Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доступ банков к «спящим» счетам россиян чреват ростом мошенничеств.

Попытки банков добиться права брать деньги со счетов россиян без спроса могут обернуться случаями мошенничества со стороны кредитных учреждений. Такое мнение в интервью ФБА «Экономика сегодня» озвучили эксперты.

Крупнейшие российские банки хотят получить право брать деньги со счетов россиян без спроса, если с его владельцем долгое время не удается выйти на связь и обновить о нем сведения. Инициатором просьбы к регулятору стал "Абсолют Банк", еще несколько крупных кредитных учреждений к ней присоединились. Речь идет о счетах, называющихся «спящими» — с владельцами которых представители банка не могут связаться более года. Счет с деньгами есть, но без согласия клиента средства на нем неприкосновенны.

В то же время владельцы банков указывают: за обслуживание счета они должны взимать плату. Кроме того, владелец может быть обременен кредитом, так что и выплаты по займу можно было бы списывать без ведома хозяина денег. Предложения готовят в рамках «регуляторной гильотины» Центробанка, поскольку сейчас банки не имеют возможность списывать средства со счетов пользователей финансовых услуг, по которым более года не обновлялись идентификационные данные.

"Предложение банков похоже на юридический нонсенс и напрямую противоречит сложившейся за столетия практике, — отмечает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — Возьмите, к примеру, Швейцарию, считающуюся эталоном мировых банковских стандартов. Эта страна ценится именно за сохранение денег всех без исключения клиентов, в какую бы ситуацию они не попали.

Даже если владелец пропал без вести, его счета неприкосновенны. Банк скорее понесет убытки, чем притронется к средствам на счетах. И даже если хозяина денег нет десятки лет, банк продолжает разыскивать его или возможных наследников. Когда это удается, люди получают все средства на счету и накопившиеся проценты — подчас, это огромные суммы.

Только после этого оплачиваются расходы банков на обслуживание счета и другие возможные издержки. Так работают респектабельные банки во всем мире, но в России почему-то хотят порядок поменять".

Банки обязаны связываться с клиентами

В РФ действует федеральный закон №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который чаще называют «антиотмывочным». Одним из его требований является обязанность банка не реже раза в год обновлять сведения о клиенте — его номер телефона, паспортные данные и другие идентификационные параметры. Есть случаи, когда сделать это не удается — клиент изменил номер телефона или долгое время отсутствует в стране.

В «Абсолют Банке» аргументируют свою просьбу о несанкционированном доступе к «спящим» счетам просто: кредитные учреждения вынуждены отказывать самим себе в получении причитающихся им денег от клиентов. В Росфинмониторинге сообщили, что сейчас в положении Банка России № 499-П отсутствуют нормы, предусматривающие списание денежных средств со счета клиента при невозможности обновления сведений о нем. И требований к клиенту отчитываться об изменении своих данных перед банками просто нет.

"В той же Швейцарии обязанность выйти на связь с клиентом целиком и полностью ложится на банки. Российские кредитные учреждения своей инициативой пытаются решить проблемы за счет владельцев счетов и снять с себя как можно больше ответственности. То есть полностью меняют логику общения банка с клиентами.

Если их инициатива будет поддержана, то уже клиент обязан будет в случае изменений каких-то нюансов в своей жизни поспешить поставить об этом в известность банк. Если этого не сделает, то должен будет переживать за сохранность своих денег — мало ли что банк решит несанкционированно со «спящего» счета списать. И впоследствии клиенту предстоит долго отстаивать свои права в судах, тогда как банки от ответственности освобождены", — подчеркивает Буев.

Инициатива может породить мошенничества

Российские банки указывают: невозможность списывать кредитные платежи со счетов клиента создает для них неудобства. В частности, неоплаченный своевременно кредитный платеж создает просрочку, на которую приходится формировать финансовые резервы. Количество счетов, которые невозможно закрыть из-за остатка на них средств, но с запретом на проведение операций из-за устаревших данных о владельце, постоянно растет. Банки несут убытки.

Проблема «спящих» счетов не дает покоя банкам последние годы. Несколько раз в парламент поступали инициативы узаконить перевод с них денег в пользу государства. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков указывал: депутаты раз за разом отвергают такие предложения из-за их неконституционности. Деньги владельцев счетов неприкосновенны. При этом на «спящих» счетах, по разным данным, накопилось до 200 млрд рублей.

"Сложно оценить, сколько именно денег на таких счетах лежит во всех российских банках — одни оценки укладываются в десятки миллиардов другие — в сотни, — утверждает Аксаков. — Важно в этой истории только одно: к деньгам владельца счета никто не имеет права обращаться без его ведома и однозначного разрешения. Просьба банков о нелегальном списании кредитных платежей противоречит Конституции и не может быть удовлетворена".

"Инициатива российских банков, на мой взгляд, содержит риски мошенничества — если дать несанкционированный доступ к «спящим» счетам, то сотрудники банков могут начать махинации со списаниями в свою пользу. Тем более, что и пожаловаться на это некому — представьте, если владелец счета, к примеру, угодит за границей в тюрьму и не имеет физической возможности оповестить об этом банк, он просто вне доступа по стандартным каналам связи.

Банк же сошлется, что пытался связаться с клиентом, но не смог. Этой отговоркой можно прикрыть впоследствии любые махинации. Хотя как впоследствии можно доказать, что банк пытался найти владельца счета и хотя бы набрал для этого его номер? Деньги клиента должны быть неприкосновенны, так как сам человек может попасть в самые разные жизненные ситуации. Банки в любом случае обязаны соблюдать его финансовые права", — заключает Буев.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости