Tseren V. Tserenov

Церен Церенов, вице-президент НИСИПП по развитию.РЕФОРМА МИКРОЭКОНОМИКИ: НАМ НЕ НУЖНО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, НАШИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖНЫ ВЫИГРЫВАТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ.

- Церен Валериевич, ваш институт занимается системными исследованиями проблем предпринимательства. Вот как с точки зрения микроэкономики Вы можете объяснить наш сегодняшний российский кризис?

- Давайте начнем с мировых тенденций. Многие технологические, ранее нерешаемые в прошлом веке проблемы сегодня становятся типовыми, технически развитые предприятия все это быстро коммерциализуют и доводят готовые продукты до потребителей. Оглянитесь на 20 лет, и вы поймете, что скорости в мире возросли многократно. А сейчас мы стоим на пороге массового использования роботов и замены ими, по крайней мере, обычного ручного труда. Все это происходит во многом с качественным изменением современных методов управления. Сейчас правильный менеджмент – это «технологичный менеджмент», в основу которого положен системный подход к предприятию (проекту). Этот подход объединяет в единое целое исконно менеджерские дисциплины, такие как стратегия, миссия, лидерство, маркетинг, управление проектами, финансы и так далее с инженерными дисциплинами. Теми, что известны сегодня в мире как системная инженерия, теми, без которых невозможно создавать сложные системы и высокотехнологические продукты. А ведь всё это необходимо делать в короткие сроки, на высоком качественном уровне и по возможности без увеличения бюджета.

Так вот во всем этом мы, Россия, практически не участвуем. Это и есть главное объяснение российского кризиса с точки зрения микроэкономики.

- Ну что, вот так все просто?

- Да, мы занимается совсем не тем, чем нужно. Конечно, то, что мы видим в мире – это обострение международной конкуренции. Но мы, к сожалению, сконцентрировалась на политическом международном противостоянии. А главный урок для нас – это то, что экономическая база страны не соответствует ее политическим амбициям. Мы проигрываем в первую очередь, на «экономическом поле боя» и, к сожалению, до сих пор не понимаем, что основные наши проблемы на микроуровне. Мы проигрываем в умениях, в навыках, в превращении открытий в качественные продукты. У нас производительность труда на несколько порядков хуже, чем в развитых странах. И связано это не только из-за технологической отсталости. Стране нужна серьезная модернизация, которая невозможна без внедрения современных методов управления и изменения мышления. Последнее особенно актуально, так как от гуманитарного мышления юристов и экономистов нужно переходить к системноинженерному мышлению. Мышление нужно менять и в госсекторе, в корпоративном секторе.

- О необходимости серьёзной модернизации у нас говорят уже десятка полтора лет. Помните программу Германа Грефа?

- Помню, тем более, что я как раз тогда молодым специалистом занимался на техническом уровне ее сведением в единый документ. В ней был один важный посыл - создание качественных государственных институтов и благоприятного экономического климата. Но это до сих пор не сделано, и это нужно будет делать в первую очередь.

Однако сейчас можно говорить, что этого недостаточно. Я поработал на федеральном и региональном уровне исполнительной власти и могу с уверенностью говорить, что одними мероприятиями макроуровня ситуацию не поменять.

Необходим системный подход и нужно заниматься также микроуровнем. А это и изменение образовательного процесса, и внедрение современных методов управления, и новые методы промышленной и научной политик, и системный подход к реформированию отраслей, а не ручное управление из центра.

Будем честными: в прошлом веке за счёт неимоверных усилий наша страна смогла как-то удержаться в мировой технологической гонке. И если мы отставали, то видели хотя бы спину наших конкурентов, но сейчас мы может отстать безнадежно.

Связана эта ситуация с тем, что в новом веке серьёзное влияние на конкурентоспособность страны оказывают не столько средства производства, сырьё, инвестиции, сколько чисто интеллектуальные факторы. И в этом вопросе мы проигрываем почти «в сухую».

Последние опросы руководителей российских предприятий показали, что у нас в числе прочих постоянных проблем все большее значение занимает проблема острой нехватки высокопрофессиональных кадров. А у нас в стране даже нет той правильной методологии, как нужно решать эту проблему. В итоге, когда в мире главенствует менеджмент ХХI века, в России все еще работает по старинке.

- В чем же заключается разница между нами и развитыми странами Запада?

- Смотрите сами: в 2009 году такая специализация как «системная инженерия» признана лучшей профессией будущего в США, а у нас, к сожалению, она и сегодня практически не развита. Во-вторых, мы также понимаем, что такое менеджмент, и осознаем, чему учат наши университеты, но и менеджменту они учат по знаниям прошлого века. Это – финансы, маркетинг, умение менеджера быть лидером команды. Но всё это – психологические и гуманитарные аспекты. Связки с инженерными и технологическими дисциплинами практически нет, а ведь сейчас эти связи являются залогом того, что сложные технические продукты быстро доходят до потребителя. Вообще, скорость является в нашем мире главным залогом конкурентоспособности, а мы не обладаем в масштабах страны соответствующими технологиями управления.

Почему наши предприятия за редким исключением проигрывают международную конкуренцию?

- Для многих наших флагманов производства государство создает благоприятную внешнюю среду, с финансами проблем тоже нет, и вроде не совсем в монопольной среде они живут, так как конкурируют с зарубежными производителями.

Но сожалению, выдавать «на гора» качественную конкурентоспособную продукцию не получается. Нас преследуют регулярные неудачи даже в космической сфере.

Как показывает практика, мы не можем конкурировать в области сложных технологических систем. Мы все больше зависим не от западных денег, а от их передовых технологий и в первую очередь, современных методов управления.

Наши крупные проекты не могут давать гарантированный качественный результат в срок и за отведенные заранее средства. И проблема здесь не столько в коррупции, о которой говорится постоянно. Мы отстали по умению, по технологиям управления. Советский потенциал уходит, но даже в то время ставка делалась на «звезд», имевших талант управления и очень хорошо разбирающихся в технологиях. Наши советские генеральные конструкторы получались методом «проб и ошибок» на конкретном производстве. А сейчас развитый мир смог научиться воспроизводить эти «таланты» в промышленных объемах, так как системных инженеров и современных менеджеров учат этой деятельности в ВУЗах, они уже не “самоучки”. Именно поэтому сейчас в мире происходят технологические революции в самых разных сферах. Это ментальное различие. Это конечно, обидно для нас, но мы должны признать, что с развитым Западом мы находимся на разных этажах по уровню мышления.

- Вы считаете, что необходимо менять принципы подготовки кадров для управления бизнесом?

- Разумеется. На самом же деле, технологическая революция накладывает на процессы руководства предприятием или проектом, на саму суть менеджмента свой серьёзный отпечаток

Сегодня менеджер обязан понимать все направления, связанные с инженерным подходом, с тем, как устроены сложные системы. Он должен понимать, как собирать команду из различных людей – не только тех, кто занимается обычными вопросами менеджмента. Для него не должны быть  чрезмерно сложными вопросы, связанные с технологическими системами: как они устроены, как будет развиваться рынок, где эти рынки, как всё это будет влиять на предприятие.

Отсюда и вытекает такое понятие, как технологический менеджмент. И это то, чего у нас в стране нет, чему наши ведущие вузы не учат, к чему они не готовят.

- Неужели мы так отстали?

- Да, мы отстали. И нам снова придется догонять мировых лидеров: нужны как системные инженеры, так и современные технологичные менеджеры.

Поэтому выход у страны, если мы хотим что-то сделать, чётко определён. Институциональные реформы - судебная и политическая реформы, изменения макроэкономической политики – всего этого уже не хватит для того, чтобы догнать или хотя бы увидеть спины убегающих мировых лидеров.

Мы настолько отстали от технологически развитых стран, в число которых входит и Китай, что нам уже требует прямой «укол в сердце». Мы не можем повторять ошибки прошлого, когда реформы ограничивались только макроуровнем, нам нужны преобразования на микроуровне.

- А как Вы представляете проведение реформы на микроуровне?

- На уровне предприятий нет другого пути, чем тот, каким прошли те же японцы или корейцы. Ведь японцы после войны внедряли самые передовые на тот день методы управления. Эти методы были в США, и японцы перенесли их к себе, приземлили, приспособили к своему менталитету. Но без этих, самых современных методов они не смогли бы сделать такой рывок в своём экономическом развитии. Сейчас Индия импортировала для своей космической программы опыт системной инженерии США и Европы и с первого раза добилась успеха в запуске искусственного спутника Марса. 

И у нас тоже нет другого пути.

У нас сейчас очень много говорят об импортозамещении. Но, с точки зрения развития экономики страны, нам нужно заниматься сейчас отнюдь не вопросами импортозамещения, поскольку импортозамещение – это консервирование старых технологий.

Задача должна стоять совершенно другая: мы должны стремиться к тому, чтобы выиграть международную конкуренцию. А для этого нужно, чтобы у нас было большое количество предприятий – экспортеров, которые могут выигрывать международную конкуренцию. И если эти предприятия будут работать, они сделают всё и для импортозамещения внутри страны, причем на основе новых современных технологий.

Но для этого нужно менять парадигму мышления и методику работы.

Именно это и называется менеджментом в ХХI века и технологичным предпринимательством.

- Церен Валериевич, к чему, по-Вашему, нужно стремиться теперь?

- Сейчас перед нами сейчас стоит задача разработать и начать внедрять на уровне предприятий ещё более совершенную методологию. Ведь предприятиям необходимо выигрывать конкурентную борьбу, а для этого нужны не только «мускулы» - финансы, но и новое мышление, новые методы работы. Именно этим мы сейчас и занимаемся.

Есть прекрасный пример, знакомый каждому из нас со средней школы, - таблица Менделеева. Если приложить её к нашим проблемам, станет видно, что она состоит из двух частей. Нижняя часть – всё, что касается менеджмента прошлого века. И есть верхняя часть, касающаяся инженерного подхода. Современный «правильный» менеджер, «технологичный» предприниматель должен всё это знать и понимать.

Системный подход подразумевает владение обеими частями таблицы. Именно этому нужно учить менеджеров сегодня.

Должны быть новые современные требования к предприятиям по освоению новых методов управления. Необходимо интенсивное развитие научных школ, выделение грантов для студентов, поступивших в иностранные вузы по инженерии, причём   безо всяких ограничений.

Развитие методологии, консалтинг для предприятий, обучающие программы для учебных заведений – это то, чем нужно заниматься. И, конечно, нужно сказать о популяризаторской деятельности - она необычайно важна, поскольку люди должны знать о стоящих проблемах. Они планируют свое будущее, и они должны планировать будущее своих детей. И исходить в этом планировании необходимо из профессий будущего, а не прошлого.

- Известно, что многие профессии в будущем могут исчезнуть. Уже сейчас во многих странах большая безработица. Что в такой ситуации делать родителям, у которых подрастают дети?

- Конечно, сейчас многие родители озабочены образованием своих детей и пытаются помочь им не ошибиться с профессией. Уже сейчас выпускники престижных американских ВУЗов не могут найти работу по специальности. Я считаю, что инженерные специальности для технологически предрасположенных детей и технологический менеджмент для тех, кто хочет больше заниматься вопросами менеджмента в будущем – это специальности будущего. Но и в том и в другом случае, нужно еще в школе в обязательном порядке изучать 4 основных предмета: математика, физика, информатика и английский язык.

- Спасибо Вам большое, Церен Валериевич, на этой хорошей ноте – будущее и дети - мы закончим наше интервью. И я надеюсь, что смогу поговорить с Вашими коллегами, которые смогут более подробно рассказать о профессиях будущего, о том, как предприятиям внедрять современные методы управления и о той методологии работы, которые использует Ваша организация.

 

Беседовал Владимир Володин

 

Share