Oleg M. Shestoperov

Малый бизнес: взгляд изнутри. "Деловая Пенза"

Уже много лет в России говорят о необходимости выхода малых предприятий на «свет», но реальна ли подобная перспектива в ближайшем будущем и что мешает малому бизнесу выйти из тени?

Исследование, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), выявило, что основной причиной ухода в тень для 51,3% бизнесменов являются кабальные налоги, а 11,3% респондентов (к слову, было опрошено 537 субъектов малого предпринимательства в 6 российских городах) не согласны с неформальными платежами для получения лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. 9,2% респондентов в качестве основной причины назвали «покупку части сырья без оформления официальных документов», 7,5% – необходимость выплаты «откатов» за выгодные контракты, 6,2% опрошенных полагают, что развитию малого бизнеса в России препятствуют неформальные платежи во время проверок, а 4,5% респондентов – расчеты за аренду помещения или земли. Имеются и другие помехи, что не позволяет предпринимателям стать «легалами» в полной мере.

Заместитель генерального директора НИСИПП Олег Шестоперов отметил, что если совокупный оборот малых предприятий в 2006 г. составлял свыше 12 трлн. руб., то в тени оставалось около 5,3 трлн. Однако масштабы теневой деятельности с 2002 по 2006 годы в среднем уменьшились с 45 до 38% от оборота фирм, причем снижение произошло практически полностью за счет уменьшения теневых продаж (с 20 до 15%). Масштабы «обналички» практически не изменились – 24% от оборота в 2002 г. и 23% – в 2006 г., что говорит о доминировании проблемы обналичивания средств в «среднегабаритной» фирме на первый план.

В 2004–2005 гг. произошло некоторое снижение доли теневого сектора на 6,2%. В 2006 г. ситуация стабилизировалась, и налоговый инспектор Наталья Трубицына полагает, что «обелению» бизнеса в данный период способствовало введение упрощенной системы налогообложения.

Доля фирм, внедряющих выплату «серых» зарплат, в 2002–2006 гг. снизилась с 72 до 65%, а удельный вес компаний, практикующих взяткодательство – с 56% в 2002 г. до 50 – в 2006-м. Характерно, что взятки были второй по распространенности статьей теневых расходов субъектов малого бизнеса.
Специалисты из НИСИПП отметили любопытную тенденцию: более крупные предприятия с оборотом до 10 млн. руб. в год снизили теневую долю сильнее, чем «малыши». О. Шестоперов говорит, что у последних в 2006 г. наметился рост теневой активности, но в общей динамике вклад крупных предприятий более значителен, и именно он определяет ситуацию на российском деловом горизонте. Хотя малый бизнес, как отмечает Росстат, растет быстрее остальной экономики. За три квартала 2006 г. оборот его вырос на 17%, а инвестиции – на 26%. Эксперты полагают, что это связано с ускоренным развитием рынка услуг и строительства, где главным образом преобладают малые предприятия. А то, что им часто приходится быть на «нелегальном» положении, связано прежде всего, как считают сами бизнесмены, с возрастанием коррупционных аппетитов чиновников, которым удобно держать предпринимателей на коротком поводке в подвешенном состоянии. Говорят, что бизнес во многом готов к выходу из тени, но ему мешают легализироваться изобретательные чиновники. Вот и вынуждены предприниматели вести нелегальную работу, вспоминая деятельность РСДРП в России и за ее пределами… Бой с «тенью» пока продолжается…


Роман НАЙДЕНОВ

 

Share