Alexey O. Shekhovtsov

Праздник каждый день. "Ведомости"

Россияне отдыхают все больше...

В месяцы с большим количеством праздников доходы компаний снижаются на 20 - 30%. Особенно от этого страдают небольшие молодые предприятия. Для некоторых из них испытание праздниками может стать фатальным.

Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partners, называет три периода риска: январь, май и август (отпускной спад). "В январе просто никого невозможно найти, - сетует Мельникова. - Страна не работает". В декабре прошлого года компании HR Partners даже пришлось сократить сроки выполнения заказа, оговоренные до этого в контракте. "Просто заказчик уезжал кататься на лыжах", - говорит Мельникова. Деньги за другой заказ, выполненный в декабре, поступили лишь в конце февраля. Задержка была связана с тем, что в компании-заказчике отсутствовали то руководители, принимающие решения, то исполнители этих решений.

Между январскими праздниками никто не работает, хотя неделя между 2 и 7 января является рабочей, добавляет Джемисон Файерстоун, управляющий партнер юридической компании Duncan-Firestone. "Даже если мы решим работать в эти периоды, то реальной работы у нас нет - все клиенты отдыхают", - говорит он. Работы становится намного меньше, а обязательства компании по выплате заработной платы, аренды остаются прежними.

Официально в России установлено 11 праздников - нерабочих дней. По сравнению с другими странами это не так уж много. К примеру, греки празднуют 15 дней в году, шведы и итальянцы - 13, норвежцы - 12. Однако только в России принято увеличивать количество выходных дней, если праздник попадает на субботу или воскресенье, и переносить в связи с этим рабочие дни. Благодаря переносам в нынешнем, 2003 г. , мы будем отдыхать 13 дней, а в грядущем 2004-м - все 17.

Как сообщили "Ведомостям" в посольствах Греции, Швеции и Италии, в этих странах ничего подобного не делают. Никто из экспертов не смог вспомнить ни одной страны, в которой была бы распространена подобная практика. "Заранее не всегда известно, на какие дни будут перенесены праздники. Это создает неудобства при планировании бизнеса", - делится своим опытом Галина Мельникова.

Как рассказал Вячеслав Ефимов, заместитель генерального директора чувашского Завода электроники и механики, компании вынуждены планировать свою деятельность исходя из 20 - 30% -ного спада в праздничные периоды. Продажи электроисполнительных механизмов этого завода в I квартале были распланированы следующим образом: на январь приходилось 24% продаж, а на февраль и март - оставшиеся 76% (по 38% в месяц).

Александр Братко, первый вице-президент Межрегионального объединения предпринимателей "Защита и развитие" и генеральный директор компании "Каскад" (продажа стройматериалов) , говорит, что если малый бизнес стартует в апреле, то скорее всего он просто не переживет май.

Праздничное расписание нужно учитывать и при регистрации компании. "Чтобы стартовать бизнес, требуется обойти большое количество чиновников, которые также не работают в праздничные периоды", - замечает Алексей Шеховцов, первый заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства. В индексе производства основных отраслей, рассчитываемом Государственным комитетом по статистике, наблюдаются два периода, когда производство не растет: апрель - май и декабрь - январь. Индекс отражает совокупную динамику реального роста производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в связи, торговле и общественном питании. В праздники существенно снижается количество заказов, в результате приходится сокращать или вовсе останавливать производство.

Валерьян Хубулава, бывший генеральный директор "СладКо", ныне советник Кахи Бендукидзе, говорит, что после таких "праздничных" остановок как минимум два часа уходит на настройку оборудования. Соответственно, снижается производительность труда в послепраздничные дни.

Многие эксперты сходятся во мнении, что если не сами праздники, то их переносы нужно отменять. "Для того чтобы отпраздновать, человеку нужен выходной день, будь то понедельник или воскресенье. А вот уже переносить особенно нет смысла", - говорит Алексей Шеховцов.

Дина Крылова, руководитель и член правления экспертно-аналитического центра "ОПОРа России", считает особенно губительными для бизнеса майские праздники. Женский день, День армии или Новый год хотя бы стимулируют продажи, а майские оборачиваются провалами и в продажах: люди уезжают на дачу. Плохо сказываются на производительности труда российские традиции празднования. "Тогда и появляются поговорки вроде "Тяжелое похмелье - это ночь с 31 декабря на 13 января", - говорит Дина Крылова.

"После праздников люди приходят на работу не отдохнувшими, а, наоборот, уставшими", - добавляет Николай Козлов, директор Центра делового развития. В понимании россиян хорошо отдохнуть - это напиться и наесться.

 

Share