Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

К единому государству - через единую дипломатию

Межрегиональное объединение предпринимателей “Защита и развитие” и клуб “Народный депутат” провели «круглый стол» "Практика и перспектива развития российско-белорусских отношений: политический и экономический аспект".

Открывая заседание, председатель исполкома Конгресса российской интеллигенции, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов отметил, что вопрос интеграции для России и Беларуси - наиболее актуальный. Показателен такой факт: когда распадался СССР, все республики заявили о своем намерении выйти из состава Союза - кроме Белоруссии. Поэтому решение об объединении с Российской Федерацией было закономерным финалом. Однако, по мнению Сергея Филатова, Россия и Беларусь сейчас стоят на перепутье, не совсем понимая, в каком направлении нужно идти, как строить Союзное государство. Позиции президентов в этом вопросе диаметрально противоположны, по-разному смотрит на эту проблему и общественность двух стран.

Тем не менее, необходимость объединения России и Беларуси бесспорна, считает Сергей Филатов. А главный принцип объединения, уверен он, должен быть один: не навредить - Союзу, каждой из стран, обществу в целом. Сегодняшнюю ситуацию с интеграцией России и Беларуси охарактеризовал в своем выступлении член Постоянного комитета, заместитель Государственного секретаря Сергей Калашников. Он отметил, что на данный момент единого государства - в общепринятом понимании, обладающего всеми элементами государственности, - не существует. Есть Договор о создании Союзного государства, в котором зафиксированы этапы, ведущие к объединению двух стран. По мнению Сергея Калашникова, в настоящее время он выполнен приблизительно на 80%. Остались последние шаги: принятие Конституционного Акта, за которым последуют выборы единого парламента и введение единой валюты. Таким образом, Россия и Беларусь вплотную подошли к юридическому оформлению Союзного государства.

Что касается экономических показателей, то, по мнению заместителя Госсекретаря, они также свидетельствуют в пользу объединения. Сергей Калашников сообщил, что Республика Беларусь “самым непосредственным образом интегрирована в российскую экономику”: около 80% импортно-экспортных операций производится с Россией. Кроме того, в настоящее время наблюдается устойчивый рост товарооборота между двумя странами, Беларусь является вторым после Германии крупнейшим торговым партнером России. Факторы, препятствующие объединению, такие как отсутствие в Беларуси рыночной экономики, нарушение прав человека в республике, по мнению Сергея Калашникова, являются чисто субъективными и во многом надуманными. Заместитель госсекретаря заявил, что сейчас, рассматривая экономическую ситуацию в Беларуси, многие забывают о существующих претензиях к российской экономике. Как считает Сергей Калашников, “у нас два различных типа рынка, которые нормальными рыночными механизмами не назовешь”, и объединению экономик это не мешает. [

С такой точкой зрения не согласны российские предприниматели. Вице-президент Межрегионального объединения предпринимателей “Защита и развитие” Владимир Буев, в частности, отметил, что экономику Беларуси, которая почти полностью регулируется государством, и российскую, где преобладает частный сектор, совместить нельзя. Перед тем, как объединяться, Беларуси в экономической сфере придется пройти по российскому пути.

На Круглом столе было также высказано мнение, что экономические вопросы для интеграции двух государств - далеко не самые важные. Основная проблема носит чисто политических характер: или Беларусь, ориентируясь на Запад, примыкает к НАТО, или присоединяется к России. Отвечая на вопросы присутствующих, Сергей Калашников отметил, что экономическую интеграцию Беларуси и России существенно тормозит отсутствие единого платежного средства. А главное противоречие, считает он, заключается в различной правовой обеспеченности граждан: в России она выше, чем в Беларуси. Кроме того, заместитель Госсекретаря особо отметил, что решить вопрос об объединении двух государств может только народ. Поэтому предложенный Владимиром Путиным референдум - единственно верное решение. Все остальные пути будут подразумевать только сговор политических элит, а таких ситуаций не должно возникать в демократических государствах.

На заседании прозвучала и мысль о том, что конституционно-правовое объединение России и Беларуси на данный момент нереально, страны на это не пойдут, поэтому единственный путь к интеграции - это развитие сети договорных отношений на более низких уровнях: соглашения между регионами, отдельными предприятиями и организациями. Однако Сергей Калашников подчеркнул, что именно таким образом “мы и шли два года, но столкнулись на этом пути с очень большим количеством проблем”, которые нельзя разрешить, пока не определена нормативно-правовая база, политическая перспектива. В заключение участники «круглого стола» выступили с инициативой развивать народную дипломатию и обратились к заместителю Госсекретаря с просьбой помогать им в поиске партнеров в Беларуси, а также содействовать в развитии деловых контактов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости