Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" (проект)

Файлы

проект
Вносится Правительством
Российской Федерации


Настоящий Федеральный закон устанавливает требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)) и муниципальному контролю (надзору), и направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора).


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Настоящий Федеральный закон не применяется к проверкам, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного и муниципального контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного и муниципального контроля (надзора), а также к действиям связанным с проведением оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, банковского, валютного, бюджетного надзора, контроля на финансовых рынках, а также при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положения настоящего Федерального закона не применяются также к отношениям связанным с проведением:

    государственного метрологического надзора;

    государственного контроля (надзора) в области безопасности движения;

    контроля безопасности при использовании атомной энергии;

    таможенного контроля;

    санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.

  3. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

    порядок проведения проверок, осуществляемых органами государственного и муниципального контроля (надзора);

    порядок взаимодействия органов государственного и муниципального контроля (надзора) при проведении проверок;

    порядок предварительного контроля (надзора) органами государственного и муниципального контроля (надзора);

    права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного и муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении проверок.

  4. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
  5. Положения настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соответствием техническим регламентам с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании" и соответствующими техническими регламентами.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательные требования - обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положения, установленные федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, а также предписания органов государственного и муниципального контроля (надзора) об устранении ранее выявленных нарушений;

государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению действий (бездействия) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выражающихся в неисполнении (несоблюдении) ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований и принятие предусмотренных соответствующим законодательством мер реагирования;

федеральный государственный контроль (надзор) - государственный контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами на всей территории Российской Федерации и отдельных территориях иностранных государств, находящихся под управлением Российской Федерации на условиях аренды в соответствии с международными договорами. Порядок организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) в конкретной сфере устанавливается соответствующими административными регламентами.

региональный государственный контроль (надзор) - государственный контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается соответствующими административными регламентами.

муниципальный контроль (надзор) - контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом муниципальной власти на территории конкретного муниципального образования. Порядок организации и осуществления муниципального контроля (надзора) устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

мероприятие по контролю - отдельное действие или совокупность действий должностного лица (лиц) органа государственного и муниципального контроля (надзора) и привлекаемых им в установленном порядке специалистов при проведении проверки юридического лица (его филиалов и представительств) или индивидуального предпринимателя.

Состав мероприятия по контролю определяется при назначении проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя и может включать: рассмотрение документов, характеризующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; посещение с целью обследования (осмотра) принадлежащих указанным лицам на законных основаниях зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых ими грузов; отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды и проведение их исследований (испытаний); выполнение специальных экспертиз и специальных расследований по установлению причинно-следственной связи между выявленным нарушениям (невыполнением) обязательных требований и случаями причинения вреда; разработка предложений по предупреждению и устранению указанных нарушений.

проверка - совокупность мероприятий по контролю, проводимых должностным лицом (лицами) органа государственного или муниципального контроля (надзора) по оценке соответствия осуществляемой юридическим лицом, в том числе его филиалами (представительствами), или индивидуальным предпринимателем деятельности (действия, бездействия) и ее результатов (продукции, работ, услуг) обязательным требованиям. Проверка проводится как по месту нахождения, так и по месту фактического осуществления деятельности юридического лица, его филиалов (представительств) или индивидуального предпринимателя.

эффективность государственного и муниципального контроля (надзора) - достижение результатов государственного и муниципального контроля (надзора), характеризующих изменение состояния соблюдения обязательных требований в конкретной сфере деятельности в связи с осуществлением государственного и муниципального контроля (надзора), а также степень выполнения органами государственного и муниципального контроля (надзора) критериев и показателей оценки их деятельности, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)


Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) являются:

преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности;

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость, доступность и безвозмездность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение проверок уполномоченными должностными лицами органов государственного и муниципального контроля (надзора);

соответствие предмета проводимой проверки компетенции органа государственного и муниципального контроля (надзора);

возможность проведения контроля (надзора) путем организации документарных проверок;

учет проверок, проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора);

недопустимость плановой проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований, проводимой в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя органами государственного и муниципального контроля (надзора) в конкретной сфере деятельности;

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора), нарушающих порядок проведения проверок установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

недопустимость требования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления у субъектов предпринимательской деятельности предварительных разрешений и согласований, если иное не предусмотрено Федеральным законом;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного и муниципального контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного и муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение проверок, за исключением случаев возмещения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанных с осуществлением исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами государственного и муниципального контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения проверок;

финансирование проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) мероприятий по контролю и проверок за счет средств соответствующих бюджетов;

разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль (надзор) в конкретной сфере деятельности, федеральными законами и (или) принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

открытость, доступность и безвозмездность для заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и проведении государственного и муниципального контроля (надзора), правах и обязанностях органов, его осуществляющих, и их должностных лиц, за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)


  1. Установление сфер деятельности, в которых осуществляется государственный контроль (надзор), определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
  2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в том числе относятся:

    разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

    организация и проведение государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

    координация и контроль деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный региональный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности на территории субъектов Российской Федерации;

    обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации;

    принятие административных регламентов проверок в сфере государственного контроля (надзора);

    организация статистического учета в сфере государственного контроля (надзора);

    осуществление методической поддержки субъектов Российской Федерации при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору);

    организация и проведение мониторинга эффективности государственного контроля (надзора);

    осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)


  1. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их исполнения осуществляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
  2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении регионального государственного контроля (надзора) в том числе относятся: реализация единой государственной политики и соблюдение федерального и регионального законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации; организация и проведение регионального государственного контроля (надзора) на территориях субъектов Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности; осуществление методической поддержки органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору); организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора).


Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти местного самоуправления в области проведения муниципального контроля (надзора)


  1. Определение органов исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченных на проведение муниципального контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их исполнения определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
  2. К полномочиям органов исполнительной власти местного самоуправления в области проведения муниципального контроля (надзора) в том числе относятся:

    реализация единой государственной политики и соблюдение федерального, регионального и муниципального законодательства в области проведения государственного контроля (надзора) на территории муниципальных образований;

    организация и проведение муниципального контроля (надзора) на территориях муниципальных образований с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности;

    организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля (надзора).


Статья 7. Порядок взаимодействия органов государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок


  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно федеральный и региональный государственный контроль (надзор), а также муниципальный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности на основании разграничения их полномочий в соответствии с федеральными законами, при исполнении указанных государственных функций обеспечивают взаимодействие по следующим вопросам:

    информирование о принимаемых нормативных правовых актах, инструктивных и методических документах, регламентирующих вопросы организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);

    определение целей, объемов, сроков проведения планового контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    информирование о результатах проводимых в плановом и внеплановом порядке проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);

    подготовка в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);

    принятие совместных административных регламентов по проведению государственного контроля (надзора), по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

    повышение квалификации специалистов, выполняющих функции государственного и муниципального контроля (надзора);

    взаимодействие с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты их прав при проведении государственного и муниципального контроля (надзора).

  2. Органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении государственного и муниципального контроля (надзора) могут взаимодействовать с аккредитованными организациями, уполномоченными на выполнение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора), включающие мероприятия по оценке соответствия, мероприятия по контролю, анализу состояния соблюдения законодательства Российской Федерации, ведению мониторинга, учета и отчетности в соответствующих сферах государственного и муниципального контроля (надзора). Порядок аккредитации указанных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
  3. Органы государственного и муниципального контроля (надзора) могут привлекать на договорной основе для обеспечения проведения проверок (проведения необходимых экспертиз, исследований, измерений) граждан-экспертов и организации, аккредитованные в соответствующей области деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  4. Плата с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора) аккредитованными организациями, а также лицами, участие которых в проведении мероприятий по контролю и проверках определено в установленном порядке, не взимается.

    Расходы, понесенные аккредитованными организациями, уполномоченными на выполнение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора) в связи с проведением мероприятий по ликвидации последствий нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, возмещаются допустившими такие нарушения лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  5. Органы государственного и муниципального контроля (надзора) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, ежегодно публикуют данные об эффективности государственного и муниципального контроля (надзора) и направляют его для составления сводного мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля (надзора) в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает состав сведений, необходимых для составления сводного мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля (надзора).

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости