Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Горячая Наталья

Держу в руках доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Документ ушел Президенту.

Я понимаю, что толку от этого мало будет, ибо каждый из нас живет в своем мире, который он создал своими собственными руками, а мир руководителя страны он особенный, ему не понять, какого хрена в нашей стране доля МСП в ВВП 20.8%, а в США 56, в Германии 43, в Китае, блин, 60, в Японии 55%, во Вьетнаме даже 40, в Израиле 62.3%.

Что не так с нами?
Зачем мы запихиваем в огромные корпорации то, что мог бы двигать МСП со своими гибкими возможностями?

У нас на 1 января 2021 года занятых в МСП (это включая работников) 27%.
Тем временем США их 52%, в Германии 57, в Китае …. 83, в Израиле 68.7%.

«Малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом.
Но за 30 лет условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров.
Как результат, показатели МСП в России традиционно ниже, чем в других крупнейших или активно развивающихся экономиках мира» - пишут докладчики.

Далее – еще веселее: статистика роста (отрицательного) за последние 10 лет.
Она не то что не растет, она падает.
И это несмотря на то, что в расчетах численности МСП включены теперь самозанятые, коих целых 2.5 млн. человек.
Это ж кто такой хитрож@пый придумал такое!?! Зато охренеть как у нас теперь попрёт занятость в МСП.

Идем дальше:

Негативные последствия пандемии 2020 года затронули порядка 4,17 млн компаний сектора МСП от общего числа 6,05 млн.
На пике карантина не работало 56,1 % компаний.

По данным опросов, проведенных Уполномоченным, в 2020 году падение спроса коснулось 80 % компаний, до настоящего момента спрос не восстановился у 52,6 % компаний.

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2020 год снизился на 3,1 трлн руб.

Доля малых предприятий, имеющих задолженность по кредитам (включая просроченную), от общего числа малых предприятий выросла в 2020 году с 20 до 30%.

Самыми лучшими меры поддержки, по оценке компаний, которые были опрощены, были бы:
• налоговая реструктуризация или снижение налоговой нагрузки;
• не закрывать бизнес;
• прямые субсидии на выплаты заработных плат.

Где это всё... хрен его знает...

Основной мерой, которую планируют предпринять респонденты в ближайшее время в связи с текущей экономической ситуацией, является увеличение стоимости продукции (услуг) и отказ от планов по развитию бизнеса.

29,84 % оценивают действия региональных властей в 2021 году по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID-19 позитивно, 41,3 % негативно.

И вот что больше всего беспокоит предпринимателей:

1. Высокая административная нагрузка. Административное давление и несоразмерные штрафы вынуждают бизнес уходить в тень.
• Суммы штрафов несоразмерны нарушениям.
• Количество статей об административных правонарушениях столь велико, что предприниматель не может контролировать все виды нарушений.
• Платит не тот, кто виноват, а тот, кого легче наказать (предприниматель платит и за нарушения сотрудника, и за клиента).
• Плохое информирование о требованиях. Предприниматель не понимает, что от него требуют, часто узнает о требовании в момент получения штрафа. Требования не аккумулированы по отраслям, нет единого источника знаний о требованиях. Документы о требованиях не переведены на язык бизнеса.
• KPI надзорных ведомств не направлены на предотвращение инцидентов и безопасную среду.

2. «Несправедливость» налоговой системы — налоговая система не сбалансирована, создает неравные условия для предпринимателей, лишает их возможности честно конкурировать, провоцирует неравномерность налоговой нагрузки между предприятиями и стимулирует их к смене режимов в поисках налоговой оптимизации. В таких условиях компании ориентированы не на масштабирование своего бизнеса, а на выбор «оптимального» налогового режима, что дестимулирует развитие предприятий.

3. Нет мотивации роста из малого бизнеса в средний. В существующих налоговых условиях с ростом бизнеса не происходит роста прибыли: прибыльность, наоборот, снижается, к тому же повышаются риски. Для снижения рисков МСП закрывают компании, чтобы открыть новые, что снижает потенциал развития.

4. Зарплатные налоги загоняют бизнес в тень. Система зарплатных налогов провоцирует на теневую занятость и дробление. Предпринимателям невыгодно создавать рабочие места. Снижение страховых взносов до 15 % коснулось не всех предприятий и было принято не на полную сумму зарплаты, что не позволило отраслям обелиться в полной мере.

5. Избыточная отчетность и документооборот.
Существует 158 различных форм отчетности для разных видов деятельности на 2019 год. Огромное количество излишней бумажной работы провоцирует устаревший ТК РФ, который содержит избыточные требования к ведению кадрового делопроизводства.

6. Крайне ограничены возможности для беззалогового кредитования или кредитования под залог оборотных средств, оборудования, под залог долей в компании, кредиты даются только под залог имущества — это тормозит развитие МСП. Реальные ставки по кредитам для МСП по-прежнему крайне высоки.

7. Продолжающаяся атака на бизнес с целью его обеления приводит к росту не только регуляторной, но и финансовой нагрузки. Так, отменен налоговый режим ЕНВД, введены в действие государственные системы учета и прослеживаемости:
• «Платон» (система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн).
• ККТ-онлайн.
• «Меркурий»
• ЕГАИС-алкоголь, ЕГАИС-Лес.
• Система маркировки товаров.
• Другие.

При этом:
• все издержки по выполнению новых требований ложатся на предпринимателя;
• изменения ведут к необходимости найма дополнительных сотрудников для ведения учета и бухгалтерии, вновь принятое часто не стыкуется с уже имеющимся;
• изменения вводятся без целостного понимания ситуации и без верификации с отраслями;
• но главное, системы дают постоянные сбои и все издержки по исправлению ошибок также переносятся на бизнес, увеличивая расходы и создавая препоны для стабильной работы.

Значительную часть МСП данные меры не обеляют, но разоряют или загоняют дальше в тень.

8. У властей на муниципальном, региональном и федеральном уровне нет ни управленческой, ни финансовой заинтересованности в развитии МСП. KPI у государственных служащих и предпринимателей разные. Муниципальные бюджеты не связаны напрямую с получением налогов от МСП и не заинтересованы в росте МСП на территориях.

9. Средний критериальный подход к определению принадлежности к МСП потерял свою актуальность и не отвечает реальным потребностям и категоризации в отраслях.

10. Отсутствует одно окно в общении с бизнесом. Бизнес не может донести свои инициативы.

11. Налоговые органы блокируют счета, что приводит к убыткам и ликвидации бизнеса, вместо того, чтобы совместно с предпринимателем реструктуризировать задолженности и сохранить этим налогоплательщика для государства.

12. Внесение необходимых изменений в законодательство по запросу бизнеса может рассматриваться годами.

Главными мерами, которые, по мнению предпринимателей, могут способствовать росту экономики, являются:
• снижение налоговой нагрузки на предприятия;
• ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий;
• снижение административного давления на бизнес.

Срочные меры, которые по мнению бизнеса требуют немедленной реализации:

1. Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов, лизинга для пострадавших субъектов МСП (потерявших в 2020 году больше 30 % выручки).

2. Кадастровая стоимость — ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы по всем регионам.

3. Продление моратория на проверки до 2022 года включительно.

4. Ослабление ограничений на привлечение сотрудников из ближнего зарубежья.

5. Компенсация компаниям МСП тестов на антитела и тестов ПЦР. Расширение работы мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.

6. Продление компенсационной меры на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗы).

7. Если объявлен локдаун / каникулы / длинные выходные, то оплата простоя сотрудников — за счет государства, 100 %, напрямую, минуя работодателя.

8. Заморозка роста тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года.

Главными принципами политики государства в области регулирования МСП должны стать:

А) Признание государством, что развитие МСП является не фискальной, а важной социальной функцией, вкладом в обеспечение занятости и в обеспечение населения доступными товарами и услугами.

Б) Направление усилий государства на изменение отраслевой структуры МСП.
Необходимо отказаться от выстраивания регулирования МСП только по категориям «микро», «малый», «средний», перейдя к формированию стратегий развития и мер поддержки по видам деятельности.
Отказаться от «усредненных» критериев отнесения предприятий к субъектам МСП и сформировать реальные критерии по каждой отдельно взятой отрасли.
В) Стимулирование роста производительности труда в МСП.
Г) Необходимость стимулирования роста МСП, с уделением особого внимания переходам из микро в малый и из малого в средний бизнес.
Д) Необходима разработка мер по стимулированию долгосрочного существования и развития уже действующего бизнеса путем активизации роста на каждом этапе его жизненного цикла, или LTI (долгосрочные программы стимулирования).
Е) Необходимость изменения принципов административного регулирования, подхода должностных лиц с применения штрафных санкций на информирование, обучение и, как следствие, отсутствие нарушений на подконтрольных территориях.
Ж) Повышение заинтересованности местных властей в развитии МСП.
Все налоговые доходы от МСП должны оставаться в муниципальных бюджетах.
З) Внедрение обязательных интерактивных механизмов обсуждения новых законов.
Сделать язык законов понятным для предпринимателей (повысить «читабельность» законов), а все нововведения выпускать в наглядных пособиях и инфографике, тестируя перед опубликованием их на восприятие.
И) Изменение системы рассмотрения обращений в госоорганах, исключив сложные бюрократические процедуры и ускорив рассмотрение запросов бизнеса.
К) Введение принципа «добросовестного предпринимателя» и механизма налоговой лояльности для компаний со стажем, компания — добросовестный и стабильный налогоплательщик должна получать помощь от государства в первую очередь и иметь упрощенный порядок налоговых проверок.

Короче... отстаньте вы уже от бизнеса. Хватит его поддерживать, придумывать велосипед, окучивать его большим количеством комиссий, где самого бизнеса нет, программами, в разработке которых МСП не принимает участие.

С вашими идеями то поднять занятость, то запихнуть СБП, то уменьшить срок платежей по госконтрактам, то в заботе о бизнесе придумать единый платеж по налогам, единого срока платежа по которым нет, мы скорее сдохнем. Если вы именно этого добиваетесь, то Бог вам судья. Вам, конечно, пофиг, ибо дети ваши не здесь, не в этой стране, а где-то далеко, где доля МСП намного выше. И делать вы реально особо ничего не торопитесь. Но хотя бы не мешайте жить. Не надо ничего делать. Просто отойдите в сторону.

Отстаньте вы уже от нас.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости