Alexey O. Shekhovtsov

Технологические аспекты оптимизации административных процедур в деятельности предпринимателей. Необходим переход от «одного окна» к «электронному одному окну»

Как бы много не говорилось и не делалось на высшем уровне в области снижения или даже устранения административных барьеров в деятельности предпринимателей, эти барьеры остаются. Более того, многие административные процедуры, которые называются административными барьерами, и не могут быть устранены, так как являются единственными рычагами влияния государства в некоторых сферах.

В настоящее время основные меры должны быть направлены на оптимизацию существующих процедур, максимальное их упрощение для предпринимателей с одновременным соблюдением интересов государства в области защиты прав потребителей, а также создание системы, позволяющей более эффективно осуществлять контроль со стороны государства без наложения дополнительного бремени на хозяйствующих субъектов.

Как представляется, меры, направленные на достижение вышеозначенных целей, могут иметь не только исключительно законодательный характер. Хотелось бы кратко остановиться на технологической составляющей административных процедур, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Во многих исследованиях, проводимых как нашим институтом, так и другими организациями отмечается, что многие административные процедуры, в частности, такие как государственная регистрация, лицензирование и т.д., осложнены из-за технической и организационной неподготовленности самих органов. В этих условиях меры законодательного характера, направленные на упрощение тех или иных процедур, зачастую могут оказаться неэффективными. К примеру, как бы не сокращался на законодательном уровне срок прохождения процедуры, ее трудоемкость и т.д., на практике существующие возможности отдельных органов просто не способны обеспечить выполнения законов и других нормативных актов. В частности, с такой ситуацией приходится сталкиваться при обращении в налоговые органы и многие другие. Очевидно, что одним из выходов может являться активное использование современных технологий.

Одним из приоритетов государственной социально-экономической политики в России на современном этапе является повышение эффективности экономики посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В 2001 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». В качестве целей программы, в частности, были выделены:

- повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ,

- обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Как представляется, в настоящее время существует целый ряд направлений, позволяющих осуществить существенную оптимизацию процедур взаимодействия между органами государственной власти, контрольно-надзорными органами и хозяйствующими субъектами за счет внедрения ИКТ.

Важнейшим направлением повышения эффективности взаимодействия между государством и хозяйствующими субъектами также является развитие государственных информационных ресурсов (ГИР). Под развитием ГИР в контексте настоящего исследования понимается повышение качества информационных ресурсов, обеспечение удобного для пользователей представления информации, а также оптимизация административных процедур за счет создания единых баз данных информации, позволяющих перевести эти процедуры на уведомительный порядок.

Одним из ключевых моментов в данном случае является создание систем, объединяющие ГИР, находящиеся в распоряжении различных ведомств. В настоящее время уровень интеграции государственных информационных ресурсов Российской Федерации низок. Кроме того, не создано нормальных организационных механизмов, которые бы позволили обеспечить совместное использование информационных ресурсов, выстроить четкую систему, исключающую дублирование, искажение информации и т.д.

Очевидно, что в таких условиях снижается не только эффективность межведомственного взаимодействия, но и эффективность контроля за деятельностью предпринимателей и различных контрольно-надзорных и разрешительных процедур в отношении хозяйствующих субъектов.

В данном случае речь идет о необходимости создания систем «электронного одного окна». Процедурно это означает объединение всех баз данных различных органов государственной власти и контрольно-надзорных органов в целях снижения трудозатрат предпринимателей и повышения эффективности проведения данных процедур. Так, к примеру, при прохождении какой-либо административной процедуры предпринимателю необходимо предоставить в соответствующий орган большой набор документов, которые находятся в распоряжении других государственных и контрольно-надзорных органов. При объединении баз данных различных органов вся процедура может быть сведена к подаче со стороны хозяйствующего субъекта заявления (возможно, в электронной форме), после чего вся необходимая дополнительная информация автоматически проверяется по единой базе данных. При этом такая база данных должна содержать не только официальные документы, как, например, весь комплект уставных документов юридического лица, но и информацию об «истории деятельности» данного предпринимателя. Для этих целей должны быть, в частности, объединены все базы данных контрольно-надзорных органов, содержащие данные о всех проведенных проверках и т.д.

В перспективе это будет означать упрощение административных процедур для предпринимателей (при наличии таких единых информационных систем очевидно будет обеспечено сокращение временные и финансовые издержек (например, на оплату услуг нотариуса) на прохождение данных процедур, и, в первую очередь, значительно уменьшится трудоемкость процедур), а также повышение эффективности государственного контроля за деятельностью предпринимателей.

Так, другим аспектом внедрения системы «электронного одного окна» является создание информационного ресурса о деятельности предпринимателей, содержащего информацию об «истории деятельности» хозяйствующих субъектов. Наличие такого информационного ресурса, с одной стороны, должно существенно повысить эффективность контроля за деятельностью предпринимателей в интересах защиты прав потребителей, с другой стороны, создаст основу для формирования отдельных реестров добросовестных и недобросовестных предпринимателей. Существование таких реестров может являться основой для дифференциации мер контроля и поддержки хозяйствующих субъектов со стороны органов государственной власти и контрольно-надзорных органов.

В настоящее время необходимо провести инвентаризацию существующих ГИР, касающихся информации о деятельности предпринимателей, подготовить предложения по их объединению (организационные и технические решения), а также по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующий порядок ведения данных реестров и доступа к ним заинтересованных органов.

 

Share