Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Пост по итогам прошедшего семинара "Системная риторика".

Пост по итогам прошедшего семинара "Системная риторика" (https://www.facebook.com/events/461264767888650/). Сформулировал вопросы по итогам обсуждения и объяснил почему меня интересует искусство речи.

1. Почему Школе важна риторика.

Школа специализируется на фундаментальном образовании, в основе которого лежит системное мышление и онтологика. Считаем, что без современного фундамента невозможно быстро осваивать лучшие прикладные практики. Без кругозора, который входит в фундамент, сложно ориентироваться в постоянно появляющихся прикладных практиках и новых технологиях. Таким образом, без фундаментальной платформы в технологическом мире сложно оставаться востребованным профессионалом.
Однако формирование фундамента сложное занятие.

Назову две причины почему не удается ощутить преимущества фундаментальных знаний. Первая причина состоит в контринтуитивности. Требуется на «180 градусов» менять шаблоны настроенного мышления. А это требует перестройки нейронных связей и соответственно времени. Вторая причина кроется в абстрактности фундаментальных знаний. Между ними и жизнью лежат прикладные практики. Но конкретных прикладных практик много, причем постоянно появляются новые.

Гипотеза: учить системному мышлению одновременно с базовыми прикладными практиками, которые пригодятся и предпринимателям, и инженерам, и менеджерам, и другим профессионалам. Это позволит сократить время освоения фундаментального системного мышления и размыть объем абстрактных знаний за счет получения осязаемых результатов обучения. Начал это применять в своем практикуме "Системное мышление" (http://system-school.ru/praktikum).

Главными базовыми компетенциями для человека считаются чтение, писание, говорение. Но в нашем случае будем говорить про:
• регулярное вдумчивое чтение нехудожественной литературы, то есть читать нужно постоянно и при этом разбирать прочитанное, а также писать конспекты и формировать схемы. Говорим о чтении для саморазвития, но при этом важно сформировать интерес по встраиванию нового знания в собственную картину мира. Недавно рассказывал на семинаре о методе, который собрал из распространенных практик и который постоянно совершенствую https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/2287884854642791;

• освоенную практику написания текстов: начиная с постов по прочитанным книгам до рабочих описаний структуры продукта или предприятия. Для этого подходит метод информационного стиля, который описан Максимом Ильяховым в книге «Пиши, сокращай»;

• поставленную практику речевого донесения мыслей: начиная с одного человека до публичного выступления. Тут пока белое пятно. По этой причине инициировал семинар по риторике.

Отдельно требуется формировать потребности человека к постоянной реализации трех базовых компетенций. Постоянное чтение апеллирует к человеческой потребности любопытства, изучения и моделирования мира, написание текстов – это признание и получение удовольствия от несения полезного знания, говорение – это потребность к социализации и тоже признание заслуг.

Таким образом, объяснил почему Школе нужна практика говорения и какие есть требования: должна помочь специалисту любой профессии донести мысль до специалиста любой другой профессии, а также стимулировать устранять боязнь, неуверенность и другие факторы, препятствующие к реализации данной практики. Кроме того, это практика не самостоятельна, необходимо учитывать взаимосвязь с двумя другими базовыми компетенциями.

2. Риторика и тексты.

Важно обсудить общие и отличительные моменты между написанием текстов и риторикой. По этому поводу следующие мысли.

Среди многочисленных методов написания текстов выделяется инфостиль, который опирается на три принципа: кратко, ярко, убедительно. Инфостиль критикуют лингвисты за обеднение русского языка и лишение авторского текста души. Риторика – это как минимум о говорении и написании текстов для этого. Какая может быть увязка риторики с инфостилем? Здесь хотелось бы предложить классификацию.

При написании создается новый интеллектуальный продукт. Речь воспроизводит заранее созданный текст, хотя и с некоторыми отступлениями. Но риторика сложнее, чем написание текстов, когда обсуждения происходят что называется на ходу. Хотелось бы учить создавать текст на основе практики инфостиля усиленного методологией системного подхода. Это соответственно задает логику и содержание. В этой связи что остается практике говорения? И можно ли говорить, что практику инфостиль нужно довести до автоматизма при общении?

В тексте не только буквы несут смысл. Иллюстрации плюс текст выглядят намного выигрышнее и результативнее, чем только текст. В говорении существует такая же аналогия? Когда, как и какие «иллюстрации» используются риторикой?

3. Стейкхолдерское мастерство.

С бытовой точки зрения разговаривают два человека, но системный мыслитель знает, что эти люди играют роли. Общение происходит между стейкхолдерами. Разговор Иван в роли менеджера с Василием в роли инженера – это не одно и тоже, что приятельский разговор Ивана и Васи. Предмет разговора в обоих случаях отличается.

В системном мышлении выделяется отдельная компетенция – стейкхолдерское мастерство. Сыграть роль менеджера – это не одно и тоже что сыграть роль инженера. Одного знания предметной области будет недостаточно. Станиславский бы сказал коронное – «не верю».

В этой связи хотелось бы понять, что может привнести риторика для разных ролей? Какие специальные методы помогут специализироваться в прикладных практиках разным стейкхолдерам?

4. Общее в практиках риторики и что может быть содержанием образовательного курса.

Правильно ли понимаю, что в риторике выделяются разные прикладные практики или дисциплины (теории)? Можно ли выделить общее из всех практик риторики?

Правильно ли будет говорить, что наш образовательный курс будет учить общему из практик риторик, а также даст обзор других практик и научить в них разбираться. Тогда каждый человек сможет сам выбрать в чем дальше совершенствоваться. И дальнейший выбор будет исходя из стейкхолдерской роли.

Таким образом, пока подвели промежуточные итоги. Анатолий Левенчук (Anatoly Levenchuk) написал о мероприятии: https://ailev.livejournal.com/1491835.html…. Буду признателен за подсказки и рекомендации.

Огромная благодарность Георгий Хазагеров и Вадим Новиков (Vadim Novikov). Работаем дальше.

Видео семинара: https://www.facebook.com/system.school.ru/videos/597961527406160/

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости