Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Особенности национального бизнеса

ВЕЗЕТ американцам: у них есть национальная идея. Каждый может открыть свое дело и в один прекрасный день стать Рокфеллером. Начать бизнес там очень просто: написал заявление, а дальше кому как повезет. Не повезло — открыл другое. И люди при деле, и безработных меньше, чем, например, в России, и экономика мобильнее. В той же Америке, например, всего 7,5 миллиона предприятий. Из них 7,3 миллиона — малые.

В России предприятий 3 миллиона, а малых — только 844 тысячи. В России, выражаясь словами президента, «замучаетесь пыль глотать», пока откроете свое дело. ПРАВДА, с 1 июля и в нашей стране начинающим бизнесменам пообещали систему «одного окна». Как в Америке: написал заявление — получай свидетельство о регистрации.

По заданию редакции я отправился открывать свое дело. Одно окно ОКНО было действительно одно. Но прийти к нему пришлось не раз. В мой первый визит в регистрационную палату женщина в окне вручила бланк, список документов и платежей. От меня требовались три фотографии и копия паспорта. И я побрел оплачивать: две квитанции на счет Московской регистрационной палаты и одну — на счет районной налоговой. Зарегистрировать обещали в течение дня. И не обманули. Во второй визит я получил свидетельство о регистрации. «Это все?» — поинтересовался я. Женщина за стеклом кивнула. А по дороге домой на свидетельстве о регистрации я разглядел надпись маленькими буквами, которая предписывала мне отправиться в налоговую. Выходит, не все. Окно N 2 — это налоговая инспекция. Сюда тоже пришлось приезжать дважды, потому что принимают они по три часа то утром, то вечером, а народу — море. После этого осталось потратиться на печать — неделя ожидания. Все вместе отняло десять дней и тысячу с небольшим рублей. «Не так уж и страшно», — подумал я.

«Это всего лишь ПБОЮЛ — предприниматель без образования юридического лица, — возразил президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — А, скажем, для ООО — обществ с ограниченной ответственностью — почти ничего не изменилось. Документы остались те же: нужно составить устав, определить участников, обзавестись юридическим адресом, нотариально заверенными доверенностями на подпись и печать. Из длинной цепочки инстанций убрали только регистрационную палату. Ее полномочия передали налоговой. Зато теперь последняя не справляется, и люди простаивают в очередях. А потом еще Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и т. д. Так что побегать придется. И если раньше вся процедура стоила приблизительно полторы тысячи рублей, то теперь цена поднялась до 2,5 тысячи. Да и сроки меньше не стали, ждать придется месяц» .

Из любопытства я поинтересовался, как бы все прошло, реши я открыть свое дело в Соединенных Штатах. Для начала надо было бы пойти в городскую администрацию, написать заявление и заплатить 35 долларов. Еще 25 долларов надо отдать за разрешение вести бизнес из дома — не имея офиса. Короче, деньги примерно те же, что и у нас. Федеральный номер идентификации работодателя (тот, что требуется налоговикам) можно получить безо всякой очереди: просто позвони по телефону и через день получи его по почте. Все, успехов в работе.

Законный рэкет

РЕГИСТРАЦИЯ — это только цветочки. В конце концов фирму можно купить, и весьма недорого. Кстати, как выяснилось, большая часть «предпринимателей», сидевших со мной в очередях, именно такой «бизнес» и имеют: открывают — продают. Согласно данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, самые большие сложности подстерегают бизнесменов не при регистрации, а во время работы. К предпринимателям приходят из самых разных инстанций: милиции, налоговой полиции, пожарной службы, санэпидемстанции, госторгинспекции и т. д. И всем приходится платить. Правда, с этим тоже пытаются бороться. Приняли новый закон. Налоговая полиция теперь имеет право максимум на одну плановую проверку в два года. Но это только «плановую»! А бывают еще и внеплановые. И найти для них повод легче легкого. Милиция вообще ничем не ограничена. Именно на них больше всего и жалуются бизнесмены. В Ямало-Ненецком автономном округе предпринимателей, торгующих видеотехникой, обязали наклеивать на продукцию марки с цифрой 89, обозначающей номер региона.

Жертвой «цифровых» игр стала предприниматель Светлана Власова. «Нагрянули ко мне из налоговой полиции, человек пять, — жалуется Светлана, — говорят: «Все, допрыгалась, бизнес прикрываем!» И меня потащили с собой». В отношении Власовой было возбуждено уголовное дело «за сбыт немаркированной продукции», хотя эти марки — произвол местных чиновников и отношения к данной статье УК не имеют. А в подмосковном Фрязине местная администрация в один прекрасный день решила ввести патенты на право торговли и бытового обслуживания. Стоит такая бумажка 360 рублей. А получать ее надо каждые три месяца. Деньги перечисляются на специальный счет администрации — во внебюджетный фонд.

Так что бизнес в России по-прежнему остается делом хлопотным. А о пользе реформ бизнесмены молчат. Просто они ее пока не ощутили. Наш корреспондент побывал только у одного окна. И всех тягот малого бизнеса на себе не испытал. Мы предлагаем нашим читателям написать нам о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться им. Какие препятствия им чинят местные власти? Мы обобщим эту информацию и передадим ее министру Герману Грефу.

Максим ЧИЖОВ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости