Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Меры предосторожности. "Новгородские Ведомости"

В условиях кризиса новгородские предприниматели не спешат вкладывать прибыль в развитие своего дела, а горизонты планирования сузились до полугода.

К такому выводу пришли работники Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Специалисты исследовали деятельность бизнесменов в условиях кризиса в 2009 году. В рамках проекта состоялось анкетирование руководителей малых предприятий из четырех регионов России. Одним из объектов исследования стали и Новгородская область. Наряду с нашим регионом опрос проводился в Москве, а также в Томской и Ростовской областях.

Реинвестиций всё меньше

Статистика выглядит не слишком утешительно. Группа предприятий с отрицательным или нулевым изменением оборота увеличилась в три раза. Другими словами, по сравнению с 2008 годом в три раза больше компаний отметили, что объем поступлений денежных средств на их расчетные счета заметно снизился. Если в прошлом году на сокращение оборота жаловались лишь 11,3% опрошенных, то теперь их доля выросла до 34%. Однако наибольшее число компаний (43,7%), отметили, что в 2009 году прирост их производства составил от 1% до 30%.
Поскольку многие предприятия столкнулись с сокращением прибыли, вкладывать деньги в развитие бизнеса стало сложнее. Сократилось количество фирм, занимающихся реинвестированием, то есть вложением полученной прибыли в совершенствование производства. Если в 2007 году их доля составляла 48%, то сейчас она упала до 36%. Уменьшились и объемы вложений. Основная часть руководителей предпочитает тратить на модернизацию не более 0,1% полученной прибыли.

Уходим за горизонт

 Такое положение дел создалось во многом по вине еще одной тенденции, также выявленной в ходе опроса. Так называемый горизонт планирования, то есть величина, показывающая, на сколько шагов вперед предприниматель планирует свои действия и на какой срок рассчитана стратегия развития его компании, заметно снизился. В 2007 году около 45% руководителей малых предприятий разрабатывали планы на срок от года до пяти лет. В настоящее время эта цифра составляет всего лишь 7,7%. Зато доля тех, кто планирует бизнес не более чем на полгода вперед, увеличилась с 15,7% до 49,3%. Это вполне объяснимо: в кризисных условиях никто не может с уверенностью сказать, как постоянно меняющаяся экономическая ситуация повлияет на рынок сбыта.
При всех имеющихся сложностях сами предприниматели оценивают свой бизнес достаточно позитивно. Доля тех, кто считает собственное предприятие успешным, остается такой же, как в прошлые годы: 71,3%. Кризис никак не повлиял на самооценку предпринимателей. Однако, по мнению специалистов, проводивших исследование, отчасти такой оптимизм можно объяснить тем, что далеко не все готовы объективно оценивать собственное дело.

Ольга ЛИХАНОВА
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости