Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Перспективы малого бизнеса

Развитие малого бизнеса в настоящее время должно стать одним из главных приоритетов экономической политики России. Во всем мире потенциал малого бизнеса считается основой рыночной экономики.

По данным, приведенным Премьер-министром Михаилом Касьяновым на заседании Правительства, в малом бизнесе в России заняты 9% населения, он производит 12% ВВП, в то время как в Западной Европе доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-70%. Еще в июне 1995 года был принят Федеральный закон №88-ФЗ <О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации>, затем в декабре - Федеральный закон №222-ФЗ <Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства> и в 1998 году был принят Федеральный закон <О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности>. Также программные документы Правительства РФ и иных федеральных органов последнего десятилетия неизменно содержат положения о необходимости содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Среди приоритетных направлений государственной поддержки в этой области предприниматели называют льготное налогообложение, а также упрощение и стабильность системы налогообложения. В настоящее время в России действуют три системы налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства - общепринятая и два особых режима: упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием "единого налога" на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам).

По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляет порядка 500 тысяч, численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 млн. человек (данные исследований, проведенных "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" в 2001 году).

В марте 2002 года в Государственную Думу депутатами О.Г.Дмитриевой и И.Д.Грачевым был внесен законопроект о внесении в часть вторую Налогового кодекса главы "Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства". Предлагаемая редакция главы Налогового кодекса посвящена упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства и направлена на создание максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса в России путем значительного облегчения налогового бремени и упрощения системы учета.

Главная идея законопроекта - освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты всех обязательных платежей в бюджет за некоторыми исключениями и заменой их единым налогом, ставка которого составляет 5% от валовой выручки или 25% от совокупного дохода. Законопроект расширяет круг хозяйствующих субъектов, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, а также устраняется противоречие между законом о государственной поддержке малого предпринимательства и законодательством об упрощенной системе налогообложения, связанное с различным определением субъектов малого предпринимательства. Законопроект предоставляет необходимую свободу выбора для субъектов малого предпринимательства, в определении налогооблагаемой базы по единому налогу. Документ позволяет организациям - субъектам малого предпринимательства выступать налоговым агентом по уплате налога на доходы своих работников и уплачивать единый социальный налог, при этом расходы на рабочую силу вычитаются из налогооблагаемой базы по единому налогу. Одним из основных плюсов предлагаемого проекта является попытка разрешить существенное противоречие, связанное с уплатой налога на добавленную стоимость малыми предприятиями. Предлагаемый проект позволяет значительно облегчить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства и предоставить им необходимую свободу в выборе системы налогообложения. Одновременно депутатами был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и дополнения в статью 7 Федерального закона" "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Вступление в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" привело к изменению режима налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вменённый доход. В число налогов, уплачиваемых малыми предприятиями помимо единого налога на вмененный доход, был дополнительно включён единый социальный налог. В результате для них существенно усилилась фискальная нагрузка и ужесточились требования к обязательной отчётности. Увеличение налогового бремени для малого предпринимательства противоречит логике налоговой реформы и приоритетам государственной политики в области стимулирования развития малого бизнеса. Целью вносимого законопроекта является отмена законодательных норм, дискриминационных по отношению к плательщикам единого налога на вмененный доход. Законопроектом предполагается исключить плательщиков единого налога на вмененный доход из числа плательщиков единого социального налога; изменить распределение сумм единого налога на вмененный доход, зачисляемых в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также ввести в действующее законодательство нормы, гарантирующие право на обязательное пенсионное страхование в случае уплаты единого налога на вмененный доход. Таким образом, законопроект предусматривает восстановление налогового порядка для малых предприятий, существовавшего до 1 января 2002 года. Одновременно не ухудшаются условия реализации гражданами права на обязательное пенсионное страхование.

15 апреля 2002 года в Госдуму был внесен Правительством РФ еще один законопроект, - "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который рассматривался 4 апреля 2002 года на заседании Правительства РФ. Упрощенная система налогообложения касается предприятий и индивидуальных предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 10 млн. руб., а число работающих на предприятии составляет не более 20 человек. Данная система налогообложения не распространяется на банки, игорный бизнес, рынок ценных бумаг. При упрощенной системе налогоплательщик может выбирать схему налогообложения - 8% от выручки либо 20% с чистого дохода за вычетом расходов, необходимых для становления производства, в частности, закупки основных производственных средств. Эта схема будет действовать в течение 2003-2004 годов, а с 2005 года основной станет схема уплаты налога на чистую прибыль. Налоги, собираемые по упрощенной схеме с субъектов малого предпринимательства, будут распределяться в следующей пропорции: 30% - в федеральный бюджет, 15% - в региональные, 45% - в местные бюджеты и 10% пойдут на нужды медицинского и социального страхования. Кроме того, принято решение, что ставка вмененного налога будет применяться в отношении таких сфер деятельности, как оказание бытовых услуг населению, мелкая розничная торговля, некрупные объекты питания, автотранспортные услуги, ремонт и обслуживание автомобилей, ветеринарные услуги. Распределяться между бюджетами разных уровней вмененный налог будет по той же схеме, что и налоги, собираемые по упрощенной схеме с субъектов малого предпринимательства. Кроме того, не надо будет вести полномасштабный бухгалтерский учет. Малому бизнесу будет разрешено ограничиться ведением одной лишь книги доходов и расходов. Предприниматели будут использовать кассовый метод начисления выручки, то есть налог будет уплачиваться только после получения реальных денег, а не после формального прохождения сделки по документам. А при покупке основных средств малые предприятия могут сразу же списывать их стоимость. На работников предприятий малого бизнеса будут распространяться такие социальные льготы, как оплата больничных листов, обязательное медицинское страхование, обеспечение их работников базовой пенсией. 15-16 апреля в Москве прошла Всероссийская конференция представителей малых предприятий, организованная совместно с Торгово-промышленной палатой России и Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В конференции, посвященной проблемам финансово-имущественной поддержки и налогообложения малого бизнеса, приняли участие представители Правительства администрации Президента, депутаты Госдумы.

Центральной темой конференции стало совершенствование системы налогообложения малого бизнеса. За дальнейшей судьбой законопроектов следите на нашем сервере.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости