Модели прогнозирования человека оказались лучше, чем у других животных. Можно сказать, что на способности предсказывать будущее построена человеческая цивилизация. Эволюционные теории пытаются объяснить естественный процесс развития живой природы. А если рассматривать теорию эволюции человеческой цивилизации, то в ней важное место отводится предпринимательству. Жизнь людей в обществе невозможно представить без предпринимательства.
Насим Талеб называет предпринимателей героями нашего общества: «храбрость (принятие рисков) — наивысшая добродетель». Предприниматели не просто предсказывают будущее, они при этом «ставят шкуру на кон». Каждый конкретный предприниматель подвергается широкому спектру риску: природные, политические, экономические, социальные и другие. Многие терпят неудачи и разоряются, навлекают на себя проклятия и редко получают слова благодарности. Однако благодаря действиям предпринимателей происходит экономический рост, улучшение жизни людей и, в целом, развитие цивилизации.
Тем не менее, главный результат действия для предпринимателя — предпринимательская прибыль — объясняется не принимаемыми рисками, а способностью предпринимателя выявить (открыть) в общественном процессе неизвестную ранее возможность получения прибыли и действовать так, чтобы с выгодой ею воспользоваться. При этом принятие рисков является неотъемлемой частью издержек в принимаемом решении, ведь любое действие — это риск.
Такое представление о источнике предпринимательской прибыли заявляется представителями Австрийской экономической школы, на чей подход к экономике опирается ШСМ. Австрийский подход к экономической науке альтернативен доминирующей сегодня математической экономической теории: неоклассический экономический подход широко представлен в современных учебных программах вузов по всему миру.
Общество как процесс или динамическая структура характеризуется стихийностью и отсутствием единого сознательного замысла. В нем участвуют миллионы и миллионы людей, отличающихся бесконечным разнообразием постоянно изменяющихся целей, вкусов, оценок и практического знания. Общественный процесс поддерживается предпринимателям, которые непрерывно создают, открывают и передают информацию или знание.
Всё это вносит координацию во взаимно несогласующиеся планы людей, что позволяет им сосуществовать во все более богатом и сложном окружении. Представитель австрийской экономической школы Хесус Уэрта де Сото пишет: «Каждый акт предпринимательства подразумевает открытие новой информации, ее распространение на рынке и согласование нескоординированного поведения людей, и все это в рамках стихийного эволюционного процесса, который делает возможной жизнь в обществе».
Австрийцы и неоклассики имеют в виду принципиально разные вещи, говоря об «информации». С точки зрения неоклассиков, информация — это нечто объективное: продукт или товар, который продают и покупают на рынке. Такая «информация» (которая содержится на носителях), не имеет ничего общего с субъективной информацией, о которой говорят австрийцы.
Информация возникает в голове предпринимателя, который получает ее соприкасаясь с жизнью. Кстати, вспомните мышление письмом, включая составление исчезающих заметок: данная практика позволяет эффективных образом работать с информацией, в том числе записывать пришедшие в голову мысли и идеи. Информация в виде мыслей и идей может стать возможностью для предпринимателя, а другие могут не видеть эту возможность. Поэтому информация субъективна и распространена среди людей способных ее понять.
Кроме зарождения в человеке информации, важно отметить передачу информации от человека к человеку. Передать информацию — это побудить человека «создать» ее в своей голове. Все участники рыночной экономики учатся, получая знания и информацию, которая свободно курсирует. Поэтому, знания и информация не просто рассеяны среди людей, они постоянно изменяются из-за действий предпринимателей, в то время как в неоклассической экономической теории предполагается, что информация о целях и средствах полна, объективна и неизменна.
В заключение хотелось отметить близость современного системного подхода и Австрийской экономической школы. Субъективность Австрийской школы в отличие от неоклассической парадигмы, где преобладает объективизм, хорошо сочетается с субъективностью современного системного подхода. Системный подход 2.0 отличается от классической первой версии тем, что использует понятие заинтересованных лиц или проектных ролей. В этой связи, например, если нет заинтересованных лиц, то нет смысла обсуждать систему (продукт). Австрийская школа утверждает, что ценность продукта зависит не от объективной природы, а от субъективных оценок людей. А современный системный подход продолжает: «успешная система — это такая система, в которой учтены (удовлетворены) интересы всех заинтересованных лиц».
Материал из новой главы 9 «Предпринимательство» учебника «Системное саморазвитие: введение в системное мышление».
Источник: https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/3 815 168 825 247 712