприятно подводить команду.

Если практика (технология, метод работы, метод игры по роли) не освоена, то скорее всего, вы не сможете удовлетворить свой интерес. Поэтому, под образованием имеем ввиду результат обучения соответствующим техникам, методам работы, практикам.

Кстати, если вы не понимаете такой связи как Интерес-Роль-Практика, то от вас скрываются причины того, почему вы часто не доводите начатое дело до конца. Задайте себе вопрос, когда вы бросали какое-то дело (на работе или это было увлечение), то насколько хорошо вы уже овладевали соответствующей практикой? Если уже хорошо владели и тем не менее бросили, то вероятно, это не было вашим интересом. Он мог быть навязанным средой.

Вот еще один пример. Много людей хотели бы кататься на горных лыжах, но далеко не все доходят до такого уровня мастерства, после которого они получают истинное удовольствие от этого процесса. Часто мы, имея какой-то интерес, в итоге «предаем» его, бросаем начатое дело. Однако, если понимать, что нужно, как в примере выше, ставить практику катания, а именно подойти профессионально к тренировкам в межсезонье (например, сходить на специальные тренажеры), то при должном упорстве можно обзавестись очень крутым интересом.

Таким образом, удовлетворение интересов происходит через изучение прикладных практик. А как правильно выбирать прикладные практики и быстро их осваивать? Вот для этого необходимо иметь хорошую и достаточно мощную платформу самообразования. Если продолжать пример со спортом, то платформа самообразования – это развитое тело, способное осваивать на любительском уровне самые разные виды спорта (прикладные практики).

В части когнитивного развития платформа условно состоит из фундаментальных знаний и кругозора. Эта платформа есть у каждого человека, она преимущественно закладывается в Школе и ВУЗе. Но к сожалению, качество государственного образования постоянно падает, так как учат по программам прошлого века, что не отвечает современным реалиям. И даже те, кто «закончил свои университеты» ранее также находятся не в лучшем положении, поскольку им требуется серьезный апгрейд платформы самообразования. Именно поэтому многие люди чувствуют себя некомфортно и тревожно, особенно в свете быстроменяющихся условий.

Имея мощную платформу самообразования, человек может быстро удовлетворять свои интересы, поскольку он правильно подбирает необходимые прикладные практики и быстро их осваивает. Именно поэтому в Школе системного менеджмента сформирован список тех дисциплин, которые составляют основу платформы самообразования для современного человека. Школа ставит определенную платформу, которая закрывает все вопросы бизнеса, инженерии, менеджмента и телесного мышления. Поэтому в наши списки предоставленных курсов входят: Онтологика и Системное мышление, Научное мышление и Вычислительное мышление, Ролевое мастерство и Функциональная грамотность, Телесное мышление и Личное развитие, Системное предпринимательство, Системная инженерия и Системный менеджмент. Мы, конечно, понимаем, что в платформе необходимо также искусство и культура, экономика, социология и политика и т.п., но в Школе мы эти дисциплины пока не преподаем. Зато есть фундаментальное образование в части развития своего тела.

❗️Итак, еще раз хочу подчеркнуть важную связку! Прикладные практики или конкретная профессиональная специализация обуславливается интересами человека. Если вы живете по интересам, то работа у вас интересная. Вы лучший специалист, потому что ваш личный интерес увязан с лучшей на рынке прикладной практикой. Вам хватает кругозора, чтобы быть всегда понимать и разбираться в профессиональной моде. Если появится новый метод, то вы быстрее всех освоите его. Это будет возможным, потому что у вас мощная платформы самообразования, которая позволит вам на порядок быстрее всех остальных научиться новой практике.

Следование за своими интересами – это то, что приводит нас к интересной жизни. А чем менее сочетаемы между собой наши интересы, тем даже лучше. Эти абсолютно разные интересы от искусства, спорта, работы и т.п. дает нам наш кругозор, который мы формируем путем обучения. Противоречивые крайности дают больше конкурентных преимуществ, чем концентрация в одном интересе. В западной литературе на этот счет есть даже специальный термин «интегративная сложность». Это способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, а затем интегрировать их в более крупные. Поэтому чем больше у нас самых разнообразных интересов, тем у нас больше возможностей на интересную жизнь, а платформа самообразования помогает возможности перевести в реальность.

Таким образом, образование – это главный инструмент для того, чтобы построить разнообразную интересную жизнь. Даже большие деньги не могут удовлетворить все интересы. Если они, правда, недалеко ушли от потребностей аборигенов. И поэтому образование имеет первостепенное значение для любого человека, желающего жить по своим интересам. Однако, совсем не любое образование позволит сделать жизнь интересной и разнообразной. Необходимо сначала иметь мощную платформу самообразования, которая позволит далее удовлетворять самые разные свои интересы посредством овладения соответствующими прикладными практиками.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Честная конвертация участникам ВЭД
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости