Tseren V. Tserenov

Системный подход: истоки и основные принципы.

Ведущие бизнес-аналитики иногда говорят, что системный подход совершил в управлении прорыв, сравнимый с изобретением колеса.

Конечно, это определенное преувеличение, но в целом они правы – системный подход действительно дает руководителю незаменимые рабочие инструменты.
Прежде, чем мы говорить о том, как именно применяется системный подход в бизнесе, необходимо разобраться, что же это вообще такое – системный подход.
В разные времена общими законами работы систем интересовались многие знаменитые математики, философы, социологи, психологи и экономисты, в том числе Готфрид Лейбниц, Анри Сен-Симон, Карл Маркс и Вильфредо Парето.
В тридцатые годы XX века австралийский биолог Людвиг фон Берталанфи начал разрабатывать системный подход к изучению биологических организмов, впоследствии распространив его на другие дисциплины и положив начало общей теории систем.

Вторая Мировая война вызвала интенсивное развитие новых научно-технических направлений. Молодые и перспективные дисциплины – кибернетика, системный анализ (США), исследование операций (Великобритания) и системотехника (СССР) впоследствии были использованы для обогащения и развития общей теории систем.

Как только основные принципы общей теории систем были сформулированы, они начали успешно применяться в самых разных сферах деятельности, в том числе и в управлении.
Практически сразу стало очевидно, что рассмотрение предприятия как системы взаимосвязанных элементов, включенной в другие иерархические системы, дает впечатляющие результаты.
Знаменитый физик Нильс Бор однажды дал следующее определение профессионала: «профессионал – это человек, умеющий в своей предметной области избегать грубых ошибок». Действительно, каждая грубая ошибка неизбежно отбрасывает назад, обесценивает труд нескольких недель, а то и месяцев – именно поэтому так ценится системное мышление, сводящее вероятность грубой ошибки практически к нулю.

Еще одно несомненное преимущество системного управления – подход к субъекту управления как к системе позволяет одинаково эффективно управлять системами любой сложности, от малого бизнеса до запуска космических аппаратов (кстати, именно в период расцвета космической отрасли были успешно опробованы основные принципы системного подхода!).

Некоторые считают, что альтернатива системному подходу – ручное управление, но это не так: ручное управление может быть системным, а процессное или проектное управление, наоборот, может не быть системным – если руководитель не имеет навыков построения работающей системы.
Основная идея системного мышления – подход к предприятию или любому другому субъекту управления как к системе связанных элементов, занимающей свое место в иерархии других систем. Последнее замечание – о том, что мы смотрим на надсистему – сегодня первично и более важно, чем взгляд на то из чего состоит сама система.

Система, над которой работает команда – это Целевая система. Отличие современного системного подхода в том, что целевая система, в первую очередь, определяется той системой, в которой она используется, т.е. Использующейся системой. И соответственно необходимо уделять одинаковое внимание стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) как своей целевой, так и использующейся системы.

А уже во вторую очередь, мы думаем классическим образом о системе, что у нее есть свои части (подсистемы) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

И в третьих, мы не должны забывать, что у нашей целевой системы всегда есть Обеспечивающая система – это наша команда, которая должна использовать лучшие практики деятельности, которая специальным образом организована (использует процессный, проектный подход или кейс-менеджмент) и оснащена необходимыми технологиями.

В круг повседневных задач системного менеджера входит:

  1. Работа со стейкхолдерами;
  2. Определение внутренних и внешних возможностей развития;
  3. Непрерывное улучшение выпускаемого продукта (товара или услуги);
  4. Работа с командой – формирование и внедрение междисциплинарного языка для общения специалистов из разных сфер;
  5. Общая системная организация работы на предприятии в соответствии с практиками жизненного цикла.

 

Share