Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Илья Хандриков, эксперт НИСИПП. Итоги 2019 года для малого и среднего бизнеса. Часть первая.

Илья Хандриков 14-й раз написал «Итоги года для малого и среднего предпринимательства» . Год на этот раз 2019-й.

И уже не впервые мы беседуем с Ильёй Николаевичем о подводимых им итогах.

 

- Илья Николаевич, каковы итоги на этот раз?

- На этот раз я начал с положительных итогов, которых набралось почти столько же пунктов, сколько отрицательных итогов: 27 на 29.

- Это уже неплохо.

- В общем-то, да. Но есть одна особенность, которая мне не нравится: основные положительные пункты итогов – это планы, законопроекты, подписанные, но ещё не вступившие в действие законы, обещания представителей власти. Как всё это будет воплощаться в жизнь, мы пока не видим.

Вот, например, такой пункт: государство приняло Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", по которому в 2019 году доля малого и среднего бизнеса в российской экономике должна составить 22,9% (21,9% в 2018 г.). В 2024 году число занятых в малом и среднем бизнесе (включая индивидуальных предпринимателей) составит 25 млн человек, поднявшись со значения 19,2 млн человек. Планируется, что число самозанятых, которые присоединятся к специальному налоговому режиму, вырастет с 200 тысяч человек в 2019 году до 2,4 млн в 2024 году.

Может быть, этот проект будет реализован в полном соответствии с замыслом. Но ведь, может быть, всё в итоге окажется и не совсем так.

- Или совсем не так…

- Или вот: министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил, что малый бизнес должен стать движущей силой развития экономики.

- Вы уж извините, Илья Николаевич, но по поводу подобных заявлений у меня припасён ответ человека, неплохо разбирающегося в экономике, хотя с ним можно во многих случаях поспорить.

- Кто это?

- Михаил Делягин. Он отвечает точно на ту же мысль, только высказанную не Орешкиным, а Алексеем Кудриным.

«Почему малый и средний бизнес не развиваются? Потому что их уничтожают. Все силы государства брошены на его уничтожение. А с другой стороны, людям невыгодно работать честно и официально. Потому что чем вы беднее, тем под большим фискальным прессингом государства вы находитесь, — сказал Делягин. — Кроме того, сейчас усилиями государства придуман дополнительный инструмент разграбления малого и среднего бизнеса, когда под видом борьбы с легализацией преступных доходов банки просто замораживают деньги. Приходит на счёт малого и среднего предприятия какая-то значимая сумма, и её просто сразу замораживают и говорят: «Вы можете эти деньги получить, если расторгнете с нами договор». В этом случае навар банка в среднем составляет 15%. То есть сегодня банковской системе не нужны клиенты. Ей нужны овцы, с которых можно заживо сдирать мясо».

Конечно, резко сказано, но возразить по существу нелегко. 

- К сожалению, я вынужден с Делягиным согласиться. У себя в «Итогах» я привёл известное заявление руководителя ведущего агентства интернет-рекрутинга  Алены Владимирской о малом и среднем предпринимательстве: «Все либо уже сдохло, либо доживает последние месяцы».

- И это высказывание резковато, но с ним тоже сложно спорить.

- «За последний год, - и я привожу эту цитату в своих «Итогах», - из-за ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тыс.    юридических лиц. Причины: повышение НДС, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системах налогообложения или ЕНВД. Также бизнес подкосило внедрение контрольно-кассовой техники». Между прочим, источник этих слов -  пресс-служба Минэкономразвития ( «Известия» 25.10.19).                                                                          

- Но, будем честными, далеко не все представители высших эшелонов власти согласны с таким мнением.

- Не все. Я привожу, например, цитату из выступления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: «Эти данные абсолютно не совпадают с данными, которые мы получили из Корпорации по малому и среднему бизнесу и из Налоговой службы. Там другие данные и они свидетельствуют о более благоприятных процессах. Естественно, не без проблем, но тем не менее там всё-таки констатируется рост».

- Вам не кажется, Илья Николаевич, что в отношении к процессам, происходящим в малом и среднем бизнесе, со стороны власти просматривается удивительная двойственность. Вы приводите слова Пескова, где многозначительное «мы» должно донести до слушателей, что это – мнение не столько пресс-секретаря, сколько самого президента. А сам Владимир Путин после этого заявляет на встрече с представителями общественности по вопросам сельского хозяйства и сельских территорий в республике Адыгея, что в России сложилась «безобразная ситуация» с бюрократическими помехами работе малого бизнеса. Сказано это после того, как главе государства, в частности, посетовали на сильное ужесточение требований по пожарной безопасности, а также попросили поручить убрать излишние нормы, мешающие развитию малого предпринимательства. «Это, конечно, анекдотично выглядит, но в то же время безобразно. Поэтому такие распоряжения уже даны», — ответил Путин. Президент напомнил, что к 1 января 2021 года правительство должно создать механизм «регуляторной гильотины», которая поможет «отменить все, что не работает и что мешает двигаться вперед». 

- Вот и я пишу о том, что целый ряд планов, предложений, указаний относится к безусловно положительным моментам. Правительством принята беспрецедентная административная реформа - «регуляторная гильотина», которая стартует с 01.01.2020 года. Ее цель – не просто провести ревизию устаревших норм, а создать новую систему эффективного надзора. Это касается 33-х ведомств.

- Знаете, я с сомнением отношусь к любым планам, связанным с гильотиной. Как Вы помните, в своё время она бесперебойно работала во Франции не один год, отрубая головы сначала свергнутым революцией членам королевской фамилии и аристократам, потом врагам революции, а потом и вождям этой самой революции. Как бы в итоге под её нож не попал именно малый и средний бизнес.

Хотя, с другой стороны, сейчас в России действует около 2 миллионов видов требований, 221 вид контроля и 541 вид разрешительной деятельности. По экспертным оценкам, на обеспечение фитосанитарных требований приходится около 12% цены овощей и фруктов, а оформление ветеринарной документации добавляет 8% к стоимости колбасы.

Так что рубить тут – не перерубить.

- Давайте отойдём от гильотины. Вот я отметил, что Министерство экономики разработало и приступило к реализации масштабного проекта «Трансформация делового климата» (ТДК). В рамках механизма ТДК профильные экспертные группы функционируют на шести площадках: РСПП, ТПП России, «ОПОРА России», «Деловая Россия», Аналитический центр «Форум» и Российский экспортный центр. Работа на площадках ведется по 16 направлениям. Для желающих предложить свою инициативу – адрес: TDK@economy.gov.ru.

- Вы верите в то, что предложения, даже те, что будут приняты экспертными группами, воплотятся затем в жизнь? У нас на дворе 2020-й год. Вы помните программу 2020? Где результаты её внедрения?

- Что толку помнить о принятой когда-то программе, если мы принимаем новые чуть ли не каждый год. Хотя программа 2020 создавалась во время президентства Дмитрия Медведева, и готовили её люди с правильным, на мой взгляд, пониманием экономических процессов. Но я ещё помню, как в начале 2000-х годов создавался закон о саморегулируемых организациях. На стадии законопроекта он был очень хорош, но затем его поправили в худшую сторону. А о том, что случилось в процессе применения этого закона, не хочется даже говорить: саморегулирования, я считаю, было просто убито.

Что же касается результатов внедрения или выбрасывания в мусор старых программ, то в отношении малого и среднего бизнеса существуют неоспоримые и малоприятные цифры. За 9 месяцев прошедшего года в стране открылось 216459 коммерческих организаций, а прекратило свою деятельность — почти 500000. В Краснодарском крае почти троекратное превышение закрывшихся бизнесов, Ростовская область – двукратное. В Волгоградской области закрылось 10 тысяч предприятий. На начало января 2019 года в Коми было зарегистрировано 29 029 субъектов малого и среднего предпринимательства, а на начало августа — 27 110 (-6,6%). Причины: снижение покупательской активности, отсутствие местных магазинов для сбыта своей продукции, ужесточение давления контрольно-надзорных органов. Единственный регион показал положительную динамику – Чукотка.

- Да, статистика неприятная. Но есть и ещё целый ряд моментов, о которых мы поговорим далее.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости