Tseren V. Tserenov

Я как выпускник мех-мата в своей многопрофильной трудовой деятельности практически не применял впрямую даже 10% полученных знаний.

Я как выпускник мех-мата в своей многопрофильной трудовой деятельности практически не применял впрямую даже 10% полученных знаний о диффурах, гомоморфизмах, теории упругости или ядерной физике. Однако, физ-мат и инженерные школы (университеты) в нашей стране выполняли не только прямую функцию готовить научные и технические кадры. Они также закладывали хороший ментальный фундамент.

Чтобы развить свои мышцы необходимо тренироваться, в том числе, например, чтобы их накачать нужно работать с весом. И чем больше вес, тем больше эффект. Также им с мозгом. Технические науки при прочих равных условиях помогают намного лучше других развить мозговую деятельность.

На мехмате в мое время на одном курсе училось около 500 человек. Насколько я могу судить (прикинуть), практически единицы работают по специальности. С этой точки зрения, конечно, это неэффективное расходование госсредств. С другой стороны, если такой фундаментальный подход будет заменён на развитие разных soft skills, на всякие прикладные модные практики, которые так любят гуманитарии и разные "визионеры будущего", то страна окончательно потеряет почти последнее конкурентное преимущество в сложном технологическом мире.

Я бы согласился с тезисом про "пережиток прошлого", если бы было понятно как улучшать старое фундаментальное образование. Например, впрямую учить современному систему мышлению. Оно хорошо подходит на частичную замену фундаментальному техническому образованию. При этом учиться можно на конкретных проектах, в которых будут одновременно осваиваться прикладные лучшие практики. Тут разные акценты: не просто модное сейчас проектное обучение, нетворкинг и развитие гибких навыков, а сначала фундаментальное системное мышление, а уже потом проекты, под которые выбираются необходимые лучшие практики. Последнее дает также умение учиться и правильно выбирать свою траекторию профессионального развития, то чему сейчас совсем плохо учат в том числе и в технических вузах.

PS. 
Из математика или инженера может получится хороший юрист, экономист или вокалист, а вот наоборот, из гуманитария практически невозможно получить технаря.

В условиях когда мир быстро меняется фундаментальное образование (современный кругозор) становится той базой, от которой зависит насколько правильно вы будете подбирать и быстро осваивать новые прикладные практики (soft skills). А это придётся делать сейчас постоянно и намного чаще менять свои компетенции. Фундаментальное образование даёт навык работы с soft skills, т.е оно и ставит правильное умение быстро учиться.

Плохая новость для технарей прошлого века. Фундамент тоже меняется, хотя и не так часто как прикладное образование. Современный фундаментальный кругозор - это совсем не тот, что был заложен в прошлом веке. Поэтому нужно делать апгрейд, это также позволит иметь авторитет и возможность эффективно помогать подрастающему поколению.

 

Share