Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Церен Церенов, управляющий партнер Школы системного менеджмента, Вице-президент АНО «НИСИПП». Апгрейд фундамента ваших знаний. Часть третья.

Это – завершающая часть нашей беседы с Цереном Цереновым

 

- Церен Валерьевич, мы с Вами остановились на том, что Школа системного менеджмента хочет давать людям в руки универсальный инструмент, который бы увязывал гуманитарные науки и инженерные подходы. А ваша цель – дать человеку возможность формировать свою картину мира, в которой связаны разнообразные сферы, дисциплины и интересы. Или базовую платформу, позволяющую ему дальше самостоятельно развиваться.

Это и есть тот фундаментальный подход, который вы исповедуете?

- Да, это и есть системный подход к любой деятельности. Хоть к работе, хоть в остальной жизни. Кроме того, сейчас есть разные прорывные результаты в разных сферах – от нейронаук до физики, и человеку очень сложно их все как-то увязать в своей картине мира. А мы пытаемся это сделать.

- Это очень непростая задача.

- Конечно. Но в этом наша миссия. Да, и у нас ведь не просто школа: мы не только обучаем. Если где-то есть «просто обучение», скорее всего, это обучение постепенно устаревает, а то, чему оно учит – знания вчерашнего дня. Не может быть чисто теоретического обучения: оно всегда должно быть связано с какой-то практической деятельностью.

- Безусловно.

- Поэтому у нас существует тесная связь с конкретной деятельностью. Мы не учим на каких-то простых учебных проектах, у нас люди учатся на своих реальных проектах. По сути, обучение совмещается с некоторым консалтингом. Это – работа над проектами, которые есть у наших слушателей в жизни. Иначе бесполезно учиться: это как плавание в бассейне без воды – так не научишься.

И есть ещё очень важный момент: в процессе обучения должны присутствовать какие-либо исследования. Без них не получается чему-то научить, чтобы знания которые у вас есть оказались самыми лучшими. А Школа как раз пытается, чтобы знания, которые мы даём, были основаны на самом лучшем передовом опыте. Причем выпускники могут далее самостоятельно совершенствовать навык исследователя, который связан с поиском и освоением новых лучших знаний. Поэтому у нас и обучение, и исследования, и консалтинг тесно взаимосвязаны.

- А почему Школа системного менеджмента, если Вы всё время говорите о системном мышлении?

- Когда мы начинали четыре года назад, то выбирали, брать в название мышление или менеджмент. Но, если сегодня термин «системное мышление» звучит нормально и даже в чём-то лучше «системного менеджмента», то в то время тот термин был нормален только для нас. Мы тестировали восприятие его нашими возможными слушателями и выяснили, что термин «системное мышление» ими воспринимается хуже, даже кого-то отталкивает. И нам даже рекомендовали то название, которая школа и носит, говоря, что его люди будут лучше воспринимать.

Но прошло четыре года, и ситуация уже поменялась: всё, что связано с мозгом, сегодня заботит многих людей. По сути дела, что такое обучение? Это появление в нашем мозгу новых нейронных связей. Ведь всё обучение связано как раз с мозгом. Поэтому темы, связанные с биологией, психологией, нейрологией, тоже находятся в сфере наших интересов.

Но название Школа системного менеджмента так и осталось, хотя, по сути, тут менеджментом с самого начала мы не ограничивались.

- Честно говоря, я хотел спросить немного о другом: подобные школы – распространённое явление, или это то, что было вами придумано?

- Ну, сейчас создание своих школ – это модное явление. Даже есть школы, которая учат создавать свои школы. Но все эти школы занимаются прикладными практиками. А вы может имеете в виду подобие нашей школы, занимающийся фундаментальным образованием?

- Да.

- Вся идея фундаментального образования – это то, что делается государством. В принципе государство в цепочке от школы до вуза ставит людям эту платформу для самообразования, как я её называю. В этом задача школы, вуза, родителей.

- Мне кажется, что если бы государство справлялось с такой задачей, Ваша Школа была бы не нужна. Раз она нужна, задача, о которой Вы говорите, государством не решается.

- Все, что связано с государством в нашей стране можно охарактеризовать двумя словами – «отрицательная селекция». Но даже если представить, что государство дает отличное фундаментальное образование, то все равно системное мышление необходимо заглянцовывать на своих реальных рабочих проектах. В студенты ВУЗов еще пока не имеют достаточного опыта, чтобы прочувствовать всю мощь системного мышление.

- Получается, что сейчас есть спрос на фундаментальное обучение…

- Вы имеете в виду, что есть ещё самые разные школы подобной нашей, т.е. что есть ли частный рынок для фундаментального образования?

- И это тоже.

- Я не буду утверждать, что есть много подобных школ, которые вполне осознанно хотят заменить государство в вопросе формирования платформы фундаментальных знаний. Хотя есть и те, кто заявляет, что занимается формированием такой платформы, есть разные школы мышления. Недавно мы участвовали в мероприятии, проводившемся государственными структурами, где было заявлено, что в России существует 38 школ мышления. Но все-таки они все ближе к прикладным практикам, так как там основной рынок. Поэтому у нас есть большие различия.

Мы пытаемся делать как можно более широкую платформу и увязывать между собой разные дисциплины, разумеется, на основе системного подхода, затрагивая при этом области целого ряда наук. Школы, которые мы изучали, стараются сконцентрироваться в какой-либо одной сфере, не ставя перед собой такие глобальные задачи. Мы же стараемся увязать системное мышление, онтологику, научное мышление, стейкхолдерское или ролевое мастерство, нейронауки и психологию, экономику и политику. У нас есть даже такая вещь, как «телесное мышление» - как увязать тело и мозг. Это курс, который называется «Системный фитнес», где мы рассказываем, как устроено тело и как надо формировать его, как увязать нашу голову с телом, чтобы добиться их гармоничного развития.

Если поставить такую платформу знаний о собственном теле, то можно в два три раза быстрее осваивать различные двигательные практики – разные виды спорта или танцы, которыми вы увлеклись. Здесь точно такое же соотношение фундаментальных знаний и прикладных практик, как и в менеджменте, и в других областях знаний. И это – тоже одно из наших преимуществ.

- И каковы ваши успехи на этом поле деятельности?

- У нас вот недавно закончился седьмой поток курса системного фитнеса. И сейчас мы работает над тем, чтобы сформировать ассоциацию системного фитнеса. Выделить три профессиональных уровня. На первом уровне выпускник может освоить 1 прикладную практику, например, танцевальную, быстрее в несколько раз, чем в традиционных школах. Это достигается за счет одновременным освоением базовых методов системного фитнеса (СФ). На втором уровне выпускник может раскладывать любую прикладную практику по методу СФ и может ее освоить быстрее, чем в традиционных школах. То есть тут важная функция – это умение моделировать. Например, я могу посмотреть на прикладную практику плавание кролем и смоделировать все движения по методу СФ с тем, чтобы быстро научиться плавать кролем. То есть один раз нужно сформировать фундамент в виде СФ и потом можно быстрее, чем в традиционных школах учиться любым прикладным практикам. Ну а на третьем уровне присваивается квалификация тренера разного уровня, что отражает компетенцию в подготовке новичка на уровни 1 или 2.

- А сколько сегодняшний курс идёт по времени?

- Месяц. Четыре занятия раз в неделю, поддержка в чате, где люди обмениваются впечатлениями, возникающими вопросами. Причем, поскольку здесь применяются методики, работающие и в других областях системного подхода, наши выпускники получают достаточно универсальные навыки.

- И Вы хотите и дальше расширять поле деятельности Школы…

- Есть очень много направлений, куда мы также пытаемся идти. Я уже говорил про ролевое мастерство, научное мышление. Хотим заняться вопросами принятия решений и системным предпринимательством, а также вычислительным мышлением. Это все что касается искусственного интеллекта. Но все это в части фундаментального и кругозорного, а не прикладного уровня. У нас есть целая линейка целей, к которым мы собираемся двигаться.

- То есть вы расширяетесь так, чтобы практически каждый желающий учиться мог выбрать себе направление по душе.

- Я сказал бы, что каждый может выбрать свою индивидуальную траекторию, из всего набора, который мы будем предлагать. По сути дела, весь тот набор знаний и умений, которые мы хотим представить, и есть та самая платформа самообразования. Её можно рассматривать как правильно выстроенные нейронные связи, позволяющие исследовать и изучать любые другие прикладные дисциплины в любых областях. Оставаться при этом всегда востребованным специалистом и жизнь по своим интересам. Платформа позволит быстро понять стоящие задачи, найти необходимые прикладные практики и быстро их освоить.

Такая у нас концепция, руководствуясь которой мы формируем нашу платформу самообразования. Не многие разделяют нашу точку зрения, но мы хотим, что те, кто понимает важность фундаментального интеллектуального развития и важность системного мышления, могли

- Она сейчас в процессе строительства?

- Да, что-то уже готово, что-то в процессе разработки.

- Что ж, удачи Вам.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости