Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доклад руководителя Томского территориального управления МАП России В. Шевченко на секции форума "Административные барьеры на пути развития предпринимательства"

Административные барьеры

Уважаемый Председатель. Уважаемые коллеги и приглашенные.

Сегодня в рамках форума мы рассматриваем далеко не случайный вопрос, который связан с административными барьерами в развитии предпринимательства, так называемыми многочисленными препятствиями со стороны органов власти и управления при выполнении ими обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и ведомственными актами России, актами различных муниципальных органов которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и существенно затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.

Противоречивость законодательства, возможность его неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирование, сертификация, различные согласования, ограничения прав собственности и платность исполнения государственных функций несут значительные финансовые издержки и остаются главными проблемами в деятельности малого предпринимательства. Ведь, основная проблема ведомственных нормативных актов – в расширительном толковании норм федеральных законов. Это приводит не только к извращению первоначального содержания федеральных законов, но и неоднократному дублированию одних и тех же функций государственного контроля различными министерствами и ведомствами…

В результате часть предпринимателей, стремящихся укрыться от непосильного бюрократического контроля “уходят в тень”, а основная же часть - переносит все эти издержки в цену товара или услуги, тем самым увеличивая инфляционные процессы. На наш взгляд, именно эти проблемы сдерживают так необходимый рост числа малых предприятий в Томской области и России в целом.

Необходимость создания системы защиты от “государственного рэкета” стала предметом дискуссий на I и II конференциях по развитию малого предпринимательства в Томской области и в начале 1999 года Губернатором Виктором Мельхиоровичем Крессом было принято решение о создании постоянно действующей комиссии по устранению административных барьеров. Одной из первых в России.

В начале деятельности комиссии мы определились, что вопрос уничтожения разрешительной системы России не ставится. Просто необходим поиск наиболее оптимальных сочетаний интересов населения, бизнеса и государства, и соблюдение конституционных принципов:

  1. Все, что не запрещено законом – разрешено
  2. Рынок – насколько возможно, государство – насколько необходимо
  3. Любая норма права, имеющая очевидно двойной смысл, истолковывается в пользу предпринимателя

И как оказалось впоследствии, выбор идеологии работы областной комиссии был правилен и поддержан не только самими предпринимателями, но и федеральным центром. По итогам работы Комиссии в 1999 – 2003 гг. можно констатировать, что административные барьеры на пути малого предпринимательства на территории Томской области в основном изучены, а планы работы по систематизации административных барьеров и поиску оптимальных решений по их устранению выполнены. Были проверены 37 федеральных структур на территории Томской области, которым делегировано государством право оказания платных услуг при осуществлении своих функций (по сути – монопольное занятие определенной предпринимательской деятельностью, дорогой, мало контролируемой, и без ответственности). Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории Томской области, мониторинги, проводимые членами Комиссии совместно с соответствующими исследовательскими учреждениями Москвы и Томска были представлены в Правительство России, где основная часть из них была использована при подготовке новых нормативных документов и проведении административной реформы. А материалы по исследованию платных услуг, оказываемых федеральными структурами, направленные в Правительство России, практически были единственными, представленными из региона.

Но вместе с тем, работа областной Комиссии показала, что для устранения барьеров на пути развития предпринимательства в целом необходима работа не только, и столько на региональном, сколько на федеральном. По результатам отчетов руководителей рабочих групп Комиссии о ходе проверок федеральных структур были сформированы и направлены конкретные предложения в Правительство РФ, в частности, о необходимости создания единого перечня услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти на возмездной основе хозяйствующим субъектам, а также согласования цен таких услуг с властью субъектов Российской Федерации, а также многие другие вопросы.

В ходе деятельности в работе областной Комиссии определились приоритеты в устранении барьеров:

- сертификация услуг (товаров);

- лицензирование;

- государственный контроль (надзор);

- регистрация предприятий (открытие своего дела);

- арендные отношения;

По результатам работы Комиссии по сокращению сферы обязательной сертификации и расширению сферы декларирования удалось добиться выпуска постановления Правительства РФ “О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией соответствия” № 287 от 29.04.2002.

Согласно данному постановлению услуги, такие как: химчистки, парикмахерские, торговля непродовольственными товарами и др., которые раньше сертифицировались, сейчас не сертифицируются.

Проведен анализ нормативной базы, регулирующей взаимоотношения между органами власти и управления и хозяйствующими субъектами малого предпринимательства по вопросам лесозаготовок и строительства. По результатам в Правительство РФ направлены предложения в части внесения соответствующих изменений об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов. По информации из Парламентского центра поддержки предпринимательства Государственной Думы РФ, предложения Администрации Томской области об изъятии из Лесного Кодекса нормы статьи 71, предусматривающей обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов будут учтены в новом проекте Лесного кодекса РФ.

По результатам совместной работы с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (г. Москва) в Государственную Думу РФ направлены предложения в федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в РФ”.

Серьезной проблемой для предпринимателей являлся вопрос лицензирования. По представлению Комиссии Губернатор в 1999 году вынужден был произвести смену руководства Лицензионной палаты Томской области и кардинально изменить деятельность этого органа с разрешительного на уведомительный… Вместе с тем, основным вопросом оставался вопрос законодательного обеспечения разрешительных функций государства для предпринимателей в новом формате. В этой связи были подготовлены замечания и дополнения в проект Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ”.

Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (г. Москва) при непосредственном участии Комиссии в 2000-2001 гг. были проведены исследования влияния разрешительных функций государства на состояние и развитие малого предпринимательства в Томской области. Результаты данной работы были учтены в пакете новых экономических Федеральных законов по дебюрократизации, в том числе в законе от 08.08.2001 № 128 “О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ”. Данный закон вступил в законную силу с 11.02.2002 и “сузил” сферу лицензирования почти в 2,5 раза. Если согласно предыдущему закону лицензировалось 315 видов деятельности, то согласно новому закону лицензированию подлежат 120 видов.

Следующими по степени важности и приоритетности согласно опросам предпринимателей явились вопросы государственного контроля (надзора) и регистрации предприятий.

В этой связи при поддержке группы экспертов Консультативной службы по иностранным инвестициям (совместной службы Международной финансовой корпорации и Всемирного банка) были направлены конкретные предложения в проект Федерального закона от 08.08.2001 № 134 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. С принятием данного федерального закона в целом была упорядочена организация проверок хозяйствующих субъектов Томской области, за исключением надзора потребительского рынка сотрудниками милиции. Так получается, что пока ещё данный Федеральный закон может достаточно широко трактоваться отдельными федеральными органами лишь в свою пользу, что позволительно лишь при применении устаревшего федерального законодательства. В частности, закона "О милиции".

Комиссией были подготовлены и направлены предложения в проект Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 “О государственной регистрации юридических лиц”. С принятием данного закона упорядочены правоотношения в сфере государственной регистрацией юридических лиц на территории Томской области.

За истекший период работы Комиссии рассмотрено более 130 вопросов . По результатам ее работы помимо вышеизложенного:

- разработано новое Положение о Лицензионной палате Томской области, изменяющее принцип ее деятельности с разрешительного на уведомительный. В результате практически полностью прекратились жалобы предпринимателей на действия сотрудников палаты;
- оптимизирована работа Томского областного регистрационного центра, в результате чего сократились временные затраты граждан при оформлении сделок с недвижимостью;
- на базе Управления ветеринарии Томской области открыта государственная аккредитованная лаборатория по сертификации продукции, таким образом, усилена конкуренция действующей системе сертификации, соответственно снижены затраты предпринимателей;
- устранены противоречия в федеральном законодательстве по вопросам административного регулирования предпринимательской деятельности производства хлеба и хлебобулочных изделий;
- рассмотрены ряд обращений хозяйствующих субъектов о защите их законных прав в административном порядке. Всем сторонам и заявителям направлены исчерпывающие разъяснения и комментарии. Судебных тяжб по представленным жалобам не было;
- открыт сайт Комиссии, на котором в режиме online заинтересованные лица могут задать любые вопросы и получить от членов Комиссии квалифицированные ответы ( в настоящее время на сайте размещено более 300 вопросов и ответов);
- ускорена процедура таможенных платежей участников внешнеэкономической деятельности;
- изменен порядок предоставления площадей в субаренду. Комиссия исходила из того, что субаренда не должна производиться балансодержателем, а осуществляться через аукцион собственником недвижимости; при этом чистота в проведении аукционов должна быть под контролем соответствующих структур города и области;
- в рамках международного проекта FIAS разработан план приоритетных мероприятий по устранению административных барьеров на пути инвестиций в Томскую область. План мероприятий утвержден распоряжением Главы Администрации (Губернатором) Томской области.

Все это сделано, несмотря на то, что в соответствии с Регламентом решения Комиссия носят рекомендательный характер...

В Вашем раздаточном материале показаны основные вопросы, которые рассмотрены Комиссией, а также вопросы, поставленные перед Правительством России.

Исследования областной Комиссии позволили Губернатору Томской области инициировать вопрос о создании Комиссии Правительства РФ по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление (Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 452 ). Видимо, поэтому наши обращения в адрес председателя данной комиссии А.Л. Кудрина рассматриваются сейчас в первоочередном порядке…

Сейчас много проще говорить об административных барьерах, а также решать очень многие вопросы… Потому что в данной теме работает всё государство. И Президент России, издавший Указ “Об административных барьерах”, и Правительство России, и регионы….В частности, по инициативе МАП России созданы комиссии по устранению административных барьеров в 40 регионах Российской Федерации. Представители территориальных управлений МАП России входят в состав этих комиссий. Но вместе с тем, можно сказать, что мы прошли лишь один из этапов реформирования административно - командной экономики в либеральную, конкурентную, рыночную.

Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной, в том числе и ведомственной, нормативной базы, регулирующей деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами, а также координация деятельности всех контролирующих структур при осуществлении своих функций, ущемляющих интересы хозяйствующих субъектов…

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости