Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Почему крупный и малый бизнес нужны друг другу?

В прошлом номере "Бизнеса для всех" мы рассказали о начале работы IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий. В первый день состоялись заседания десяти секций, на которых обсуждались проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса. В работе секций приняли участие больше тысячи предпринимателей и представителей структур поддержки МП, около 200 - выступили по проблематике форума. Дискуссия была продолжена на пленарном заседании. Исполнительный директор Оргкомитета Виктор Ермаков отметил представительный характер конференции - в ней приняли участие представители 84 регионов страны, что продемонстрировало намерения малых и крупных предприятий улучшить предпринимательский климат в стране. Кстати, в работе конференции уже второй раз приняли участие чеченские предприниматели. В подготовке конференции участвовали и представители крупного бизнеса, а ее генеральным спонсором стала нефтяная компания "ЮКОС".

Участников конференции приветствовал вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев, который призвал предпринимателей добиваться улучшения налоговых режимов, способствовать проведению административной реформы и в этой связи - более жестко контролировать действия бюрократии.

Перед началом пленарного заседания - несколько экспресс-интервью с участниками.

Вадим КОНОВАЛОВ, директор малого предприятия, Новосибирск:

- Конференция организована очень хорошо. Однако, складывается впечатление, что это мероприятие в основном для функционеров. И большинство вопросов, обсуждаемых на секции, представляют интерес в большей степени для них. На нашей секции не выступил ни один предприниматель! Запомнилось выступление руководителя Департамента поддержки МП г.Москвы Евгения Егорова, который рассказал о реальных шагах власти в деле создания условий для развития МП в городе. Мы приехали из регионов, где нет ни таких департаментов, ни других структур поддержки МП. А ведь развитие малого бизнеса напрямую зависит от местной власти: какие она создает законы и "правила игры" для малого бизнеса и как их исполняет. Что касается взаимодействия малого и крупного бизнеса, то многие предприятия, прежде всего крупные, имея значительные ресурсы, доставшиеся им от прежних времен, используют их крайне неэффективно. Крупные предприятия, которыми напичкан Новосибирск, на сегодняшний день разваливаются и работают неэффективно, но собственность и ресурсы из рук не выпускают. Малый бизнес может работать эффективно, но его ресурсы крайне ограниченны, особенно производственные.

Марина КРОХИНА, Калужское отделение РАРМП:

- Впечатление от заседания секции хорошее. Сейчас, если даже отталкиваться от маркетинговых исследований, то у крупных предприятий меняется мировоззрение. Наметилась тенденция в пользу субконтрактации. Крупный бизнес поворачивается лицом к малому. Жаль только, что в основном выступали представители инфраструктуры поддержки МП.

Татьяна ГАРШЕНИНА, председатель совета Союза деловых людей Сахалина:

- На Сахалине малое предпринимательство активно сотрудничает с нефтяным бизнесом. И я поняла, что весь наш Сахалин можно обозначить как кластер со множеством элементов. Что касается темы конференции, то, честно говоря, сейчас очень трудно определить точки соприкосновения малого и крупного бизнеса, но они, безусловно, есть.

Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, главный специалист отдела предпринимательской деятельности администрации Рязанской области:

- Финансовая поддержка МП - больной вопрос, и отрадно, что на секции были озвучены новые формы финансовой поддержки малого бизнеса. Очень интересен опыт С.-Петербурга по организации кредитных кооперативов. Попытаемся организовать такие же структуры у себя в Рязанской области. В целом такие мероприятия полезны хотя бы тем, что коллеги со всей страны могут обменяться опытом.

Владимир МАРУСЕВ, представитель профсоюза малого бизнеса Курганской области:

- Честно говоря, удовлетворения не получил от работы секции, потому что было рассмотрено мало конкретных вопросов. Когда предприниматели подняли вопрос об изменении 134 Закона - об упорядочении контрольной деятельности - нам ответили, что, мол, для этого надо поправить около 40 других законов. А это сделать трудно. В целом считаю, что тема конференции несколько преждевременна: надо, чтобы МП крепко стояли на ногах. Тогда крупный бизнес будет с нами считаться.

Владимир БУЕВ, гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства:

- Как это ни странно, но представители инфраструктуры придерживаются такой точки зрения, что крупная компания может работать с малым бизнесом в форме некой благотворительности. И что реального интереса у крупного бизнеса к малому нет и как бы и быть не может. Но это в корне неверно. Что показывает пример взаимодействия "ЮКОСА" с малыми предприятиями в Тюменской области: никакой благотворительности - реальное партнерство на основе реального экономического интереса.

Президент ТПП РФ Евгений Примаков в своем выступлении сделал оценку того, где и как относятся к малому бизнесу. В США соотношение акций крупных и малых компаний составляют 50:50. Германия реализует долгосрочную программу поддержки МСП. Французский парламент поставил задачу: ежегодно создавать не менее 200 тысяч новых малых предприятий. Иное в России: никаких перспектив для подъема малого бизнеса. Нет их и в среднесрочной программе развития экономики, разработанной правительством. Полное недоумение, по словам Е.Примакова, вызывает и недавнее решение Комиссии РФ по вопросам оптимизации бюджетных расходов. Если оно будет претворено в жизнь, в федеральном бюджете-2004 и на последующие годы вообще не будет присутствовать статья расходов по поддержке МП. Это означает прекращение финансирования мероприятий господдержки малого бизнеса на федеральном уровне. Е.Примаков отметил, что малый бизнес до сих пор не смог выйти на уровень, который был до дефолта 1998 г. Принимаемое законодательство остается половинчатым. Принятые законы по дебюрократизации позволили снизить контроль при вхождении на рынок, а вот контроль на самом рынке остается запредельно жестким. Е.Примаков привел слова из обращения предпринимателя из С.-Петербурга о том, что "гораздо уместней ставить вопрос не о поддержке и защите малого бизнеса со стороны государства, а о защите его от государства". Касаясь проблемы сотрудничества крупного и малого предпринимательства, Е.Примаков в числе стратегических направлений назвал развитие производственной кооперации между ними. В индустриальных странах крупные компании сотрудничают с десятками и даже сотнями МП. Это создает оптимальные условия для развития производства, базирующегося на разделении ролей. Особого покровительства со стороны отечественного крупного бизнеса, считает Е.Примаков, заслуживает малое наукоемкое венчурное производство. По ряду экспертных оценок, из 100 крупных изобретений не менее 80 принадлежат малым фирмам, не добившимся тем не менее признания у крупных компаний. Между тем, доля российского капитала в венчурных фондах составляет менее 1%, все остальное принадлежит иностранцам. На всю страну приходится не более 15 венчурных фондов, сколько-нибудь серьезно занимающихся малым инновационным предпринимательством. Е.Примаков призвал крупный бизнес активней создавать малые предприятия или хотя бы участвовать в их создании. Это выгодно и крупным фирмам, поскольку МП берут на себя ряд функций в производственном процессе, а также в сфере торговли и услуг. Президент ТПП РФ призвал отказаться от взгляда на малый бизнес исключительно через фискальную призму - как на средство прямого пополнения доходной части федерального бюджета. По мнению Палаты, двигателями и регуляторами малого бизнеса должны стать регионы и муниципалитеты. Поэтому предлагается передать МП в компетенцию региональных и муниципальных властей, причем вместе с налогами. Предлагается, далее, ограничить общую налоговую нагрузку на МП на уровне 20% от валового дохода малых предприятий. При этом региональные и муниципальные власти должны получить право уменьшить для предпринимателей ставки по ряду налогов и сборов или даже полностью освободить от их уплаты, введя на какое-то время "налоговые каникулы" и стимулируя развитие особенно актуальных для региона производств. - До сих пор мы делали упор на роли государства в развитии малого бизнеса, - отметил Е.Примаков. - Однако наряду с этим сегодня следует сделать акцент на необходимости поддержки малых предприятий со стороны крупного бизнеса, что, кстати, соответствует и его собственным интересам. Пока крупный бизнес мало помогал становлению малого предпринимательства, а иной раз возводил всевозможные административные барьеры, препятствующие росту МП. Е.Примаков привел такой пример. "Хабаровскэнерго" обязало все мелкие фирмы приобрести электронные счетчики, работающие днем в одном режиме, а ночью - в другом. Стоимость новинки - 1 тысяча долл. США. Не были освобождены от таких трат и те фирмы, у которых всего одна лампочка в офисе. Важную роль призваны сыграть бизнес-инкубаторы в "выращивании" малых предприятий, обеспечении их ресурсами на льготных условиях, юридическом сопровождении и др. ТПП РФ намерена способствовать реализации пилотного проекта создания бизнес-инкубаторов в 17 регионах России (с использованием объектов федерального имущества). Но этот проект, - подчеркнул Е.Примаков, - не даст масштабного эффекта, если не станут его донорами крупные частные фирмы. Вообще ускоренное развитие МП невозможно без помощи со стороны крупного финансового капитала, в частности, коммерческих банков. К сожалению, лишь единицы из них имеют свои программы кредитования малых предприятий.

По мнению и.о. главы МАП РФ Андрея Цыганова, характер взаимоотношений малого и крупного бизнеса пока трудно назвать партнерством. Из года в год растет количество дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства со стороны предприятий-монополистов. А страдают от этого субъекты МП. Крупные фирмы навязывают им монопольно высокие цены, невыгодные условия договоров. Используют монополисты в своих целях и административный ресурс, побуждая органы исполнительной власти принимать решения в хозяйственной сфере, выгодные для крупных компаний. Выход из ситуации, считает А.Цыганов, - в реструктуризации фирм-монополистов, использовании технологии аутсорсинга, новых схем корпоративного управления, при которых значительная часть производственных, сбытовых и вспомогательных функций переходит к малым обслуживающим предприятиям. Крупные фирмы все в большей мере предпочитают приобретать на рынке многие изделия, которые прежде производили в рамках своей структуры. Развитию рыночных отношений способствует реструктуризация естественных монополий. В ходе ее высвобождается большое количество работников, и обеспечить их занятость можно, только развивая малый и средний бизнес.

О взаимно полезном сотрудничестве крупного и мелкого бизнеса говорил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Игорь Юргенс. Он отметил, что малый бизнес во всем мире является средой обитания крупного бизнеса. В России несколько иная ситуация: 85% ВВП создают крупные предприятия, а малый и средний бизнес только еще борется за свое существование. Действует мощная система административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса, при этом сектор МП не обладает ни политическим, ни экономическим ресурсом, чтобы изменить ситуацию в лучшую для себя сторону. И.Юргенс выделил две проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса: налоговую и административную. Налоговая связана с доминированием фискального подхода власти, стремящейся максимально получить с малого бизнеса сборов и платежей. При этом логика налогообложения не соответствует логике развития бизнеса. Сделав первый шаг в бизнесе, предприниматель должен тут же вводить сложную систему отчетности, нанимать бухгалтера, покупать оргтехнику, программы ведения бизнеса и т.д. Все это ставит под сомнение перспективы развития бизнеса, заставляет уходить в "тень". Что касается "упрощенной" системы налогообложения, то она ничего не упрощает, т.е. не решает поставленной перед ней задачи. И.Юргенс заявил, что РСПП исходит из того, что предпринимательство едино и неделимо; крупное, среднее и малое предпринимательство - это единая среда для модернизации экономики страны, и другой среды у России нет.

Проблему взаимодействия малого и крупного бизнеса конкретно проанализировал на своем примере председатель совета директоров малой нефтяной компании "Галойл" Закир Абдуллаев. Компания находится в Ханты-Мансийском АО и окружена четырьмя крупными компаниями - ТНК, "Славнефть", "Лукойл" и "Сиданко". Сегодня мелкие и средние независимые нефтяные компании вроде бы получили "право на жизнь". Во всяком случае, сервисные услуги перешли в руки независимых сервисных организаций. Не отмечены факты поглощения мелких фирм крупными. С другой стороны, мелкие фирмы, по словам З.Абдуллаева, превращаются в своеобразные "пищевые цепочки" для развития крупных компаний. Но и крупные фирмы служат питательной средой для малых. Правда, мелким фирмам приходится отстаивать свое право на существование. В целом это удается, тем более что в эту сферу активно идут деньги внутренних и иностранных инвесторов, поскольку здесь обеспечивается приемлемая доходность и приемлемый риск. Тормозом в развитии "малой нефтедобычи" является отсутствие доступа к нефтеперерабатывающим мощностям. Вся нефтепереработка входит в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний. Доступ к ним независимых производителей нефти весьма затруднен, что побуждает независимых производителей продавать нефть по бросовым ценам - фактически себе в убыток.

Иную точку зрения высказал председатель правления нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский. Он считает искусственным противопоставление крупного и малого бизнеса: у каждого свои достоинства и недостатки. Преимущества крупной фирмы - создание массового и дешевого продукта, недостатки - стандартность и консерватизм, нежелание внедрять нестандартные инновационные способы развития. Достоинства мелкой фирмы - индивидуальность, инновационность, гибкость; минусы тоже очевидны - низкая производительность труда, нестабильность. Ясно, что крупный и малый бизнес могут дополнять друг друга. Но не преодолены и конфликтные ситуации. М.Ходорковский высказал несколько небесспорных суждений на этот счет. Так, он объяснил причину, почему крупные компании не передают мелким компаниям малодебетные скважины, тем, что нефть… некуда девать - нет трубопроводов. "Добывать нефть, когда ее некуда девать, абсолютно бессмысленно", - заявил олигарх. Вместе с тем он предложил малому бизнесу широкое поле деятельности в сервисном обслуживании месторождений. Еще одно рисковое направление, которое может быть передано малому и среднему бизнесу, - это геологоразведка. Наконец, заправочные комплексы. М.Ходорковский заявил, что "ЮКОС" передает 200 заправок в руки индивидуальных частных предприятий. По мере развития инфраструктуры месторождений будет расширяться поле деятельности для МП. М.Ходорковский утверждал также, что деятельность вертикально интегрированных компаний способствует развитию внутреннего спроса. Обеспечивая занятость десятков тысяч людей, они создают слой обеспеченных людей (в среднем по России зарплата составляет 6 тысяч рублей, а в Тюмени - 16 тысяч рублей, в Ханты-Мансийском АО - 19 тысяч рублей). Вообще глава "ЮКОСА" призвал избавляться от неверного понимания приоритетов в экономике. Он считает "категорической ошибкой" то, что государственный интерес - приоритетен, а частный - второстепенный. Наоборот, считает он, частный интерес является принципиальным, а государственный - "обслуживающим". Но до понимания этого, заключил М.Ходорковский, "нам предстоит еще дозреть". О проблемах взаимодействия малых и крупных предприятий в топливно-энергетическом комплексе говорил президент Всероссийского союза представителей малого и среднего бизнеса Валерий Чурилов. К сожалению, посетовал он, диалога между малым и крупным бизнесом на заседании секции не получилось, хотя присутствовали представители "Роснефти", "Газпрома", "Лукойла" и прочих гигантов. Они в основном слушали, сами себя назвав в шутку "лазутчиками". Тем не менее разговор состоялся. Было заявлено, что критерии, определенные для малого бизнеса, в топливно-энергетическом комплексе не работают. Различия в условиях деятельности малых и крупных предприятий велики: малые вынуждены испытывать постоянное и мощное давление со стороны крупных. Тут уже вспоминали слова одного из высокопоставленных деятелей о том, что малый бизнес - питательная среда для крупного. Это так и есть: большой бизнес, действительно, питается малым, поглощая компанию за компанией, в том числе и весьма недружественными способами. В этой связи представители малого бизнеса предложили стимулировать крупные предприятия, оказывающие поддержку малым компаниям ТЭК.

Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин отметил слабую правовую базу малого бизнеса. Законодатели всего лишь исправили свою собственную ошибку с введением единого социального налога. Государство, по мнению Г.Томчина, не поддерживает, а мешает малому бизнесу. Он предложил узаконить добровольность выбора системы налогообложения и право предпринимателя переходить из одного вида налогообложения на другой, законодательно разрешить малым предприятиям добровольную уплату НДС. Защитить же предпринимателей от административного произвола, по мнению Г.Томчина, можно будет с введением закона о техническом регулировании, который ликвидирует ведомственное нормирование проектов и лишает многочисленные контрольные органы возможности диктовать свои условия. Г.Томчин не видит проблемы в том, что государство отказывается осуществлять бюджетное кредитование МП, но оно обязано, подчеркнул Г.Томчин, разработать и принять меры по стимулированию банков в осуществлении кредитования малых предприятий.

Важным условием развития малого предпринимательства президент "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Борисов считает формирование конкурентной среды. Но для выработки принципов конкурентной политики должен быть обеспечен паритет интересов трех субъектов: малого предпринимательства, крупного бизнеса и государства. Между ними потенциально существует как конфликт интересов, так и почва для сотрудничества. Конфликт интересов между малым бизнесом и государством в первую очередь проявляется в сфере налогообложения. "ОПОРА РОССИИ" с помощью своих региональных отделений, а их уже насчитывается 61, накануне конференции провела опрос предпринимателей, и подавляющее большинство опрошенных главной проблемой назвали именно налогообложение. Это остается питательной средой для разгула коррупции. Она, как считает С.Борисов, высасывает из сектора малого предпринимательства 25-27 млрд долл. в год. Потенциал сотрудничества малого бизнеса и государства, считает президент "ОПОРЫ РОССИИ", лежит прежде всего в сфере обеспечения экономической и социальной стабильности. Но чтобы такая стабильность была надежно гарантирована, доля малого бизнеса в валовом продукте должна возрасти в несколько раз. Государство влияет на конкурентную среду черед свою административную систему, налоговую систему, через сложившуюся систему собственности, которая сегодня загоняет малый бизнес в "тень". Неэффективность государственной поддержки, избыточные меры регулирования предпринимательства, обилие административных барьеров сейчас создают ситуацию для предпринимателей, которая, по мнению С.Борисова, сродни запрету на профессии. И если мы не хотим оказаться в недалеком будущем перед необходимостью создавать специальные меры по стимулированию людей занятию малым бизнесом, то сейчас необходимо отказаться от избыточного контроля за бизнесом и обеспечить благоприятный климат во всех сферах взаимодействия государства и бизнеса.

Касаясь способов взаимодействия малого и крупного бизнеса, министр правительства Москвы, руководитель департамента поддержки и развития МП Евгений Егоров подчеркнул, что лучшая форма для этого - использование системы субконтрактации. В Москве уже несколько лет работает Межрегиональный центр промышленной субконтрактации, который создал информационную систему, обеспечивающую взаимодействие малого и крупного бизнеса. В ней уже около 1600 заказов, и доступ к этой информации бесплатный для всех предпринимателей. Московский Межрегиональный центр помог создать центры субконтрактации почти в двух десятках регионов. Когда такие центры будут созданы во всех регионах и будут объединены общей информационной системой, - это станет надежной базой для деловой интеграции различных секторов экономики. Министр остановился далее на отдельных проблемах развития малого бизнеса. Он предложил, в частности, государству взять на себя расходы по патентованию изобретений инноваторов, что позволит предотвращать продажу их за рубеж, активизировать работу по созданию венчурных фондов. Не менее актуальной, по мнению министра, является и проблема создания специального фонда, который мог бы выдавать гарантии по коммерческим кредитам малым предприятиям. Без этого невозможно обеспечить широкий доступ начинающим предпринимателям к кредитным ресурсам. Е.Егоров считает необходимым вернуться к Бюджетному кодексу, и внести в него поправки, позволяющие кредитовать малый бизнес давно сложившимся финансовым институтам. А пока создалась парадоксальная ситуация: Бюджетный кодекс разрешает выдавать любые безвозвратные субвенции, но запрещает выдавать кредиты, подлежащие возврату. Е.Егоров затронул проблемы обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями. Она обострилась, по мнению министра, в связи с тем, что крупные предприятия начали активизировать собственное производство, в результате вытесняются малые предприятия из помещений, которые те арендовали многие годы. В Москве, сказал министр, для решения этой проблемы разработана и принята концепция создания нежилых помещений для малого бизнеса. Она предусматривает строительство до 2005 г. не менее 5 млн кв. м помещений в составе деловых центров и зданий из легких конструкций, а также первых этажей строящихся жилых домов. Кроме того, в столице будут создаваться производственно-технологические зоны для МП на базе неработающих производственных комплексов. Две такие зоны уже созданы. В реализацию этой программы город вкладывает значительные средства из своего бюджета. По мнению Е.Егорова, создание помещений для малого бизнеса должно стать заботой не только региональных и местных властей, но и федерального правительства. Касаясь законодательства о государственной поддержке МП в целом, министр заявил, что если федеральное правительство не намерено выделять средства на поддержку МП из федерального бюджета, то оно не должно лишать через Бюджетный кодекс такой возможности регионы.

Председатель Хабаровского краевого объединения предпринимателей Евгений Шулепов предложил вариант решения проблемы обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями: записать в резолюцию конференции необходимость добиваться права малых предприятий на приватизацию государственной недвижимости, которую они арендуют. Иначе у них никогда не будет имущества для залога, и кредиты останутся недоступными.

Президент РАРМП Александр Иоффе познакомил участников конференции с предложениями, прозвучавшими на секционных заседаниях - это и необходимость развивать инфраструктуру субконтрактации и кластерных технологий, и информационное обеспечение этих технологий, организация специализированных выставок по субконтрактной проблематике и др. А.Иоффе посетовал по поводу "блистательного" отсутствия, во всяком случае, на проводимой им секции представителей ведомств, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в налаживании взаимодействия предприятий различных секторов экономики - Минпромнауки и Минэкономразвития. Свой взгляд на пути решения обсуждавшихся проблем они изложить предпринимательскому сообществу не сочли нужным. В заключение А.Иоффе подчеркнул, что диалог бизнеса и власти может стать результативным только при условии БЮРОКРАТИЧЕСКОГО закрепления порядка такого взаимодействия в соответствующих нормативных актах. Вольные отношения между этими двумя элементами гражданского общества, как показывает практика, порождают необязательность: захотел министр - пришел на обсуждение важнейшей проблемы, не захотел - прислал заместителя, а то вовсе никого не нашел нужным присылать. Захочет - выскажет свою точку зрения по проблеме, которую обсуждают предприниматели, не захочет - не выскажет. Захочет - пришлет готовящийся документ на экспертизу в предпринимательскую организацию, не захочет - не пришлет. Чтобы такой неопределенности не было, надо, по мнению А.Иоффе, потребовать от правительства прописать в документе, имеющем обязательный характер, порядок взаимодействия бизнеса и власти. Бизнес в таком взаимодействии могла бы представлять Торгово-промышленная палата РФ, которая консолидирует все его элементы. И документы, касающиеся развития предпринимательства, должны присылать не на отзыв, а на СОГЛАСОВАНИЕ. Отказ в таком согласовании должен вызывать не его игнорирование, а последующие процедуры по поиску компромиссов. Если не удастся добиться бюрократического закрепления такого порядка, то кардинальных перемен в отношении власти к малому бизнесу, считает А.Иоффе, ждать придется очень долго.

На предпринимателя из Республики Коми Павла Поташова произвело впечатление выступление директора крупного предприятия, который сказал: "А зачем мне чужой малый бизнес? Со своим я готов работать, а посторонние мне ни к чему". Выступающий остановился на проблеме, волнующей многих, - о продаже госсобственности и предложил закрепить в законодательстве первоочередное право на выкуп помещения предпринимателями, которые арендовали его лет пять, обустроили, вложив собственные средства, здесь же создали и развили свой бизнес.

Эту тему продолжила Дина Крылова, руководитель экспертно-аналитического центра "ОПОРЫ РОССИИ". Она привела высказывания участников секционного заседания: в малом бизнесе не создан класс собственников. Основная часть предпринимателей работает на основе аренды или субаренды. В результате в любой момент они рискуют тем, что могут лишиться объекта своей предпринимательской деятельности. И вот мы говорим: государству нужен малый бизнес, нужен средний класс. Но как этот средний класс может вырасти, если он не имеет постоянного пристанища? Как можно производить инвестиции в предприятие, если нет никаких гарантий того, что тебя, как муху с куска хлеба, в любой момент не прогонят? В результате приватизации в стране появился класс крупных собственников. А класса мелких собственников нет. Поэтому предлагается изменить Закон о приватизации и дать возможность предпринимателям выкупать помещения, в которые они инвестировали свои средства и в которых работали несколько лет. Что касается взаимоотношений малого и крупного бизнеса, Д.Крылова считает, что крупные предприятия делают все, чтобы изгнать с рынка конкурентов, которые отбивают клиентуру. Это касается маленьких магазинов, пунктов питания, сферы услуг. Недавно, например, появилось распоряжение, касающееся парикмахерских: и в полуподвальных помещениях им нельзя находиться, и кресла должны стоять на определенном расстоянии друг от друга...… На уровне управы может решаться вопрос, сколько на данной территории должно быть магазинов, кафе и так далее, хотя на самом деле все это должен решать рынок.

Директор Института предпринимательства и инвестиций Вениамин Каганов привел результаты анкетирования по вопросу: что нужно сделать для того, чтобы малый бизнес стал интересен крупному? Выяснилось, что из 360 анкетированных предприятий 40% систематически работают с малыми фирмами. Не менее четверти даже оказывают содействие в их создании. Примерно треть осуществляет с малыми предприятиями деловые контакты. Крупные предприятия видят в малых и исполнителей своих заказов, и агентов для создания дилерских сетей для реализации своей продукции. Многие считают, что малые предприятия могут производить какие-то комплектующие, заниматься механической обработкой, осуществлять сервисное обслуживание. На вопрос, что мешает сотрудничеству с малыми предприятиями, почти все ответили одно и то же: вызывает сомнение качество продукции, выпускаемой малыми фирмами; отсутствует информация о возможностях малого бизнеса и потребностях крупного.

С особым интересом слушали участники конференции выступление Виктора Тё из Калининградской области, поскольку он говорил о конкретном примере эффективного сотрудничества малого бизнеса с крупной корпорацией. Здесь крупный бизнес уже понял, что для дальнейшего развития и успешного укрепления позиций на международной арене ему нужна надежная опора на внутреннем рынке в лице среднего класса, как потребителя его продукции и услуг. В ином случае любые колебания международного рынка могут обернуться для крупных производителей катастрофой. Но если крупный бизнес заинтересован в гигантском и быстром развитии малого предпринимательства, почему ожидаемого развития не происходит? Почему ничего не дают усилия политиков и чиновников, заваливших всю страну рекомендациями, директивами, законами о поддержке малого бизнеса? Вероятно, одной из причин неэффективности этого "бумажного содействия" является то, что за период т.н. рыночных реформ выбран весь человеческий материал, способный заниматься предпринимательством, поделена в результате приватизации материальная база, годная для эффективного использования. Видимо, для развития малого и среднего бизнеса наступил новый качественный этап, считает Виктор Тё. Необходимо задействовать новые слои общества, найти новые направления развития технологий и производства. В.Тё предложил один из механизмов, дающий возможность крупному бизнесу участвовать в процессе развития малых и средних предприятий. Это т.н. организационно-финансовый бизнес, реализующий совместно с органами власти проекты, создающие благоприятную среду для малого предпринимательства. В чем суть? Предлагается превратить процесс создания условий для малого и среднего товаропроизводителя в новую сферу бизнеса для отечественного крупного производства и финансового капитала. Чтобы всем было понятно, о чем речь, Виктор Тё привел конкретный пример организационно-финансового проекта, осуществляемого в Калининградской области. Идея проекта - создать в области деловой центр малого и среднего бизнеса, своего рода практический механизм внедрения новых технологий, создания небольших импортозаменяющих производств для последующего массового внедрения по всей стране. Это обеспечит быстрый количественный и качественный рост объектов малого и среднего бизнеса, а также создаст широкое поле для реализации возможностей крупного бизнеса. Специально созданная корпорация осуществляет в пригороде Калининграда, на территории 362 гектара, материальную базу в виде инженерной структуры, офисов, торговых, складских, жилых помещений. Создается комфортное место работы примерно для трех тысяч малых фирм, деятельность которых будет заключаться в продвижении западных технологий в регионы нашей страны и содействовать экспорту продукции.

Представитель ЕС в России Ричард Райс рассказал участникам конференции о той работе, которую осуществляют организации ЕС по поддержке и развитию малого предпринимательства в нашей стране. Она ведется в двух направлениях: чтобы облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, проводится учеба руководителей коммерческих банков по применению оптимальных схем кредитования малых предприятий. Финансируется и консультируется работа по расширению сети консалтинговых агентств, которые уже созданы в 55 регионах России.

Глава финской компании "Ильвера" Марк Мяккинен рассказал о практике государственной поддержки малого и среднего частного предпринимательства в Финляндии, которая осуществляется главным образом через государственную компанию, которую возглавляет сам М.Мяккинен и которая ежегодно выдает кредиты и гарантии по коммерческим кредитам частным предпринимателям на 2 млрд евро.

О менеджменте качества говорил приехавший из Франции Эрве Миньо, руководитель экспертов проекта "QASME-PAs", который финансируется Европейским Союзом. Проект предусматривает предоставление малым предпринимателям консультационных услуг в сфере менеджмента качества, применение на российских предприятиях норм ИСО, что актуально в связи с вступлением России в ВТО.

После окончания IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий состоялась пресс-конференция, на которой на вопросы журналистов ответили президент ТПП Российской Федерации Евгений Примаков, вице-президент Палаты Сергей Катырин, председатель комитета ТПП по развитию частного предпринимательства Виктор Ермаков и зам. главы МАП РФ Андрей Цыганов.

На вопрос, как в идеале должна осуществляться государственная поддержка малого бизнеса, Е.Примаков ответил не без доли юмора. "Надо прежде всего, - сказал он, - отказаться oт административного восторга, который проявляется и при регистрации предприятия, и выражается в многократных проверках, что мешает людям работать, приводит к мздоимству, к зависимости от коррумпированных чиновников…".

Дополняет Андрей Цыганов: "С моей точки зрения, надо активнее развивать в регионах инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Нужно решительнее устранять административные препятствия. Но самое главное - развернуть государственную политику в сторону предприятий, создающих большую добавленную стоимость. Именно это является одним из условий ускорения темпов экономического развития страны в целом. Да, безусловно, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения - важные сферы для малого бизнеса. Но мы уже несколько лет имеем ежегодное сокращение численности малых предприятий в науке и научном обслуживании. Это недопустимая тенденция". Некоторые журналисты с пессимизмом оценивали результаты работы конференции.

На что возразил Сергей Катырин, призвавший утверждаться в оптимизме. "Несмотря на то, что и мы не довольны темпами продвижения, все же на отдельных участках оно есть, - заявил он. - Мы давно говорили о том, что надо менять систему налогообложения. Сегодня уже есть четко сформулированные предложения ТПП, которые внесены в Государственную Думу, поддержаны Советом Федерации и Президентом РФ, с которым встречался Е.М.Примаков. Конечно, хотелось бы, чтобы работа была более эффективной. Но что есть, то есть. И если мы опустим руки, не будем собираться, вырабатывать какую-то линию и потом ее "продавливать" - будет еще хуже. Конференция - тоже вид "давления". Предложения, высказанные здесь, мы несем в правительство и добиваемся понимания. Эффект в любом случае есть". По поводу роли рынка в развитии бизнеса Евгений Примаков сказал так: "Того, кто считает, что все решает рынок, а государство должно устраниться и не мешать, я бы, в свою очередь хотел спросить: сейчас мы находимся в цивилизованном рынке или только строим его? Думаю, ответ однозначен. Но можно ли строить рынок без участия государства? Что, сами предприниматели оседлают положение? Сами обозначат правила на рынке, будут их контролировать, наказывать за нарушения? Сами будут бороться с коррупцией и мздоимством? Сами установят абсолютно прозрачные правила конкурентной борьбы? Так что же мне ответит тот, кто считает государство лишним в процессе построения цивилизованного рынка?" Последовал вопрос: насколько велики шансы прохождения законов, которые подготовила ТПП? Евгений Примаков сообщил, что переданы сейчас два проекта для дальнейшей работы над ними. Один проект поправок к Налоговому кодексу, который предусматривает передачу всех малых предприятий в компетенцию двух "нижних этажей" - субъектов Федерации и муниципалитетов. Причем, внесен не только от имени ТПП - под ним подписались депутаты, которые принадлежат к различным фракциям. Есть и другой проект, разработанный ТПП совместно с Московским правительством и целым рядом регионов - это общий законопроект по малому бизнесу. Фактически это замена тому закону, что существует сейчас.

Проект одобрил председатель Совета Федерации С.Миронов и обещал просить Президента РФ внести его от своего имени. Механизм осуществления проектов вместе с Палатой разрабатывал Всемирный банк, выделяя на это порядка 300 миллионов долларов. Деньги должны пройти через коммерческие банки - только в регионы и только с целевым назначением - на обеспечение "длинных", с низким процентом, кредитов малым предприятиям. Андрей Цыганов согласился с идеей расширения функций и полномочий субъектов Федерации в сборе налогов и направлении этих налоговых поступлений для создания условий малому предпринимательству. Но он полагает, что это даст положительный эффект, если поддержка бизнеса станет обязанностью местных органов власти, а не каким-то добровольно-благотворительным делом. Отвечая на вопрос о т.н. французском проекте, Виктор Ермаков пояснил: речь идет о том, чтобы сразу в двадцати регионах страны обучать людей менеджменту качества и тому, как строить управление компанией, чтобы она выпускала продукцию, соответствующую мировым стандартам качества. В заключение Евгений Примаков сказал: "Мы считаем, что когда малый бизнес будет передан на региональный уровень, надо будет дать больший простор местному руководству в установлении тех или иных льготных условий по налогообложению малых предприятий. При этом ни в коем случае им нельзя давать право увеличивать налоги выше того предела, который зафиксирован в законе. А уменьшать они могут. Даже устанавливать "каникулы", то есть какое-то время вообще не получать налогов от предприятия. Например, первые два года, пока оно не встало на ноги. Или в зависимости от того, насколько это предприятие нужно региону". На этом пресс-конференция закончилась. К сожалению, по теме конференции - то есть о взаимодействии крупного и малого бизнеса - не было сказано ничего. [url=http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?aId=262937&mId=3]Деловая пресса[/url]

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости