Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Пересадка органов. "Российская Бизнес-газета"

В России будет сформирована новая единая система аккредитации

В России будет сформирована новая система аккредитации, которую возглавит единый национальный орган. Правительство одобрило концепцию минэкономразвития о формировании национальной системы аккредитации. Как заявили в министерстве, подписание распоряжения ожидается со дня на день. Сейчас решается, пожалуй, самый главный вопрос: кто из государственных органов будет контролировать новую систему?

В настоящее время, по данным минэкономразвития, в России действует 16 отраслевых систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Аккредитацией занимаются Ростехрегулирование, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, МЧС России, Россвязь, Росреестр, ФСБ, "Росатом" и др. Объем рынка аккредитации, по данным экспертов, внушителен, только доходы подведомственных структур Роспотребнадзора от платных услуг в прошлом году составили 12,5 млрд руб., Ростехрегулирования - 8 млрд руб.

Если чиновники обеспокоены, кто станет главным, бизнес и эксперты опасаются, что неверная реализация положений концепции может не только не решить, но и добавить рынку проблем.

"Уже стало общим местом, что существующая сейчас система аккредитации не отвечает сегодняшним потребностям экономики, - говорит Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России". - Прежде всего с точки зрения формирования экспортного потенциала страны. Сегодня мы имеем множество аккредитующих структур, созданных в начале 90-х годов различными федеральными органами "для себя", и отсутствие механизмов координации их деятельности".

Поэтому единый нацорган по аккредитации, по мнению эксперта, без сомнения, может решить проблемы, связанные с обязательной сертификацией. "При этом все еще есть опасения, что неверная реализация некоторых положений самой концепции может не только не решить, но и добавить рынку проблем, - убежден Владислав Корочкин. - Мы боимся, что под предлогом необходимости выполнения новых международных обязательств может произойти новое "закручивание гаек" и добавление новых расходов и барьеров для добросовестного бизнеса. В частности, создается ощущение, что концепция не делает различий между системами обязательной и добровольной сертификаций, что вообще-то весьма характерно для сегодняшнего сознания некоторых чиновников, которые понимают добровольную сертификацию как столь же обязательную, только проводящуюся некой коммерческой структурой".

По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", в рамках системы добровольной сертификации единый нацорган может быть лишь одним из игроков рынка, который еще должен будет заслужить доверие клиентов.

Как пояснил Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, международная практика сложилась в пользу существования единых национальных органов по аккредитации. "По сути, это и стало одним из краеугольных аргументов сделать "у нас, как у людей". Хотя самые первые дискуссии крутились вокруг единой системы и правил аккредитации (что не идентично единому органу), как это и предусмотрено законом о техническом регулировании", - уточнил эксперт.

Большинство экспертов считают, что направление на гармонизацию законодательства РФ в области аккредитации с нормами Евросоюза необходимо. "Новации должны помочь предпринимателям и облегчить продажу российских товаров за границей и импортных товаров в нашей стране. Для развития торговых взаимоотношений России важно добиться взаимного признания результатов оценки соответствия", - уверена Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы компаний "Содействие бизнес проектам".

С другой стороны, как отметил Владимир Буев, практика российского правоприменения зачастую такова, что мы можем хотеть, как лучше, а получится, как всегда. "И самый большой риф в этом "как всегда" - это вероятность монополизации всех и всяческих рынков. Такое уже бывало у нас не раз", - полагает эксперт.

Говоря о недостатках концепции, Владислав Корочкин обратил внимание на другой важный момент, который связан с выдачей сертификатов. "Дело в том, что даже, несмотря на наличие единого органа, теоретически сохраняется необходимость получения документов сразу в нескольких различных аккредитованных им структурах. Т.е. может получиться, что по аккредитации орган один, а систем подтверждения соответствия, выдающих сертификаты на одно и то же, много", - отметил эксперт.

Елена Ханова, директор программ Центра технического регулирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ, единственным недостатком данной концепции называет недостаточно четкое решение вопросов оплаты предпринимателями проведения аккредитации. Ведь в настоящее время аккредитацию в системе Росстандарта предприниматели оплачивают дважды в виде государственной пошлины и в форме возмещения затрат, связанных с аккредитацией и последующим инспекционным контролем аккредитованного лица, что противоречит действующему законодательству.

Обсуждая, в чьих руках должна быть аккредитация, эксперты высказали разные позиции.

"После довольно долгих обсуждений мы пришли к пониманию, что это должно быть министерство, отвечающее за развитие экономики в целом, - говорит Владислав Корочкин. - Поскольку система техрегулирования сложным образом оказывает на него самое непосредственное влия ние и ведомственно-отраслевой подход здесь неприемлем. Мы обсуждали также позиции иных общественных объединений о том, что, может быть, лучше выбрать модель тех европейских стран, где подобный орган организует само бизнес-сообщество. Однако дальнейший анализ некоторых реальных особенностей современного этапа развития саморегулирования и опасностей, которые могут возникнуть в связи с попытками коммерциализации данной системы, убедил нас, что лучше единый орган создать как государственный при самом активном участии всех отраслевых союзов и уже потом, отладив его работу, полностью передать его в ведение национального бизнеса".

Сергей Габестро, председатель совета директоров электронной торговой системы "Фабрикант.ру.", соглашаясь, что по смыслу это должно быть минэкономразвития, все же считает, что делать этого нельзя. "Это приведет к возникновению очередной монополии "услуги по аккредитации", - считает эксперт.

Как отметила Елена Ханова, аккредитация является довольно мощным механизмом регулирования выпуска продукции на рынок. Ведь через систему аккредитации можно управлять органами по сертификации и испытательными лабораториями, которые в свою очередь дают разрешение для выпуска продукции на рынок. Скорее всего, поэтому и разворачивается дискуссия представителей крупного бизнеса относительно передачи этого механизма негосударственной организации. "Последствия передачи механизма аккредитации негосударственной организации несложно предсказать - дальнейшее ограничение конкуренции, - убеждена эксперт. - Конечно, аккредитацию должен осуществлять государственный орган исполнительной власти, к такому решению уже пришло большинство европейских стран. Контроль за безопасностью продукции при ее выпуске на рынок уже отдан негосударственным организациям (или на аутсорсинг), если еще и отдать им контроль за органами по сертификации и испытательными лабораториями, у государства не останется рычагов воздействия на организацию вхождения безопасной продукции на рынок".

КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЕННИЕ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖИТ ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ

Юлия Васильева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости