Виталий Габидуллин, директор по правовым вопросам НИСИПП. Стандартизация в рамках СНГ. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Виталием Габидуллиным о выполнявшемся НИСИППом проекте по вопросам стандартизации в странах СНГ, а также в государствах, входящих в Таможенный союз.

- Итак, Виталий, мы остановились на первом этапе работы над проектом: вы проанализировали ситуацию. Какой она перед вами предстала?

- Ну, скажем дипломатично, требующей скорейшего разрешения.
Дело в том, что слишком углубляться в эти вопросы сейчас не стоит. Если же этого не делать, а коснуться, например, только вопросов стандартизации в строительстве…

- Да это же просто космос.

- В том-то и дело. Это – космос, но, с другой стороны, это – самая показательная сфера. Дело в том, что ряд стандартов, которые уже разработаны или разрабатываются в Таможенном союзе, непосредственно касаются вопросов строительства. И эти стандарты, эти технические регламенты направлены непосредственно на повышение конкурентоспособности продукции. И во многом речь идет об оценке ее безопасности.
Дело в том, что тот базис, тот потенциал, который в свое время был использован в стандартизации в Советском Союзе (между прочим, надо сказать, что это был для своего времени передовой научно-технический опыт, применявшийся для разработки стандартов), сейчас, после развала СССР, во многом утерян. Многие институты, существовавшие в советские времена, прекратили свою деятельность. Поэтому многие стандарты в той же российской практике очень сильно отстали от мирового уровня.
Дело в том, что, если раньше в области строительства, плюс ко всему, применение многих стандартов было необходимо и обязательно, и в связи с этим строители несли ответственность в случаях, когда эти стандарты нарушались, то сейчас ситуация другая.
В связи с появлением в России в 2010 году технического регламента, который регулирует вопросы в строительстве и производстве строительных материалах, произошел бум разработки стандартов. Было разработано около шестисот документов. Однако ситуация в России очень существенно отстает от европейской. Дело в том, что в Европе стандарты внедряются всюду, вплоть до моделирования в области строительства, которое выполняется в трехмерных, четырехмерных изображениях. То есть применение стандарта интегрируется на всех стадиях проектирования и подготовки сметной документации, а затем, разумеется, в самом строительстве.
У нас, к сожалению, мало того, что нет подобных технологий, но и некоторые стандарты отстают лет на тридцать.

- Извините, но разве в Белоруссии или Казахстане стандарты более прогрессивны? Или они идут за нами?

- В строительной базе у Казахстана приоритет вообще отдается принятию американских стандартов. А Россия и Белоруссия до сих пор ориентированы на применение тех стандартов, которые разрабатывались еще в Советском Союзе. Хотя я должен сказать, что в плане стандартизации Белоруссия представляется наиболее продвинутой страной.
Правда, надо объяснить, почему сложилась та ситуация, при которой мы ориентированы на советские стандарты. Дело в том, что стандарты, устанавливающие определенные требования к строительству здания на Дальнем Востоке, допустим на Камчатке, существенно отличаются от тех, которые предъявляются, например, в Брянске или Орле. Это происходит из-за того, что необходимо учитывать конкретные свойства конкретной территории. А общая территория России огромна, и требования будут различаться по мере продвижения с востока на запад.
Но, тем не менее, чтобы повысить конкурентоспособность наших строительных материалов, наших строительных технологий, необходимы действия, сочетающие европейские подходы к стандартизации и наши подходы, учитывающие как территориальные особенности, так и технические подходы, которые на этих территориях развиваются.
Вот на решение таких задач и была направлена наша работа. Мы должны были выработать такие подходы, которые позволяли бы, с одной стороны, учесть международные требования в области стандартизации, с другой стороны, обеспечить их применение в наших реалиях.

- Это возможно?

- Да, это возможно. По мере разработки нашего проекта мы смогли выработать оптимальный вариант. Дело в том, что изначально в технических регламентах, в соглашениях 2008 и 2010 года о единых принципах и согласованной политике в области технического регулирования уже был выработан единый подход. В этих соглашениях был заложен принцип: приоритет отдается международным стандартам, но эти стандарты применяются только в той части, в какой они не противоречат территориальным и технологическим особенностям, существующим на территории Таможенного союза. И эта нормативная предпосылка помогла нам в дальнейшем при разработке документов. Это было соглашение о взаимодействии ЕЭК и МГС. Это была программа межгосударственной стандартизации. Это был проект внесения изменений в договор о ЕЭК.

- А какие направления, кроме строительства, вы рассматривали?

- Разумеется, мы рассматривали вопросы, относящиеся и к другим направлениям. Выбор этих направлений зависел, в первую очередь, от тех технических регламентов и разработанных на сегодняшний день проектов, которые…

- Охватывают пока что далеко не все сферы экономики.

- Да, они, с одной стороны, охватывают далеко не все, но, с другой стороны, охватывают очень многое. Вот это многое мы и изучали.

- То есть в материалы для вашего исследования входило все, что охвачено техническими регламентами?

- Да. Но, кроме этих вопросов, мы изучали еще и вопросы функционирования самих МГС и ЕЭК, их полномочия, компетенции, то, как они могут влиять на вопросы межгосударственной стандартизации. Важным вопросом было и то, какие возможные единые подходы для сотрудничества в этой области они могут впоследствии реализовать.

- И Вы считаете, что в итоге эти единые подходы вам удалось найти.

- Да, мы подготовили продуктивные предложения, разработали нормативно правовые акты. И правильность нашей позиции подтвердила защита проекта, которая прошла в Евразийской экономической комиссии. Проект мы защитили успешно, и проверяющие, присутствовавшие на ней, в том числе директор департамента технического регулирования, были удовлетворены результатами нашей работы.

- Можно надеяться, что результаты вашей работы будут внедрены в практику?

- Будем надеяться, что да, поскольку, если их внедрят, то это послужит существенным экономическим толчком.

- Порядка станет больше?

- Да, именно порядка должно стать больше.

Беседовал Владимир Володин.

 

Share