Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Стратегия модернизации: три главных направления.

Екатерина ПОПОВА, председатель комитета ТПП РФ
по содействию модернизации и технологическому развитию
экономики России, помощник руководителя Администрации Президента РФ,
руководитель Межведомственной рабочей группы по инновационному
законодательству при Администрации Президента РФ

Экономическая модернизация имеет множество аспектов. Остановлюсь на системных вопросах модернизации экономики, без реализации которых она будет носить фрагментарный и неэффективный характер.

Представляется важным прежде всего определить понятие «модернизация экономики», ее соотношение с понятием «инновационное развитие». Эти термины очень часто упоминаются в различных докладах, и все-таки очевидно, что это разные понятия и что модернизация экономики России имеет три главных направления.

Первое – это техническое обновление устаревшей материальной базы производства.

Второе – перестройка структуры экономики, то есть сокращение доли сырьевых отраслей, увеличение доли машиностроения, станкостроения, соответствующее изменение структуры экспорта – ориентация на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

И третье – увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития. Это наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, призванные сформировать инновационную модель развития России.

В последние годы основной целью общеэкономических программ в лидирующих странах мира стало именно развитие научно-технического потенциала и национальных инновационных систем. Например, во Франции в конце 2002 года министерством научных исследований и министерством промышленности был разработан и принят инновационный план. В Китае очередная пятилетняя программа развития, принятая в 2005 году, также называется инновационным планом.

В России же помимо задач инновационного развития необходимо решить первые две задачи экономической модернизации. Существует несколько возможных решений для первого направления модернизации, технического обновления устаревшей материальной базы производства. Оно может осуществляться с использованием международного опыта создания центров коллективного пользования производственным оборудованием. Такие центры уже действуют в России, но очевидно, что это направление необходимо усилить, тем более что во всем мире оно получило широкое распространение и доказало свою эффективность. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых Job Shop-центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов. Клиенты таких центров – малые и средние, а также крупные предприятия. Станочный парк промышленности России стареет, и обеспечение доступа к современным технологиям весьма актуально не только для малых и средних предприятий. В условиях, когда у большинства предприятий нет необходимых ресурсов для переоснащения производства, этот подход при сравнительно небольших затратах обеспечит доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям, независимо от их величины и объемов производства. Создание центров прототипирования, оснащенных аппаратными и программными средствами проектирования и трехмерного моделирования, – еще одно направление модернизации, о котором уже неоднократно говорилось. Оно необходимо, особенно для таких отраслей, как авиационная, ракетно-космическая, судостроение. Ведь именно широкий доступ инноваторов к быстрому и качественному промышленному прототипированию разработок, созданию промышленных образцов привел к взрывному росту инновационного сектора в Китае и Индии.

Использование суперкомпьютерных технологий машиностроения – еще одно важней шее направление политики экономической модернизации России. Эффективность этого направления подтверждена мировой практикой. Использование суперкомпьютерных технологий означает переход к совершенно новому уровню инженерного дела и в судостроении, и в космической промышленности, и в авиации, и в других отраслях. Во всех этих отраслях именно использование суперкомпьютерных технологий позволяет ликвидировать стадию стендовых испытаний. Например, с использованием этих технологий осуществлялась разработка современного лайнера «Боинг-787». В течение трех лет работали, не выключаясь, суперкомпьютеры большой мощности для трехмерного моделирования. Их использование позволяет на годы опережать конкурентов.

Очевидно, что для модернизации машиностроения в целом необходима продуманная политика государства, поощряющая использование нашего отечественного программирования, привлечение российских специалистов к созданию собственного компьютерного обеспечения и развитию этого направления.

Что касается структурной перестройки экономики и сокращения доли сырьевых отраслей, то здесь существуют многочисленные направления экономической политики. Остановлюсь только на одном – на технологической модернизации самих этих отраслей, на нефтепереработке. Именно нефтепереработка может дать значительный скачок в развитии нашей промышленности в целом. В этой связи большое значение имеет создание сети инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой, что успешно осуществляется в других странах.

В России сохранились структуры, которые способны качественно провести НИОКР, есть и те, что способны разработать серьезный проект. Однако крупный бизнес купит новую разработку только в том случае, если ее преимущества будут продемонстрированы масштабно: должна быть создана полупромышленная установка с отлаженными режимами работы с заключением об экологической состоятельности. С одной стороны, это опытные установки, не предназначенные для производства коммерческой продукции, а с другой – они дорогие и представляют собой целый завод. Инжиниринговые фирмы, работающие в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей отраслях, должны иметь парки таких установок – без них невозможно осуществлять модернизацию и развитие многих ключевых отраслей промышленности. В нашей стране подобные пилотные установки отсутствуют совершенно. В советское же время была проделана большая работа по составлению перечня подобных установок, необходимых для независимого развития страны по всем основным направлениям крупнотоннажного химического производства. В дальнейшем эти важные работы были остановлены.

Если мы взглянем на опыт других стран, то в США частные инжиниринговые компании, которые работают в нефтяном секторе, имеют крупные пилотные установки. Институт нефти во Франции с эффективной инфраструктурой, созданной за счет государства, контролирует около 20% мирового рынка технологий нефтепереработки.

Третье – направление модернизации, повышение доли инновационных отраслей – это очень обширная тема. Можно затронуть многие ее аспекты – от создания эффективного законодательства, которого, к сожалению, у нас еще нет, до использования институтов развития, совершенствования банковской системы, создания органов государственного управления, стимулирующих инновационное развитие, – по аналогии, например, с американским агентством DARPA. Об этом, касаясь вопроса коммерциализации военных разработок, недавно говорил президент России. Мнение Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ заключается в том, что все-таки нужно восстановить структуру, подобную Госкомитету по науке и технике. Это следует сделать для того, чтобы усилить Министерство образовании и науки РФ и усилить в его работе часть, касающуюся научных исследований и инновационного развития.

Отдельно необходимо остановиться на государственном регулировании экономики с использованием достижений мировой экономической науки. Только оно позволит внедрить в практику государственного управления системы долгосрочного прогнозирования, пятилетнего индикативного планирования, балансового метода, в том числе важнейшего для нашей страны топливно-энергетического баланса, отрасле вых контрактов, которые регулируют отношения государства и целых отраслей, наконец, макроэкономического и межотраслевого моделирования.

Это – прагматический подход, не имеющий никакого отношения к идеологии. Он необходим для эффективного развития и используется во многих странах мира.

Система планирования и прогнозирования в РФ определена Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации». В соответствии с ним распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года утверждена концепция долгосрочного развития до 2020 года. Однако практическая значимость концепции сводится в основном к рекомендациям. Об этом характере концепции говорит и уровень ее утверждения (распоряжение, а не постановление правительства), и само содержание распоряжения.

Упомяну и такой важнейший инструмент промышленной политики, как отраслевой контракт. Такие контракты в России практически не используются, так как правовая база для них не разработана.

Много лет мы обсуждали, что должно являться предметом федерального закона о промышленной политике. Очевидно, что разные отрасли имеют свою специфику, и необходим дифференцированный подход для модернизации развития каждой отрасли. В ракетно-космической отрасли – это одни проблемы, одни задачи, в судостроительной – другие, в авиастроении – третьи. Однако сквозные механизмы могли бы использоваться для всех отраслей. И если говорить о возобновлении работы над федеральным законом о промышленной политике, именно такие механизмы могли бы быть в нем определены.

Нам для модернизационного развития необходимы законы о топливно-энергетическом балансе, о транспортно-экономическом балансе. Что касается инновационного развития, то мы уже неоднократно обсуждали с руководством Государственной Думы законопроект о государственной поддержке инновационной деятельности.

Законодательство, которое регулирует права на интеллектуальную собственность, на результаты научно-технической деятельности, созданной за счет средств госбюджета, – это еще один блок, который до сих пор не создан. Думаю, необходимо доработать все те инициативы, которые были сделаны по изменению 77-й главы Гражданского кодекса, и посмотреть, как сделать так, чтобы закон о передаче технологий стал эффективным.

У нашей страны, несмотря на очень сложные перипетии смены способов производства – от идеи, что всеобщее огосударствление будет наиболее эффективным, до неправильной позиции, что рынок все решит, – есть все возможности, тщательно проанализировав мировой опыт общеэкономического развития, сформировать целостную и системную стратегию экономической модернизации.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости