Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Аронов Георгий Зиновьевич

Отчетность малых предприятий

Во второй части я хочу поднять вопрос о чрезмерной бухгалтерской отчетности, которую должны вести предприниматели и, которую большинство из них не ведет, работая нелегально, или ведет, теряя на это много времени либо неся большие расходы на услуги бухгалтера.

Сегодня регистрируют свою деятельность только те предприниматели, которые не могут ее скрыть, как правило, это те, кто имеет в собственности или на правах аренды помещение. Все остальные предпочитают работать в тени. Эту ситуацию необходимо менять и это возможно, если применить мою методику налогообложения и отчетности для микропредприятий численностью до 15 человек, о которой речь пойдет ниже.

 Резко увеличившиеся в 2013 году (более чем в два раза) фиксированные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, которые составили  35 664,66 рублей, вместо 17 208,25 рублей годом ранее, вынудили многих предпринимателей, а особенно тех, кто работал в одиночку или с небольшим количеством работников и небольшой прибылью, уйти в тень. По данным Минэкономразвития в 2013 году прекратили свою деятельность 500 тысяч индивидуальных предпринимателей. Я уверен, что большая часть из этих предпринимателей ушла в «подполье». Издержки от этого несет, в первую очередь, государство, которое недополучает миллиарды рублей, а во вторую очередь и население, потому что налоговые отчисления должны идти в государственную казну и расходоваться на улучшение качества жизни граждан, систему образования и здравоохранения, содержание армии и полиции.

Осознав эти потери, в 2014 году законодателями было принято решение о снижении фиксированного платежа в ПФР до 20 727,53 руб., но при условии, что доход предпринимателя не превышает 300 000 рублей в год. Отмечу, что 300 000 рублей в год – это отнюдь не зарплата предпринимателя, это доход от его предпринимательской деятельности. Даже если представить, что предприниматель работает один и не имеет абсолютно никаких расходов, то ежемесячно его доход составит 25 000 рублей, а за вычетом налогов и фиксированного платежа в ПФР и ФФОМС его доход едва ли будет 20 000 рублей. Такую сумму он без лишних проблем и бумажной волокиты получит на любой работе. Да ни один предприниматель не будет работать за такие деньги и не существует таких предприятий, где доходы меньше 300 000 рублей. Но приняв этот закон к действию, такие предприятия появятся и, более того, их количество будет стремительно расти, как грибы после дождя. Максимальная ставка страховых взносов для ИП в 2014 году установлена в размере 142 026,89 рублей, и я уверен, что мало кому это понравится, если принять во внимание, что еще совсем недавно в 2012 году предприниматели  платили 17 208,25 рублей. Зачем же платить больше, если можно заплатить меньше, не показывая часть доходов? Принимая Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ, законодатели должны были предвидеть, что это повлечет за собой намеренное занижение доходов от деятельности микропредприятий.

 В первой части я уже обосновал существующую ситуацию, при которой предприниматели вынуждены платить своим работникам «черную» зарплату, в 2014 году законодатели подталкивают предпринимателей на нечестный путь еще усерднее. Я согласен с тем, что предприниматели обязаны за самих себя платить взносы в ПФР и ФФОМС, но сумма должна быть разумной и ни в коем случае не должна зависеть от дохода предприятия. В 2014 году установлен фиксированный платеж равный 20 727,53 руб., но только для предприятий с доходом менее 300 000 рублей. Именно на таком уровне и необходимо оставить платеж, но исключительно для индивидуальных предпринимателей, чья деятельность относится к категории микропредприятий. Данная сумма невелика, и предприниматели не будут против уплаты взносов в таком размере.

Я считаю, что отчисления в фонды для ИП, деятельность которых относится к категории микропредприятий, подлежат изменению не чаще одного раза в год в зависимости от изменения МРОТ и должны быть строго фиксированными.

В настоящее время создана беспрецедентно сложная система бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий. Нынешние меры бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности направлены на то, чтобы уничтожить малый бизнес, вывести его полностью в тень, а в первую очередь тех, кто стремится работать честно.

В настоящее время, если предприниматель принимает решение о необходимости в найме хотя бы одного работника, он обязан:

1.     Встать на учет в ПФР как работодатель;

2.     Встать на учет в ФСС как работодатель;

3.     Встать на учет в ФФОМС как работодатель;

4.     Вести кассовую книгу;

5.     Вести книгу учета доходов и расходов;

6.     Вести книгу учета бланков строгой отчетности;

7.     Вести книгу учета товара, если предприниматель занимается торговлей;

8.     Вести книгу учета износа основных средств;

9.     Осуществлять ежемесячный расчет заработной платы;

10.  Ежемесячно рассчитывать и выплачивать в казну НДФЛ (13%) от заработной платы сотрудников;

11.  Ежемесячно выплачивать страховые взносы в ПФР;

12.  Ежемесячно выплачивать страховые взносы в ФСС за работников: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также и по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

13.  Ежемесячно выплачивать взносы в ФФОМС за работников.

14.  Ежеквартально подавать отчеты в ПФР, в которых необходимо указывать сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах;

15.  Ежеквартально подавать отчет в ФСС;

16.  Рассчитывать и уплачивать налоги ежеквартально по упрощенной системе либо по патентной системе один или два раза в год.

17.  Ежегодно подавать в Налоговую инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц;

18.  Ежегодно подавать сведения о среднесписочной численности в Налоговую инспекцию;

19.  Ежегодно подавать декларацию по земельному налогу в Налоговую инспекцию в том случае, если в собственности предпринимателя имеются земельные участки, которые участвуют в предпринимательской деятельности;

20.  Ежегодно подавать бухгалтерский баланс в Налоговую инспекцию, если микропредприятие является юридическим лицом и применяет УСН;

21.  Если у предпринимателя в собственности небольшое здание под магазин, кафе, мастерскую и т.п., в котором имеется свой узел учета горячей и холодной воды, вводной щиток электроэнергии, то помимо всей вышеперечисленной налоговой и бухгалтерской отчетности, ему придется еще получать согласования с СЭС и Госпожнадзором, регулярно отправлять одного из своих сотрудников на обучение и аттестацию по электробезопасности и теплоснабжению, вести учет горячего и холодного водоснабжения и т.п.

В связи со столь огромным количеством канцелярских и бухгалтерских обязанностей в России в последние годы наблюдается тенденция к официальному сокращению количества малых предприятий, т.к. большинство из них предпочитают работать без регистрации своего статуса. Предприниматели тратят огромное количество времени на ведение отчетности, что абсурдно для небольших предприятий с невысокой прибылью, потому что теряется какой-либо смысл в ведении предпринимательской деятельности как таковой. В результате предприниматели вынуждены уходить в тень.

Объем бухгалтерской и налоговой отчетности для микропредприятий необходимо сократить и упростить. Я объясню Вам, как это можно осуществить.

* * *

Предлагаю Вам рассмотреть обязанности предпринимателя и отчетность по мере ее необходимости, учитывая, что предложенная мной методика налогообложения микропредприятий принята и введена в действие:

1.     Постановка предпринимателя на учет в фонды в качестве работодателя.

При постановке предпринимателя на учет в качестве работодателя, он должен обращаться в «единое окно», откуда необходимая информация автоматически будет направляться по сети в ПФР, ФСС и ФФОМС, либо он должен вставать на учет посредством сети Интернет, заполнив специальную форму.

Процедура постановки предпринимателя на учет в качестве работодателя должна быть упрощена и осуществляться посредством сети Интернет или через «единое окно».

2.     Отчетность в Налоговую инспекцию. 

Безусловно, ежеквартально или ежегодно должны отправляться списки работников, с указанием заработной платы, что необходимо для проверки уплаченных налогов на доходы физических лиц и начисления пенсии. Эти же отчеты без каких-либо изменений должны направляться в ПФР и ФСС.

Я считаю, что форма декларации для микропредприятий должна быть максимально упрощена.

3.     Отчетность в ПФР и отчетность в ФСС.

Существующие формы отчетности таковы, что заполнить их под силу только опытному бухгалтеру. Но ввиду упразднения выплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС за работников согласно моей методике в пользу увеличения налогов в государственную казну и последующего распределения их в государственные фонды, должна быть упразднена и соответствующая отчетность.

Хочу поднять вопрос и заострить внимание законодателей на существующей ситуации, которую необходимо в корне изменить. В настоящее время Фонд Социального Страхования, который призван выплачивать пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячные пособия по  уходу за ребенком и т.п. фактически вынуждает предпринимателя выступать в роли кредитора. Т.е. предприниматель, при наступлении страхового случая (производственной травмы, болезни работника или беременности) должен из оборота своего предприятия (а в микропредприятиях оборот небольшой) выплачивать определенную сумму, а фонд только через некоторое время эти расходы предпринимателю компенсирует. В данной ситуации предприниматель выступает в роли банка, который кредитует Фонд социального страхования на беспроцентных условиях и иногда ожидает возврата средств до полугода. А ведь эти деньги предприниматель мог бы вложить в развитие своего предприятия.

Приведу пример: автовладелец, застраховав свой автомобиль и попав в ДТП, не идет к работодателю за возмещением расходов на ремонт, он идет в свою страховую компанию. То же самое и в сфере здравоохранения. Заболевший работник также не к работодателю идет, а в поликлинику, т.к. у него имеется на руках полис ОМС. То же самое необходимо сделать и в сфере социального страхования работников.

Необходимо упразднить отчетность в ПФР и ФСС и ввести полис социального страхования, освободив, таким образом, микропредприятия от обязанности страховых выплат работнику. Работник должен обращаться при наступлении страхового случая непосредственно в филиал ФСС и там получать соответствующие выплаты.

4.     Книга учета бланков строгой отчетности.

Данная книга введена для контроля над деятельностью предпринимателя. Но я утверждаю, что если перед государством стоит задача ужесточить контроль над предпринимателями, то, сколько бы отчетов и книг не было введено, это не поспособствует улучшению контроля над их действиями. Если по каким-либо соображениям предприниматель захочет скрыть свои доходы, то он найдет способ их не показать.

Рассмотрим две системы налогообложения – упрощенную и патентную. Как и в первой части, я не касаюсь ЕНВД, т.к. его планируют упразднить в 2018 году. Для обеих систем налогообложения установлены ограничения максимального годового дохода: 60 млн. рублей для УСН (с учетом коэффициента-дефлятора) и 60 млн. рублей для патентной системы. Однако также существует ограничение и по численности работников: в патентной системе – 15 наемных работников, а в упрощенной – 100 человек. Вновь очевидное отсутствие логики. Разумеется, 15 человек способны заработать  60 млн. рублей, занимаясь производством или торговлей, а доходы от работы 100 человек уже существенно превысят 60 млн. рублей в любом случае. Тогда возникает вопрос, зачем была необходимость указывать в законе такое количество работников?

Я считаю, что необходимо внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий и в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ввести две категории предприятий. К первой категории необходимо отнести микропредприятия численностью 0-15 человек и годовым доходом 60 млн. (с учетом коэффициента-дефлятора), ко второй категории отнести малые предприятия численностью от 16 до 50 человек с доходом равным 200 млн. рублей (с дальнейшей корректировкой на коэффициент-дефлятор).

Отмечу еще раз, что моя методика налогообложения и отчетности является привилегией исключительно микропредприятий и цель ее вывести малый бизнес из тени. Малые предприятия с численностью работников 16-50 и доходом не более 200 млн. рублей в год (с учетом ежегодной индексации) могут использовать упрощенную систему по-прежнему, без изменений.

В приложении Вы увидите, как должна выглядеть глава 26.2 НК РФ, посвященная упрощенной системе налогообложения, с внесенными изменениями и поправками.

При применении упрощенной системы, где контроль необходим, целесообразно оставить книгу учета бланков строгой отчетности, однако необходимо донести до предпринимателей также и информацию о возможности использования автоматизированной системы и пояснить, где ее можно приобрести. Автоматизированная система, представленная портативной чекопечатающей машиной, проста в использовании, выполняет операции учета и контроля, печати товарных чеков, квитанций, отчетных документов и удовлетворяет всем требованиям закона. Главное преимущество портативной чекопечатающей машины в том, что ее не надо ставить на учет в налоговых органах. Такой аппарат существенно упростил бы ежедневную работу микропредприятий.

5.     Кассовая книга.

Хочется заострить Ваше внимание на том, что книга учета доходов и расходов и кассовая книга, по сути, друг друга дублируют.  Возникает вопрос, зачем индивидуальному предпринимателю нужно вести кассовую книгу, если он не обязан открывать расчетный счет в банке?

Я предлагаю упразднить кассовую книгу для индивидуальных предпринимателей.

6.     Книга учета доходов и расходов.

Ни для патентной системы налогообложения, ни для ЕНВД расходы предприятия для исчисления налога не имеют значения. Однако при ЕНВД книга учета доходов и расходов не требуется, а при патентной системе она нужна. Данные режимы налогообложения очень похожи: в обоих случаях сумма налога – фиксированная. Более того, расходы также не имеют значения и при использовании упрощенной системы налогообложения при ставке 6% от общей суммы дохода.

Я считаю, что если предприятие применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, патентной системы или УСН 6% с объектом налогообложения – доходы, то имеет смысл оставить существующую в настоящее время Книгу учета доходов и расходов, но заполнять только доходную часть, а расходную часть вести исключительно при применении УСН с объектом налогообложения доходы за вычетом расходов.

Книга учета доходов и расходов призвана проконтролировать предпринимательскую деятельность, доходы которой не должны быть выше определенных государством пределов. Однако стоит заметить, что некоторые предприятия, которые, несомненно, относятся к микропредприятиям, не могут уложиться в установленный предел годового дохода. Несправедливо, что годовой доход (оборот) для предпринимателя, который занимается репетиторством или физкультурно-оздоровительной деятельностью и предпринимателя, который занимается пошивом меховых и кожаных изделий, где используются дорогостоящие материалы – одинаковый. Эту тему подробнее я затрону в третьей части, когда буду говорить о микропредприятиях, занимающихся производством тех или иных товаров.

7.     Для малых предприятий, являющихся физическими лицами,  не так давно введена еще одна форма отчетности – Бухгалтерский баланс. Данный отчет дублирует другие отчеты и книги и не несет никакого смысла.

Бухгалтерский баланс необходимо упразднить.

8.     Если у предпринимателя в собственности небольшое здание под магазин, кафе, мастерскую и т.п., в котором имеется свой узел учета горячей и холодной воды, вводной щиток электроэнергии, необходимо максимально упростить систему получения согласований и свести их к минимуму.

* * *

Подведу итог и перечислю те моменты в существующей системе налогового и бухгалтерского учета и отчетности, которые необходимо изменить:  

·         Отчисления в фонды для ИП, деятельность которых относится к категории микропредприятий, подлежат изменению не чаще одного раза в год в зависимости от изменения МРОТ и должны быть строго фиксированными.

·         Процедура постановки предпринимателя на учет в качестве работодателя должна быть упрощена и осуществляться посредством сети Интернет либо через «единое окно».

·         Форма декларации для малых предприятий должна быть максимально упрощена.

·         Упразднить отчетность в ПФР и ФСС.

·         Ввести полис социального страхования. Работник должен обращаться при наступлении страхового случая непосредственно в филиал ФСС, где и будет получать соответствующие выплаты.

·         Внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ и в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ввести две категории предприятий. К первой категории необходимо отнести микропредприятия численностью 0-15 человек и годовым доходом 60 млн. ( с учетом коэффициента-дефлятора), ко второй категории отнести малые предприятия численностью от 16 до 50 человек с доходом равным 200 млн. рублей (с учетом коэффициента-дефлятора).

·         Упразднить кассовую книгу для индивидуальных предпринимателей.

·         При применении предприятием системы налогообложения в виде ЕНВД, патентной системы или УСН 6% с объектом налогообложения – доходы,  должна использоваться Книга учета доходов.

·         Упразднить бухгалтерский баланс.

·         Если у предпринимателя в собственности небольшое здание под магазин, кафе, мастерскую и т.п., в котором имеется свой узел учета горячей и холодной воды, вводной щиток электроэнергии, максимально упростить систему получения согласований.

Любой предприниматель должен понимать, зачем он что-либо делает. Какой смысл несет то или иное его действие. Поэтому и законодатели, внося те или иные изменения в законы, должны каждый раз доносить до предпринимателей, почему в этом есть необходимость. Я показал, что налоговые отчисления в казну можно увеличить, работникам можно платить белую зарплату, а бухгалтерскую отчетность сократить в разы. Если предложенная мной методика и поправки будут внесены в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,   а также в главы 26.2 и 26.5 НК РФ, я уверен, что количество микропредприятий возрастет в десятки и сотни раз, а вместе с тем увеличатся и налоговые отчисления в казну Российской Федерации.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости