Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В кабмине назвали лидеров и аутсайдеров по качеству проводимых проверок. Источник: Ведомости.

В правительстве впервые составили рейтинг контрольных ведомств по 22 показателям

Согласно риск-ориентированному подходу контрольно-надзорной деятельности, проверки проводятся не «по спискам», а там, где есть риск нарушения законодательства / Николай Хижняк / РИА Новости
МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роструд заняли лидирующие позиции в рейтинге контрольных ведомств, который выявляет лучшие практики по совершенствованию процедур контроля. Его впервые подготовило Минэкономразвития по поручению вице-премьера, руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Результаты были направлены министром экономического развития Максимом Решетниковым в адрес премьер-министра Михаила Мишустина. С письмом и докладом ознакомились «Ведомости».

В документе изучалась деятельность контрольных органов, которые провели как минимум 1000 проверок в прошлом году. Оценка велась по 22 показателям, сформированным в семь групп: система управления рисками, внедрение профилактики, клиентоориентированность в досудебном обжаловании, совершенствование инструментов контроля, качество взаимодействия с прокуратурой, организация обратной связи в социальных сетях, развитие инструментов самообследования.

Первые места

МЧС заняло первое место в рейтинге (итоговый балл – 55), так как получило высшую оценку по критерию «совершенствование инструментов контроля», а также в категориях «доля проверок бизнеса по индикаторам риска» и «доля внеплановых проверок с выявленными нарушениями». Кроме того, ведомство лидирует по показателям общего количества профилактических визитов среди контрольных органов и клиентоориентированности в досудебном обжаловании. У МЧС также отмечается высокое качество взаимодействия с органами прокуратуры.
На втором месте оказался Россельхознадзор (51 балл) – у ведомства лучшие показатели по критериям «система управления рисками» и «внедрение профилактики». Избыточное административное давление на бизнес в контрольно-надзорной деятельности можно успешно заменить цифровыми инструментами, сообщил «Ведомостям» представитель Россельхознадзора, комментируя результаты рейтинга. Что касается показателей обратной связи в соцсетях и развития инструментов самообследования, то в ведомстве рассказали, что активно работают над внедрением этих практик.

Третье место разделили Роспотребнадзор и Роструд (итоговый балл у обоих ведомств – 48) благодаря высоким показателям по критерию «совершенствование инструментов контроля». Кроме того, Роспотребнадзор провел самое большое количество проверок среди остальных органов контроля. У Роструда – самая высокая доля инспекционных визитов (т. е. упрощенных проверок) в отношении малого и микробизнеса.
На сайте Роспотребнадзора запущен первый этап прохождения самообследования, «предлагающий хозяйствующим субъектам пройти тестирование на предмет соблюдения универсальных» требований безотносительно к конкретному виду деятельности, сообщил представитель этого ведомства. В 2023 г. планируется запустить самообследование в разрезе видов деятельности, добавил он.

Равные условия

Аутсайдерами рейтинга оказались Росприроднадзор (30 баллов), Росздравнадзор (29 баллов) и Роскомнадзор (23 балла). У органов власти были низкие показатели по системе управления рисками, отмечается в докладе. Также у трех ведомств самая низкая доля проверок по индикаторам риска в общем объеме проверок. У Росздравнадзора самый большой средний срок проверки. В то же самое время у Роскомнадзора самая высокая доля «технических» отказов прокуроров. Кроме того, большинство ведомств из рейтинга получили низкие баллы по качеству взаимодействия с прокуратурой, организации обратной связи в социальных сетях и развитию инструментов самообследования. По последнему показателю высший балл набрал Ространснадзор.

Рейтинг не учитывает показатели, характеризующие эффективность работы ведомств по выявлению и пресечению нарушений в сферах их ведения, подчеркнул представитель Роскомнадзора.

Частный сегмент здравоохранения занял 2-е место по числу проверок бизнеса

Все органы находились в равных условиях во время рейтингования, напомнил представитель Минэкономразвития, ответственного за подготовку доклада. В ведомстве добавили, что показателем «Самообследование» (предусмотрено не у всех) они хотели продемонстрировать позитивное влияние его внедрения на общий результат контрольных органов: «Рейтинг в том числе направлен на то, чтобы контрольный орган понимал, по каким направлениям своей деятельности необходимо усилить работу».

Представитель аппарата Григоренко напомнил, что основным направлением реформы контрольно-надзорной деятельности было внедрение в деятельность риск-ориентированного подхода. Согласно ему, проверки проводятся не «по спискам», а там, где есть риск нарушения законодательства. В результате пересмотра правил ежегодная экономия бизнеса составляет около 200 млрд руб., а количество проверок снизилось почти в 5 раз, подчеркнул собеседник.

Что думает бизнес о проверках

Проблемы с обратной связью в соцсетях частично связаны с недоработкой в том числе бизнес-объединений, считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. «Проводится не так много мероприятий с точки зрения разъяснений, нужно вовлекать больше организаций и предпринимателей, чтобы они доносили информацию и использовали канал обратной связи», – подчеркнул Шубин. Дополнительным вызовом в организации стабильной обратной связи является умение работать с социальными сетями, так как это «отдельное искусство», добавил он: «Нужно понимать, где и как общаться, где есть профильная аудитория».

Особенно внимательны к бизнесу налоговые службы, считает председатель Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич: «Учитывая недавние предложения президента об отмене проверок бизнеса, который не представляет опасности для граждан и окружающей среды, вряд ли можно ожидать тенденций к усилению контроля».

Камеральные и выездные проверки налоговой стали массовыми, подчеркнул гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Эксперт также отметил, что механизм профилактического визита практически не отличается от проверки. «Тезис о том, что идет сокращение всех проверок, звучит красиво, хотя на самом деле, по факту, это немножко иначе...» – заметил Буев. Пока бизнес полностью не освободился от давления со стороны внешних проверяющих структур, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости