Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Елена Гнётова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия. Системные проблемы предпринимателей требуют системного решения. Часть первая.

Мы беседуем с Еленой Георгиевной Гнётовой, совсем недавно переназначенной на должность регионального бизнес-омбудсмена на новый срок, о её работе и о проблемах, стоящих перед человеком, уполномоченным защищать права бизнеса.

 

- Елена Георгиевна! Я поздравляю Вас с переназначением на пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия и хочу задать вопросы, связанные с Вашим отчётом перед депутатами Законодательного Собрания республики.

Основная цель, которую Вы назвали, стоявшая перед Вами: организовать работу бизнес-омбудсмена на территории Республики Карелия таким образом, чтобы не только помочь восстановить нарушенные права субъектов бизнеса, но также выявить системные проблемы, которые являются барьерами для развития и эффективной работы предпринимателей и предложить решение для устранения выявленных проблем.

Почему выявлением системных проблем и их решением должен заниматься бизнес-омбудсмен? Есть ведь у нас чиновники, которые должны отвечать за эти вопросы.

-Спасибо за поздравление с переназначением! Я благодарна общественным предпринимательским объединениям Республики Карелия и Общественной Палате Карелии за оценку моей деятельности и выдвижение моей кандидатуры на пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия. Хочу выразить также благодарность депутатам Законодательного собрания республики, которые единогласно поддержали мою кандидатуру. Это возлагает на меня ещё большую ответственность и требует реализации новых подходов в работе по защите прав предпринимателей республики.

Уже за первый месяц нового года ко мне поступило 8 жалоб и обращений, я встретилась на личных приемах с 16 субъектами бизнеса, приняла участие в 7 судебных заседаниях.

Это огромная нагрузка, учитывая, что у меня всего два сотрудника. Поэтому выстраивание деятельности по выявлению и устранению системных проблем - это абсолютно логично и необходимо для бизнес-омбудсмена и вообще любого омбудсмена, так как в разы повышает эффективность работы.

Постараюсь объяснить свою логику. Ко мне обращаются субъекты предпринимательства с разными жалобами. Деятельность омбудсмена заключается в том, чтобы помочь разрешить конкретный вопрос. Когда проблематика, указанная в обращениях, повторяется, очевидно, что мы столкнулись с системной проблемой. Она касается не отдельного субъекта бизнеса в его взаимоотношениях с чиновником, а является определенным барьером для деятельности многих предпринимателей. Какая может быть стратегия по организации помощи?

Анализ причин массовых обращений, выявление проблематики, формулировка предложений по устранению или смягчению выявленной проблемы. Это непросто. Занимает много времени. Требует тщательного изучения нормативной базы, судебной практики, сравнительного анализа, экономического анализа. Но в ином случае у Уполномоченного будет постоянный «день сурка», когда снова и снова решаешь один и тот же вопрос: субъекты разные, а суть обращений одна и та же с небольшими вариациями.

Предположим, вы выиграли суд с одним предпринимателем, а на подходе иски с аналогичными обстоятельствами. Поэтому путь влияния на системные проблемы трудный и длинный, но более эффективный в долгосрочной перспективе. Одному Уполномоченному с системными проблемами, конечно, не справиться. Поэтому вопросы проблематики федерального значения я направляю в адрес Бориса Юрьевича Титова - Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей. А по региональной проблематике направляю специальные доклады в адрес Главы Карелии или профильных министерств. Как правило, мои предложения принимаются в работу, внимательно изучаются, обсуждаются, а затем принимается решение. В большинстве случаях - положительное.

 

- В результате деятельности Уполномоченного погашена задолженность перед предпринимателями по исполненным государственным и муниципальным контрактам более чем на 20 миллионов рублей.

Как получается, что предпринимателям не платят такие суммы по государственным и муниципальным контрактам? У нас органы власти и местного самоуправления – злостные неплательщики? Ведь именно они должны быть в данных вопросах безупречны.

— Неплатежи, или просрочки оплаты муниципальных или государственных заказчиков- это тоже системная проблема. С этой проблемой несколько лет борются и бизнес-омбудсмены и Прокуратура и федеральные органы власти. Результаты - уменьшился срок оплаты по гос. и муниципальным контрактам исполнителям - субъектам МСП до 15 дней, в КоАП РФ появилась статья 7.32.5 об административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проверку исполнения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок осуществляют в регионах и Управления ФАС и органы Прокуратуры.

Ситуация немного улучшилась, общая платежная дисциплина укрепилась.

Надо честно сказать: после того как некоторые должностные лица были наказаны, проблема неплатежей из массовой превратилась в проблему отдельных сфер бизнеса.

Но полностью проблема просрочки платежей не решена.

И связана она, на мой взгляд, с недофинансированием или задержкой финансирования самих гос. и муниципальных заказчиков.

По моим наблюдениям, просрочка платежей характерна больше всего для бюджетных лечебных учреждений.

Мы вместе с Прокуратурой Карелии, изучая случаи задержки платежей, выявили некую тенденцию, связанную с очень сложной системой финансирования медицинских учреждений. Сложная система учёта и возврата средств для лечебных учреждений через фонд страхования ОМС приводит, в том числе, к задержкам финансирования и невозможности своевременного погашения обязанностей по исполненным контрактам. Это и есть системная проблема. Одно из предложений по решению проблемы задержки платежей - использование эскроу-счетов при оплате госконтрактов. Идея состоит в том, чтобы заказчик на эскроу-счете резервировал полную стоимость контракта, забрать с такого счета деньги можно только после исполнения контракта, на иные нужды деньги использовать нельзя.

 

В декабре Вы выступили на первом в Республике Карелия Форуме социальных предпринимателей. О социальном предпринимательстве сейчас говорят довольно много. Каким Вы видите социальное предпринимательство? Чем оно должно отличаться от просто предпринимательства? С какими проблемами оно, с Вашей точки зрения, сталкивается?

 - По моим наблюдениям, социальный предприниматель сегодня - это выходец из некоммерческой организации со всеми вытекающими плюсами и минусами. Минусы в том, что зачастую у вновь испечённого социального предпринимателя нет понимания, что все риски коммерческой деятельности он несёт самостоятельно.

Те, кто решил начать заниматься социальным предпринимательством, должен знать не только с чего начинать, но и как удержаться на плаву, как развиваться и масштабировать свой бизнес.

В законе четко прописаны критерии социального предпринимателя.

Социальный предприниматель или социальное предприятие должно обеспечивать занятость отдельных категорий граждан (инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров, лиц предпенсионного возраста...), реализовывать продукцию или услуги указанных групп граждан или производить товары для определенных категорий граждан. При этом закон регламентирует и долю работников, и доходы от такой деятельности (не менее 50%). Т.е., социальное предпринимательство - это бизнес со всеми вытекающими последствиями, да ещё и с определенными регламентирующими условиями.

Социальный предприниматель, как и любой другой субъект предпринимательства, должен знать и исполнять массу законов, правил, обязанностей и помнить, помнить, помнить об ответственности!

Плата за незнание может настигнуть в любую минуту! Этого понимания у соц. предпринимателя пока нет.

Он, социальный предприниматель, исполненный эйфорией, по незнанию и при отсутствии опыта, может сделать много фатальных для себя и своего бизнеса ошибок. Задача государства и различных институтов развития - организация комплексной поддержки такого предпринимателя на старте. Что я имею в виду? Не просто дать деньги и отойти в сторону, а первое время помогать, наблюдать, вести предприятие, контролировать правильность оформления документов и ведения бизнеса. Некое менторство. Это мое мнение, основанное на наблюдении за стартом социального предпринимательства.

Полагаю, что от форумов, съездов, конференций, бизнес-тренингов и других массовых мотивирующих мероприятий институты развития предпринимателей должны перейти к точечной помощи социальным бизнесменам. Буквально, взять такого предпринимателя за руку и довести его от идеи до устойчиво работающего предприятия. Когда социальный предприниматель начнёт самостоятельно работать на рынке без всякой поддержки, а его товары и услуги будут востребованы, тогда можно сказать, что социальное предпринимательство состоялось и является самостоятельным бизнесом.

 

Окончание следует.

 

Материал подготовил Владимир Володин.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости