Viktor A. Kharchenko

Виктор Харченко, заместитель генерального директора ООО "Лаборатория системных и архитектурных решений" (ООО "Л-СТАР"). Мониторим кредитование МСП. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Виктором Харченко о сервисе мониторинга МСП https://nisse.ru/analytics/bankcredit/, подготовленном НИСИППом.

 

- Виктор, речь у нас шла о том, что обнаружилось резкое увеличение кредитование туризма. Есть ли ещё в российской экономике сектора, кредитование которых заметно увеличилось?

- Если говорить о нашем мониторинге, то он пока не даёт сведений, позволяющих судить о других столь же значительных изменениях в кредитовании. Но, видимо нам нужно сделать так, чтобы он все подобные процессы отслеживал. В этом году мы хотим расширять параметры мониторинга, сделаем и этот.

А из тех источников, что я видел, знаю, что отдельно были меры поддержки общепита, и начались они ещё во время пандемии.

- Да, в пандемию общепит просел очень серьёзно.

-Да. Довольно серьёзные меры поддержки сельского хозяйства, но они уже лет 5 – 7 активно внедряются. Раньше они касались и сельхозтехники, и комплектующих, и топлива, и расширения посевных площадей. В этом году, насколько я знаю, остро стал вопрос о материале для семян, поставлявшемся с Запада. И на это будут выделяться кредиты. И в получении всех этих мер поддержки малый бизнес уже занимает существенное место.

Плюс к этому мы понимаем, что у нас сейчас трансформируется система логистики. Если раньше логистика у нас была ориентирована на Запад, поскольку здесь был большой европейский рынок, то сейчас она переориентируется на юг и на восток. Причём, если раньше старались всё делать равномерно и спокойно, то сейчас все очень быстро побежали. И когда я смотрел статистику по разгрузке морских портов, то северные порты показывают просадку, а южные демонстрируют очень серьёзный рост.

Соответственно всё, что касается мер поддержки логистики, как получения товарооборот с «новыми странами» (из Индии, из ОАЭ, отгрузки в Китий выросли на 40%), то регионы реагируют на это, и кредиты на внедрение новых логистических решений предоставляются. И охвачены здесь все сектора, связанные с получением товаров или сырья из-за границы.

- Понятно, что у регионов разные возможности поддерживать бизнес. Но есть ли резкая разница между регионами в этом вопросе, или нет?

- Насколько я знаю, разница колоссальная: у нас есть регионы, которые могут предоставлять бизнесу финансирование, сопоставимое с федеральной программой поддержки. Например, у Татарстана, у Москвы очень серьёзные механизмы поддержки МСП. Если же посмотреть в статистические данные нашего сервиса, то окажется, что есть регионы, которые вообще не показывают цифры поддержки бизнеса, например по лизингу (таких было всего 45 регионов за 2022 год, остальные значит не оказывали такую поддержку).

- То есть никаких сенсационных открытий в этом вопросе сделано не будет.

- Да, и я не вижу ничего необычного, что произошло бы за последнее время: есть дотационные регионы, получающие федеральное финансирование, и есть регионы-доноры. И даже есть некоторые федеральные программы, по которым регионы-доноры не получают никаких средств, например, по технопаркам. Это – позиция корпорации МСП и Минэкономики.

- Вопрос по другой теме. Как я понял, прочитав ответы из регионов на письма Владимира Буева по поводу мониторинга, местное руководство эта идея устраивает. Они к мониторингу готовы.

- Они всегда к этому готовы, тем более, что мы занимаемся мониторингами постоянно, сейчас просто в несколько иной форме. Владимир Викторович организовал рассылку регионам, чтобы проверить обратную связь. Из тех, кто откликнулся, кто-то сказал спасибо, кто-то написал, что готов использовать результаты нашего мониторинга в своей повседневной деятельности, кто-то проинформирует о проведении мониторинга свой региональный бизнес. Пара регионов внесла дельное предложение, которое мы намерены попытаться реализовать.

Москва сказала, что неплохо сделать один интегральный показатель, а не несколько разных. Мы в своё время уже делали исследования по интегральному показателю. Поднимем все наши методики, посмотрим все расчёты, попробуем это сделать. А в целом из ответов можно сделать главный вывод, что никакого отторжения нашей идеи нет.

- Как я понимаю, если вы задумали такой мониторинг, то это – долгосрочная программа. Не на месяц – другой, или полгода.

- Конечно, надолго. Тем более, что сейчас не надо, как раньше, садиться и всё писать: этим будет заниматься машина. У нас есть программный продукт, который обрабатывает данные с сайтов (в данном случае – ЦБ и ФНС), делает это по нашему алгоритму, применявшемуся нами раньше, а затем выставляет в определённом формате на наш сайт. И мы каждый месяц, поскольку данные меняются ежемесячно, проверяем правильность отображения, поскольку могут быть разные нюансы.

- Например?

- Например, ЦБ перестанет какие-то данные публиковать. Это уже случилось: один показатель, связанный с банковскими ставками, не обновляется уже год.

- Это что же за показатель?

- Средневзвешенная ставка кредитных организаций за исключением Сбербанка. Последние данные по этому показателю у нас за январь 2022 года. Мы сейчас думаем: будет ли это всё же обновляться, или этот показатель надо убрать и соответственно изменить формат мониторинга. Программный продукт заточен под определённый формат данных, если вдруг что-то изменилось, всё может сломаться.

К тому же, я думаю, что нужно максимально покрыть все наши компетенции такими мониторингами. С одной стороны, мы сами тренируемся, чтобы такие вещи делать, тренируем программистов, дизайнеров. С другой стороны, мы тренируем аналитические способности наших коллег, занимающихся исследованиями в той или иной сфере.

Так у нас есть идея сделать мониторинг по промышленности: региональная промышленная политика, такая же, как политика в области МСП. Также выделяются меры поддержки промышленных предприятий, и это активно муссируется в прессе. Но такой мониторинг, как наши, может позволить объективно оценивать ситуацию не на основании журналистских мнений или высказываний чиновников, а на основании голых данных. Это – переход от презентации на основании чьих-то идей, оценок и суждений к презентации на основании фактических данных.

Понятно, что те же самые государственные ресурсы могут эти данные как-то «подкручивать», но, когда у нас есть некая динамика и сравнимость в периоде, даже в этом случае мы можем делать выводы о тенденциях.

Так что история долгосрочная, и, я надеюсь, мы сможем расширить наш проект. На этот год мы у себя в компании бюджет на него выделили, так что будем работать.

 

Беседовал Владимир Володин.

 

Share