Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития. "Институт бизнеса и права"

Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами на их становление и развитие [3]. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. Финансирование деятельности малого предпринимательства осуществляется из разных источников на разных этапах своего стратегического развития.

В условиях развития рыночных отношений основным источником финансирования создания и развития деятельности малого предпринимательства являются собственные средства предприятий в форме внутрихозяйственных резервов, т.е. прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения малого предприятия, средства от страхования своей деятельности, денежные компенсации, получаемые в качестве неустоек и штрафов и т. п. [1]. Часто внутренними источниками выступают средства материнского крупного предприятия, создавшего малого предприятие.

Недостающие средства для развития малого предприятия приходится привлекать либо за счет коммерческого кредита, либо из фондов венчурного капитала, либо из бюджетных источников, либо из средств специальных фондов, либо заимствовать у частных инвесторов, так называемых неформальных инвесторов или «ангелов бизнеса» [1]. Некоторые фонды венчурного капитала специализируются в определенных отраслях (например, биотехнологии, информационные технологии). Другие могут участвовать в финансировании малого венчурного инновационного предприятия только на определенной стадии. Еще одним источником привлечения капитала в процессе создания и развития малого предпринимательства являются банки, фондовые биржи и др. [1].

Для оказания поддержки предприятиям, осуществляющим инновации, государство сформировало систему внебюджетных фондов НИОКР, выделяемых на возвратной основе. Эти фонды имеют дело, в основном, с проектами, представляемыми предприятиями, принадлежащими конкретному ведомству.

Важнейшим вопросом деятельности, а часто и самой жизни малого предпринимательства является вопрос финансирования, наличия и поиска необходимых источников для этого. Количество малых предприятий в условиях экономического кризиса сократилось - по России их численность в 2010 г. сократилась в среднем на 5,7% [2]. За год число малых предприятий по России сократилось на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном ФО — на 6% и в Приволжском ФО — на 1,5%. Самое сильное падение в ЮФО — 26%, в Центральном — 13%, в Уральском — 12,7%. Это следует из очередного доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанного на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Количество малых предприятий в расчете на 100 000 человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях. В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 000 жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя — в Волгоградской области (на 79,9 ед.). На 3,3% сократилась по итогам полугодия и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, говорится в докладе. Количество занятых в малом бизнесе выросло только в двух федеральных округах — Северо-Западном (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточном ФО (1,8%) [2].

Неутешительная статистика свидетельствует о том, что собственных средств малых предприятий, государственные виды финансовой поддержки в виде грантов себя практически исчерпали и о необходимости формирования новых финансовых механизмов для становления и развития малых предприятий. Новые механизмы уже появляются, но отсутствие достаточной информации о таких механизмах ограничивает их внедрение. К таким новым и недостаточно развитым и применяемым формам финансовой поддержки малого предпринимательства можно отнести:

  • финансирование из региональной казны и бюджета определенных направлений малого предпринимательства,
  • субсидии из бюджета на закупку оборудования в значимых для региона отраслях промышленности и сельского хозяйства,
  • создание «Револьверного фонда» для малого предпринимательства.
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области разработало программу «Развитие потребительской кооперации в Архангельской области в 2011-2014 годах», первый вариант которой рассчитан на четыре года и предусматривает финансирование из региональной казны и бюджета областной потребкооперации [2]. Затем должна будет последовать выдача субсидий на закупку оборудования для субъектов малого предпринимательства в значимых для области отраслях сельского хозяйства. Поддержка потребительской кооперации также предполагалась осуществляться в рамках действующих программ развития малого и среднего предпринимательства и поддержки агропромышленного комплекса.

Главная задача «Револьверного фонда» - стать поручителем для представителей малого и среднего предпринимательства, которые прошли процедуру получения муниципального или государственного заказа и стали победителями торгов. При заключении субъектами малого предпринимательства контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, обеспечение обязательств по контракту берет на себя «Револьверный фонд» и сам субъект предпринимательской деятельности, причем фонд берет на себя большую часть обязательств - 2/3. Средства предоставляются «Револьверным фондом» малым предприятиям в виде залога денежных средств в форме вклада, а после исполнения контракта малые предприятия возвращают выданные денежные средства в «Револьверный фонд». Такой фонд уже создан в Краснодарском крае, где получателями поддержки из данного фонда являются исключительно кубанские товаропроизводители [2].

В качестве направления сокращения финансовых ресурсов малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, автор предлагает создавать временные проектные структуры. Создание которых, само по себе, не является новым направлением сокращения финансовых ресурсов, но используется недостаточно. Использование временных проектных коллективов используется в качестве привлечения высококвалифицированных специалистов, но не рассматривается в качестве источника сокращения финансовых средств.

Помощник руководителя администрации президента РФ Екатерина Попова отметила необходимость создания в России национального аналога американского Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны (DARPA) для разработки прорывных, революционных видов вооружений и военной техники. О необходимости создания подобного агентства в России заявил 22 сентября президент Дмитрий Медведев на комиссии по модернизации экономики [2]. Под каждый инновационный проект необходимо создавать небольшие временные проектные структуры, т. е. малые инновационные предприятия со сформированными специальными фондами финансирования. Причем на малых инновационных предприятиях целесообразно использовать упрощенную схему финансирования инновационных проектов, которая существует в США [2]. Каждый из руководителей программ ДАРПА в США ведет работы стоимостью от 10 до 40 миллионов долларов, из которых до 80% выделяется на центральный проект, а 20% могут быть направлены на реализацию перспективных идей в той или иной области [2].

С целью аккумулирования средств на создание и развитие малого инновационного предпринимательства необходимо гораздо больше ресурсов. С этой целью в марте 2009 года был запущен проект «ЕС BaSIC», подразумевающий интеграцию петербургских инновационных компаний в инновационную систему региона Балтийского моря. В данном проекте участвую ближайшие соседи в регионе Балтийского моря и лидирующие регионы по поддержки инноваций. Окончание проекта запланировано в феврале 2012 года [2].

Таким образом, ведущим моментом в процессе финансирования деятельности малого предпринимательства выступает определение источников финансирования, максимальное использование имеющихся источников финансирования и своевременное формирование новых финансовых механизмов для становления и развития малых предприятий.



Библиография:

1. Кошелева Т. Н. Выбор стратегии малых инновационных венчурных предприятий (на материалах химической промышленности) Автореферат дисс. на соискание научной степени канд. экон. наук. СПб: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007.
2. Ресурсный центр малого предпринимательства http://www.rcsme.ru
3. Сайт группы компаний «Русконсалт» http://www.rusconsult.ru

КОШЕЛЕВА Т.Н.
Кандидат экономических наук, доцент,
Санкт-Петербургская академия
управления и экономики

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости