Fazliddin S. Saydullaev

Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП.Как вводить электронные сервисы или госуслуги 2.0.Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Фазлиддином Сайдуллаевым о проекте по развитию электронных сервисов, выполнявшемся НИСИППом. Сегодня речь в основном пойдет о сервисах, связанных с ЖКХ.

 

- Фазлиддин, Вы перед тем, как наша беседа началась, упоминали о связи проекта с ЖКХ, что оно тоже войдет в систему электронных услуг.

Должен честно сказать, что электронные услуги в этой сфере уже оказываются. Но, сталкиваясь с ними, задаешься вопросом: зачем это делается?

- Чтобы упростить взаимодействие жителей и обслуживающих организаций. Уже давно, например, обсуждается идея полного отказа от бумажных платежек, ежемесячно рассылаемых по почте.

- И все только через интернет?

- Да.

- А как платить?

- Для этого к системе будет необходимо подключить банки, тогда по номеру электронной платежки все можно будет оплатить через тот же Сбербанк. Или дать, если вы являетесь его клиентом, подключить опцию, при которой банк будет оплачивать ваши счета автоматически.

- С такой услугой я уже имел дело, но решил отказаться, чтобы поберечь нервы: 22-е число, а СМС об оплате нет. Прихожу в банк: у нас, говорят, сбой в компьютерной системе. Нет, ребята, я уж лучше буду через банкомат платить.

Вообще, у нас любая услуга может быстро превратиться в медвежью, а уж электронная – с космической скоростью.

- В данном случае Вы затронули серьезный вопрос. Одна из немногих опций, которая была довольно сложной, - именно эта. Единый платежный документ – по сути, продукт не одного ведомства. Информация собирается из разных источников: это – электросетевая компания, Мосводоканал, обеспечивающий водоснабжение и водоотведение, МОЭК, поставляющая тепло, управляющие компании, которые в этот же документ вписывают свои услуги. А еще есть и общедомовые нужды, и множество другой информации, которую необходимо собрать и обработать.

В свое время в Москве реализовали идею единых информационно-расчетных центров. Но, насколько я помню, работа здесь идет на несколько устаревшем программном коде, и переделать его в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий довольно сложно. А компьютерные базы появились еще до того, как в стране начали говорить об электронных услугах. Так что теперь есть определенные проблемы.

Хотя лично я, например, все оплачиваю через интернет, ввожу через интернет показания счетчиков и не имею с этим никаких проблем.

Кроме того, сегодня уже существуют приборы учета с автоматической передачей информации, и они активно применяются в промышленности. То есть все перейдет в ту фазу, когда вам не надо будет ничего никуда отправлять, прибор передаст всю необходимую информацию сам.

Установка таких приборов упирается в финансовый вопрос: кто будет за это платить.

- До сих пор за счетчики воды и их установку платили сами граждане.

- Да, но и здесь есть проблемы: кто-то не хочет платить, кто-то просто по объективным причинам не может. Хотя для Москвы это не такие большие деньги. К тому же, такая информатизация потребует затрат и со стороны обслуживающих организаций, а их расходы, скорее всего, также придется оплачивать потребителям через повышение тарифов.

Но если говорить о нашем проекте, то в сфере ЖКХ мы изучали две вещи. Первое – переустройство и перепланировка жилых помещений, которая входит в понятие государственный жилищный надзор. В Москве это выделено как отдельная государственная услуга, и согласование перепланировки, и последующий контроль того, что люди сделали со своим жилым помещением, ведет отдельное подразделение в составе Мосжилинспекции.

Мы в процессе работы знакомились с очень интересным опытом других стран. На уровне же российских муниципалитетов практика в целом одинаковая.

Основной проблемой здесь является первичная консультация граждан: вопрос технический, помещение – это инженерная тематика, просто так на пальцах объяснить человеку что, чего и как довольно сложно, по этой причине большинство граждан требуют личной консультации. В Москве к тому же этот вопрос переведен в ведение МФЦ, и, если в районе работает многофункциональный центр, то граждане должны обращаться со своими заявлениями туда. И получать соответствующие документы они должны тоже там.

Однако быстро выявилась такая сложность: сотрудники МФЦ, так называемые универсальные специалисты, не обладают достаточной квалификацией, чтобы объяснить людям, что можно, а что нельзя, и если можно, то как это сделать. Поэтому граждане теряют время. Они приходят в МФЦ, понимают, что здесь им рассказать ничего не могут, идут в жилищную инспекцию, где им на пальцах всё разжевывают, после чего отправляют обратно в многофункциональный центр, где уже легко и с комфортом подает документы, получает результат и может радоваться жизни.

В итоге МФЦ не облегчает жизнь граждан, как это задумывалось, а становится дополнительным звеном, которое лишь обременяет их. Но, поскольку эта услуга встречается не так часто, как например получение загранпаспорта, то данная ситуация значительного общественного резонанса не вызывает.

При этом надо признать, что московское правительство в свое время значительно упростило  процесс получения подобных согласований, в частности есть вещи, согласование которых проходит в уведомительном порядке. И если речь идет не о несущих конструкциях, если перепланируются не особо важные помещения, то можно просто подать заявление, и вам в течение десяти дней должны все согласовать без выезда на место и осмотра.

Международный опыт говорит, что во многих местах создаются так называемые «навигаторы» перепланировок, позволяющие всю инженерную тематику объяснить гражданам в интернете. Нажимаете на окошко, и вам показывают все требования, все ограничения, которые существуют. Нажимаете на фундамент здания – появляются все требования вплоть до придомовой территории.

Более того, в зарубежных странах в интернете можно узнать, какие перепланировки согласовывались. Введя адрес жилого дома, вы узнаете, какие здесь делались перепланировки.

- Те, что делались когда-то?

- Да, вы входите как бы в паспорт жилого дома и узнаете, что такого-то числа такой-то гражданин получал разрешение на такую-то перепланировку. И так по всем выданным разрешениям. И если у вас сосед стучит или у него работает перфоратор, вы можете зайти на сайт и узнать, получал ли он соответствующее разрешение. И если не получал, то тут же, что называется, не отходя от кассы, направить обращение с тем, чтобы проверили законность и, главное, безопасность выполняемых соседом работ.

Между прочим, в других странах это называется реновация или реконструкция, перепланировка – российский термин.

Что касается жилищного надзора, то у него более глобальные задачи: он смотрит за всем и должен контролировать всё, что связано с жилыми помещениями и многоквартирными домами. Здесь и качество оказания коммунальных услуг, и правильность расчетов за коммунальные услуги, и деятельность управляющих компаний. Всё, что делается внутри жилого дома, лежит на плечах Мосжилинспекции.

Разумеется, в первую очередь, речь идет об инспекционной деятельности. Правительство Москвы уже реализовало довольно интересный проект «Наш город», позволяющий гражданам решить через интернет очень многие проблемы, причем сделать это довольно просто. Регистрация на портале, конечно, есть, но она довольно простая, а основные базовые потребности граждан (пожаловаться на плохую работу тех или иных структур) система удовлетворяет.

Здесь самая большая проблема в том, что большая часть граждан просто не знает о существовании государственной жилищной инспекции и вопросами, которыми она занимается. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что не работает лифт, не убрано в подъезде, не вывезен мусор и так далее, но люди, видимо, по привычке идут либо в управу, либо в префектуру. А идти, в первую очередь, нужно в управляющую компанию, а если там вас проигнорировали, нужно обращаться в государственную жилищную инспекцию.

И портал «Наш город» решает вопрос об информировании граждан, помогает автоматизации деятельности инспекторов, у которых как мы выяснили, есть интересный опыт улучшения своей инспекционной работы с помощью планшетов.  Правда, сейчас этот проект заморожен, хотя наличие планшетов давало возможность почти мгновенно составлять акты проверок. Сейчас же значительное время работы инспекторов занимает составление бумажных документов и внесении соответствующей информации в компьютерную систему.

- А если еще раз вернуться к глобальному вопросу: сделают все, что задумано, переведут все госуслуги в электронный вид. А кто обучит простых людей всем этим пользоваться?

- Мы вносили такие рекомендации. Мы нашли в зарубежном опыте ряд кейсов, связанных с обучением граждан по различным вопросам городской жизни, в том числе по работе с электронными технологиями. Например, в Сиднее многоквартирные дома начали появляться относительно недавно, и люди просто не знают как им уживаться с соседями. Для этого городские власти проводят бесплатные обучающие семинары, на которых рассказывают людям о законодательстве в данной области, о том, что можно и чего нельзя и как следует поступать в той или иной ситуации.

В Москве, насколько я понимаю, этим вопросом занимается комитет государственных услуг.

- Интересно, сколько людей знает о его существовании?

- Этот комитет существует достаточно давно. В Москве он был еще при Лужкове. И задача у него – оптимизация государственных услуг. Комитет, в частности, разрабатывал в свое время административные регламенты, сейчас основной их фронт работы это МФЦ.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин
 

Share