Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Илья Хандриков, председатель Всероссийского движения «За честный рынок», эксперт НИСИПП. Картина складывается удручающая. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Ильёй Хандриковым о том, что происходит сегодня в малым и средним бизнесом.

- Илья Николаевич, Мы остановились на Нобелевской премии, которую должен заслужить человек, придумавший, как раздавать кредиты и субсидии нищим предпринимателям. Премия, разумеется, так никому и не вручена, но кредиты и субсидии, насколько я знаю, кому-то выдаются.

- Вы знаете историю с дотациями и разными другими деньгами, которые государство давало в регионах предпринимателям? Те их брали, но деньги тут же забирали обратно. И это было очень часто. И на этих неприятных вещах люди при должностях погрели руки.

- Знаю я такие истории. В Карелии бизнес – омбудсмен Елена Гнётова не раз и не два защищала предпринимателей именно в таких случаях.

- Ещё один момент: мы знаем, что некоторое время назад корпорация малого и среднего предпринимательства получало огромные ресурсы, уходившие к финансовым структурам, близким к руководителю этой корпорации. И меня удивило, когда в этом году такой механизм не был принят в рамках программы господдержки малого и среднего бизнеса и соответствующего нацпроекта. Как я понимаю, идет какой-то поиск решений, выявляются негативные моменты. Сейчас же мы можем только гадать: что изменят эти семьдесят банков, и какие инструкции они получили. Пока же всё это непредсказуемо и непонятно.

Но я сейчас хочу перескочить на другой подход.

- Попробуем.

- Всегда, когда мы говорим о каких-то узких проблемах.

- Я бы не назвал поддержку малого и среднего бизнеса узкой проблемой.

- Конечно. И финансирование такой программы – тоже очень широкая проблема. Но она пересекается с целым рядом других проблем, куда более узких, но которые при этом нейтрализуют всё доброе и разумное, что в программе заложено.

Казалось бы, зачем брать какие-то деньги? Вы возьмите меньше налогов и дайте людям не идти через банковскую систему, а самим наполнить свой бюджет оборотными средствами. Мы ведь помним, как, по-моему, в 2002-м году господин Кудрин выступил с инициативой убрать так называемую «инвестиционную льготу». Тогда мы не понимали самого выражения «инвестиционная льгота», оно понятно сегодня. Мы говорим: как же нам направить деньги в малый и средний бизнес? Как механизмы развития запустить? Мы ведь опять говорим о деньгах…

- Ну, не только о них, но и о них, разумеется, тоже.

- Давайте скажем так: те деньги, которые я как директор направлял на покупку оборудования, чтобы перевооружить своё производство, вдруг – раз, и стали забирать, не делая скидку на то, что мне необходимо развиваться. И было это при Кудрине как министре финансов.

И мы сейчас говорим о тех возможностях, которые предприниматель мог бы иметь, если бы государство его так не обжимало. А мы читаем высказывание Силуанова, что повышение налогов – эффективное подспорье для роста российской экономики. 600 миллиардов, которые у нас забирают в год, пойдут что – на реализацию национальных проектов?

- Индивидуальных национальных проектов.

- Да. Это, на самом деле, больше прикрытие: мы с вами не узнаем, как перераспределятся эти деньги. Но мы отлично знаем, что огромные средства получат крупные корпорации, другие подобные структуры: перераспределение будет в их пользу. Они считаются опорой государства, и большие деньги пойдут им. А в какой мере будет перераспределение того же госзаказа, мы не знаем. А ведь кроме денег надо ещё иметь и работу.

Я как предприниматель всегда старался воздерживаться от отношений с государством: оно требует громадное количество документов, какие-то идиотские залоги, непонятные сроки и стандарты. Поэтому только, когда речь шла не о тендерах, а просто государство делало моей фирме заказ и платило деньги (чаще всего предоплатой), я работал с ним.

Но теперь всё больше государство работает с окологосударственными структурами, всё больше госзаказов не имеет необходимой прозрачности. Более того, мы слышали заявление президента, где он говорил о закрытии от общественности подобной информации.

- Хорошо, не помогают, но хоть бы не разоряли, не уничтожали.

Вот не так давно пришла к нам со своими вопросами московская предпринимательница Софья Стержантова, у которой было маленькое кафе. И это кафе снесли в рамках якобы благоустройства города. Ей сказали, что по плану на этом месте должна стоять… лавочка.

- А на каких правах было размещено её кафе?

- Там было, к чему придраться. Хотя кафе было построено официально, при строительстве под него был подведён фундамент.

- А его там не должно было быть?

- Да. Но кафе на 15 человек, и речь шла о том, что без фундамента оно может рухнуть. И кафе долго работало в таком виде, но, когда решили, что его нужно снести, придрались к фундаменту.

- То есть нашли формальную причину.

- Да. Причём там окрестные жители вставали на защиту кафе.

После сноса Стержантова пыталась принять участие в аукционе на новое место для кафе. Но аукцион провели до назначенной даты.

- Понятно: для того, чтобы защититься от государственной системы, нужна какая-то достойная сила.

- Вы знаете, в только что опубликованном у нас интервью с экономистом Яковом Миркиным, он заявляет, что российский предприниматель должен чувствовать себя животным, которого все вокруг хотят съесть.

- Но так действительно и происходит.

- И, увы, это – наши реалии. Мой институтский друг, тридцать лет проживший в США, уже не может этого понять. Он считает, что так не может быть нигде и никогда.

- Да. И вот пример того, что Вы сейчас сказали. Действующие нормативные акты (это относится к так называемой «регуляторной гильотине» - терминология сама по себе потрясающа) – это до 60 – 80 тысяч актов плюс миллион отдельных требований. Причём эти требования могут быть настолько фантастическими, пришедшие из тоталитарного государства – диву даёшься.

Это гигантское количество актов, сформировавшееся не только за постсоветское время, но и ещё за советское. Когда тульский губернатор Груздев делал на Госсовете доклад на эту тему, он сказал, что в год выходит примерно 22 тысячи законодательных актов, большая часть которых относится к предпринимательству. В итоге у нас получается ад.

Более того, на заседании актива комитета Торгово-Промышленной Палаты обсуждался вопрос: как уклоняться от всего этого безобразия, как выворачиваться из этой ситуации. Одна предпринимательница рассказывает, что их обязывают в психиатрическом диспансере получать справки: речь идёт о представителях чуть ли не полусотни профессий.

- А справки, между прочим, платные.

- Конечно. Это – не просто время потратить. К тому же чаще всего эти справки просто покупаются.

Но главное – мои коллеги, когда я сказал, что это – абсурд, начали объяснять мне: надо, а то, как бы чего не вышло. Это – привычка к рабству.

Хотя я вижу, как у очень многих людей вызревает вопрос: доколе?

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости