Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отнимут миллион. "Российская Бизнес-газета"

Государство ужесточит ответственность за нарушение техрегламентов

Правительство намерено в 20 раз увеличить сумму штрафов за нарушение требований в области технического регулирования. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и готовится депутатами к рассмотрению. Если документ будет принят, бизнес за несоблюдение обязательных требований технических регламентов получит конфискацию товара и штраф в один миллион рублей.

Инициатором поправок в Кодекс об административных правонарушениях выступает минпромторг, заявленные цели - создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка. Однако эксперты в один голос утверждают, что новые поправки создают сильнейший коррупционный механизм. Кроме того, штраф в один миллион рублей даже для крупной компании отнюдь не маленькие деньги, а для малого бизнеса и вовсе смерти подобно. "Законопроект многократно увеличивает сумму штрафов для предпринимателей с максимальных 50 тысяч до одного миллиона рублей по отдельным составам правонарушений! Для малых компаний такая сумма может быть неподъемной и приведет к закрытию бизнеса, - говорит Андрей Шубин, руководитель отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России". - Также он вводит возможность административного приостановления деятельности субъекта предпринимательской деятельности. По нашему мнению, предоставление контролирующему органу самостоятельно решать, налагать ли штраф или приостанавливать деятельность на срок до 90 суток, создает сильный коррупционный механизм для злоупотребления имеющимся правом".

Как отметил Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), первое, что бросается в глаза, - наличие множества прямых коррупциогенных норм. "Практически все статьи законопроекта прямо или косвенно предоставляют контролерам право их трактовки по своему усмотрению, - уточнил эксперт. - Например, есть нормы, предусматривающие наложение штрафа с конфискацией товаров либо без таковой. Нетрудно догадаться, как эта норма может применяться в административной практике. Создается широкое поле для "коррупционных сделок" проверяющих с проверяемыми: могу конфисковать, могу и нет, четких критериев "изъятия товара" нет".

Вторая "двусмысленность", по мнению Владимира Буева, состоит в трактовке наложения санкций на должностных и юридических лиц. Во всех статьях предполагается наложение штрафов и на тех, и на других. Но будут ли эти штрафы налагаться одновременно или будет выбран только один "объект", в проекте изменений ничего не сказано. "То есть контролер может наложить "взыскание" только на директора компании, это значительно дешевле, или на само юридическое лицо, что дороже на порядок или даже на два порядка, а может и вовсе оштрафовать одновременно и того, и другого, - пояснил эксперт. - Опять широкое поле для договоренностей и "точек компромисса". Правоприменительная практика сплошь и рядом "работает" в таких случаях в сторону взимания с бизнеса административной ренты".

Что касается штрафов, по мнению экспертов, идея благая и направление когда-то было выбрано правильное: свести объемы требований к бизнесу до минимально необходимых и одновременно увеличивать ответственность за их нарушения, прежде всего финансовую. Именно по такому пути в свое время пошло российское конкурентное ведомство, привязав штрафы за нарушение антимонопольного законодательства к выручке нарушителя. Это, по словам Владимира Буева, существенным образом увеличило масштабы финансовых санкций на крупный бизнес за реальные нарушения. Однако такие изменения в Кодекс об административных правонарушениях были введены после проведения коренной реформы законодательства о конкуренции, отметил эксперт. "В сфере же технического регулирования предлагается почти в 20 раз увеличить размеры штрафов при том, что вся система до сих пор остается недореформированной, запутанной и крайне противоречивой (обязательные требования не сведены к необходимому минимуму и продолжают постоянно меняться, накладываясь одно на другое). Что в таких условиях будет происходить, нетрудно спрогнозировать - снова рост масштабов "коррупционного рынка", - заявил вице-президент НИСИПП.

Одним из основных обоснований увеличения штрафов за несоблюдение обязательных требований к продукции разработчики приводят несоответствие действующих штрафов рискам причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Однако, как отметила Елена Ханова, директор программ Центра технического регулирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ, никто из государственных чиновников оценку этих рисков не делал. "Да и данных нет, на основании которых это можно сделать, - у нас в стране до сих пор не введена система учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушений требований к продукции, хотя она и предусмотрена законом о техническом регулировании", - рассказала эксперт.

Следующим обоснованием увеличения штрафов за несоблюдение обязательных требований к продукции разработчики приводят необходимость повышения ответственности изготовителей продукции в связи с заменой сертификации на декларирование. По словам Елены Хановой, как показал анализ вышедших в последнее время технических регламентов, сертификация продукции у нас не сокращается (хотя в странах ЕС она вообще не применяется). А если где и предусмотрено декларирование соответствия, то оно должно проводиться в основном не на основе собственных доказательств изготовителя, а с участием третьей стороны - органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории. Так почему же в этом случае установлена такая большая разница в ответственности изготовителя (от 700 000 до 1 000 000 руб.) и органов по сертификации и лабораторий (от 4000 до 500 000 руб.), удивляются эксперты. Уж не потому ли, что большинство лабораторий находится в одном ведомстве с органами государственного надзора?

Конечно, ответственность изготовителя за необеспечение безопасности продукции повышать надо, говорят эксперты. Но эту ответственность надо ранжировать в зависимости от степени риска нанесения ущерба вследствие нарушений тех или иных обязательных требований. "В технических регламентах содержатся требования, несоблюдение которых может, безусловно, причинить большой вред, но есть требования (а их очень много), несоблюдение которых не несет большого ущерба, - отметила Елена Ханова. - А теперь за каждую даже небольшую провинность (а придраться у чиновников всегда будет к чему) предприниматели будут платить".

Еще одна проблема связана с наличием большого количества обязательных требований, носящих общий и декларативный характер, которые больше содержат указания на необходимость обеспечения безопасности. Проверить, по словам Елены Хановой, соблюдение этих требований невозможно, тем более что и методик испытаний и измерений для них не установлено. Значит, проверяющие чиновники по своему субъективному мнению будут определять, соблюдаются эти требования или нет, предпринимателям же потом доказать свою невиновность в суде будет невозможно, и они опять будут вынуждены платить высокие штрафы.

Эксперты удивляются, почему у нас опять все начинается с конца, не успели снять излишние ограничения для бизнеса, навести порядок в установлении и применении обязательных требований, а ответственность предпринимателей, которая может привести к их банкротству, уже введена.

"Повышать ответственность надо, - резюмирует Елена Ханова, - но делать это надо постепенно, и всякий раз анализировать, как она скажется на балансе обеспечения безопасности и развития предпринимательства. А у нас это до сих пор не делается, отсюда и негативные последствия".

Юлия Васильева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости