Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Бизнес без связи

— На государственную поддержку малого и среднего бизнеса в 2013 году из федерального бюджета выделено 34,5 млрд рублей. Большая часть этих средств потрачена на финансовую поддержку бизнеса — на возмещение предпринимателям части расходов по кредитным и лизинговым договорам, на льготное кредитование, выдачу поручительств и т.п. Владимир Викторович, насколько, на ваш взгляд, эффективна такая финансовая помощь?

— Мы провели исследование, как деньги влияют на развитие МСБ, взяв за основу данные 2010 и 2012 годов, подсчитали, сколько бюджетных средств было выделено в каждом регионе России, а затем посмотрели, как на следующий год изменилось положение МСБ. В результате мы пришли к выводу, что значимая статистическая связь отсутствует. Есть регионы, в которых выделялось много средств, но количество субъектов малого и среднего бизнеса сократилось, а качество (занятость, обороты, инвестиции) ухудшилось. А есть регионы, в которых власть почти не поддерживала предпринимателей, но тем не менее они добились значительных успехов.

Люди, которые отвечают за распределение этих денежных потоков, говорят, что средств нужно выделять еще больше, и тогда будет результат. Но многие предприниматели уверены в том (и я согласен с ними), что развитие МСБ зависит только от того, есть ли платежеспособный спрос на его продукцию в конкретном регионе, каковы регуляторные и правоприменительные условия деятельности, создаваемые государством.

Конечно, предприятия, получившие финансовые средства из госбюджета, могут «выстрелить» на рынке, но, с другой стороны, многие бизнесы, созданные на свой страх и риск и за свои средства, проиграют им конкурентную борьбу и просто закроются. Если бы условия были равными, ситуация могла развиваться по другому сценарию. Еще один пример. Сейчас в регионах в рамках программ самозанятости можно получить средства на открытие своего дела, но, на мой взгляд, если человек сам не может найти денег, чтобы запустить свой бизнес, то он, по сути, не является предпринимателем. Да, эти программы улучшают статистику по занятости населения, но опять-таки реального влияния на экономику не оказывают.

— Тверская область с каждым годом тратит на поддержку предпринимательства все меньше средств. В 2013 году из областного бюджета на эти цели было выделено 13,9 млн рублей — в два раза меньше, чем в 2012-м. Как вы оцениваете эти расходы? Как ситуация с поддержкой МСБ выглядит в других регионах?

— Регионы очень сильно различаются между собой и по уровню ВРП, и по бюджетной обеспеченности, и по уровню и качеству развития МСП. Возьмем для примера прилегающие к Тверской области регионы Центрального федерального округа: один с запада, другой — с востока. В Смоленской области на финансирование программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2011 году выделено около 285 млн рублей, из них порядка 117 млн рублей — средства областного бюджета, остальное — из федерального. В 2012 году на реализацию мероприятий по поддержке было выделено уже больше 392 млн рублей, что на 37,7% больше по сравнению с 2011 годом. В 2013-м объем финансирования уже сократился и составил около 250 млн рублей: 200 млн рублей — федеральные деньги, 50 млн рублей — региональные (в региональной части меньше первоначально запланированного). На 2014 год из регионального бюджета запланировано выделить 65,5 млн рублей, в 2015-м — 72,5 млн, в 2016 году — 79,5 млн рублей. Понятно, что эти цифры тоже наверняка будут по ходу корректироваться.

В 2010 году в Ярославской области только из регионального бюджета на поддержку МСП было выделено 280 млн рублей, в 2011-м размер вливаний вырос до 400 млн. Согласно действующей с прошлого года программе, в 2013 году было выделено около 190 млн рублей, на 2014-й уже меньше — около 76 млн, на 2015-й еще меньше — около 73 млн. В этом смысле, с одной стороны, суммы, выделяемые Тверской областью, выглядят даже в сравнении с соседями смехотворными. Но с другой — вот вы говорите, что в прошлом году денег на поддержку в вашем регионе выделено меньше, чем в 2012-м. А как бизнес на это прореагировал? Можно с большой долей вероятности предположить, что подавляющая часть МСП тверского региона этого даже не заметила. Как «прореагировали» основные показатели, по которым измеряется состояние бизнеса в регионе? Можно предположить, исходя из данных наших более ранних эмпирических исследований на уровне всей России, что тоже никак.

Кстати, по предварительным данным опроса1 аудитории Российского делового портала (www.allbusiness.ru2), проводимого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа», около 40% опрошенных заявляют, например, что средства финансовой господдержки, выделенные в 2013 году на малый и средний бизнес по линии Минэкономразвития России, не оказали никакого влияния на развитие сектора. При этом количество тех, кто считает такое влияние положительным, и тех, кто считает его отрицательным, между собой не сильно различается.

— Дефицит консолидированного бюджета РФ за 2013 год составил 849 млрд рублей, а госдолг превысил уровень в 2 трлн рублей. По данным Минфина РФ, госдолг Тверской области на 1 апреля 2014 года составляет 22,7 млрд рублей. Если государственная поддержка не оказывает никакого влияния на развитие малого и среднего бизнеса ни на федеральном, ни на региональных уровнях, может быть, в нынешних условиях от нее лучше отказаться?

— Опираясь на свой многолетний опыт и данные статистики, могу сказать, что если строку «Поддержка МСБ» исключат из бюджетов всех уровней, то это действительно никак не скажется ни на состоянии экономики, ни на состоянии сектора МСП в целом. Но ее сохраняют в первую очередь по политическим причинам. Власть таким образом показывает, что она заботится о предпринимателях. Этот тренд спускается с федерального на региональный уровень. Губернаторы не могут отказаться от выделения средств на развитие МСБ, потому что это сразу будет выставлено в негативном свете на уровне всей страны. Так, три года назад несколько регионов исключили эту строку расходов из своих бюджетов, за что были подвергнуты публичному осуждению со стороны Минэкономразвития РФ. Есть еще один важный нюанс. Большинство регионов ставят перед собой задачу привлечь как можно больше средств из федерального бюджета по любым направлениям, поэтому отказываться от поддержки МСБ не станут.

— Получается, что, с одной стороны, финансовая господдержка малого и среднего бизнеса не дает результатов, но с другой — от нее в ближайшее время не откажутся. Удастся ли, на ваш взгляд, регионам и предпринимательскому сообществу в нынешних условиях выработать и реализовать максимально эффективные способы поддержки МСБ?

— Инструментов по поддержке бизнеса и инфраструктуры для него сейчас великое множество, но, к сожалению, оценить их эффективность очень трудно. Власть сама пишет программы, сама выделяет средства и сама же себя оценивает — типичный конфликт интересов. Разве у нее есть стимул говорить о себе плохо? Я считаю, что необходимо привлекать независимых специалистов, которые смогут оценить инструменты с экономической (вышел ли бизнес на новый уровень развития или нет) и социальной (увеличилась занятость или нет) точек зрения. Таким образом, каждый регион поймет, в каком направлении необходимо действовать. Прямое копирование федеральных инструментов ни к чему хорошему не приведет, но, к сожалению, регионы сейчас именно этим и занимаются. Дело в том, что они получают средства на условиях софинансирования, подавая заявки по направлениям, которые формирует Минэкономразвития РФ. Чтобы выйти из этого порочного круга, субъектам РФ необходимо для начала оценить эффективность расходования собственных средств и те инструменты, которые они применяли (в условиях, когда, как я сказал, по пиарным и политическим мотивам поддержка все равно будет осуществляться). Необходимо находить более эффективное в неэффективном. Базы для анализа сформировать можно.

На мой взгляд, необходимо постепенно переходить на косвенное, а не прямое выделение денег. Например, можно оплачивать компаниям-экспортерам участие во всероссийских и международных выставках, компенсировать им часть расходов на зарубежный маркетинг и т.д.

Подобные подходы пока используются очень слабо, потому что они могут принести результат только в средне- и долгосрочной перспективе, а нашим чиновникам нужен быстрый эффект, который можно занести в свои отчеты (выдано столько-то грантов, субсидий, освоено столько-то средств — вот на сегодняшний день критерии «эффективности»).

— На всероссийском и региональном уровнях уже много лет говорят о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата, борьбы с административными барьерами, отмечая, что это тоже один из способов господдержки малого и среднего бизнеса. Вы с этим согласны?

— У нас любят путать понятия, записывая регулирование и правоприменение в господдержку. Вообще-то это прямые обязанности государства. Нередко можно встретить законодательные нормы, которые противоречат друг другу, чем пользуются многие проверяющие организации, штрафующие малый и средний бизнес или зарабатывающие свою административную ренту. Множество перекосов можно найти в налоговом регулировании. Разумеется, нужно избавляться от таких вещей, проводя грамотную законодательную, правоприменительную и налоговую политику. Это положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса.

— Многие предприниматели считают, что наш банковский сектор хорошо развит, поэтому проще получить кредит на хороших условиях в коммерческих структурах, чем в тех же госфондах поддержки, но правила игры меняются. Центробанк РФ отозвал уже десятки лицензий у малых и средних финансовых организаций. Как это, на ваш взгляд, скажется на положении малого и среднего бизнеса в России?

— Внутренний рынок оффшоров (обналички) в последние годы рос стремительными темпами. Государство позволяло бизнесу уходить от налогов, потому что денег в бюджете и так хватало. Но впервые за многие годы наша страна столкнулась с огромным бюджетным дефицитом (запланирован на этот и последующий годы), и именно с этим, на мой взгляд, связана «зачистка» банковской сферы. Параллельно ведется борьба с внешними оффшорами. Таким образом государство хочет повысить собираемость налогов. Но с другой стороны, у банков, у которых отозвали лицензии, был и вполне легальный бизнес. Свои средства в них хранили тысячи предприятий и предпринимателей. Многие из них, лишившись средств, разорились. К сожалению, тонких инструментов, которые могли бы решить эту проблему, заранее создано не было. Только с 1 января 2014 года индивидуальные предприниматели включены в общую систему страхования банковских вкладов и смогут вернуть до 700 тыс. рублей, если у банка будет отозвана лицензия.

Я думаю, что закрытие банков будет продолжаться и у этого процесса возникнет множество последствий, в том числе монополизация (олигополизация) банковской системы страны. Причем не просто монополии и олигополии, а государственные. Предприниматели часто пользовались услугами небольших региональных банков, которые предлагали хорошие условия и индивидуальный подход. Но именно они в первую очередь попали под «зачистку». В итоге многие бизнесмены и компании начали переводить свои средства в банки с большей долей государственного участия. Эти финансовые структуры не упустили момента подчеркнуть свою надежность. Но их банковские продукты, как правило, дороже, что в перспективе приведет к росту цен на товары и услуги малого бизнеса. В госбанках больше бюрократии, как и в госструктурах вообще.

— По мнению многих экспертов, возможный уход с российского рынка зарубежных компаний, который может произойти в том случае, если западные страны введут в отношении России экономические санкции, нивелирует многие негативные тенденции в экономике страны и поможет отечественному малому и среднему бизнесу выйти на новый уровень развития. Важную роль в переходный период может сыграть и грамотная государственная поддержка. Вы с этим согласны?

— Я считаю, что нет смысла ожидать экономических чудес от возможного введения санкций. Лучше заняться грамотной поддержкой наших производителей. Я уверен, что это можно делать даже в условиях открытых рынков и тех ограничений, которые накладывает на нас членство в ВТО. Есть же инструменты. Так, мы имеем полное право ограничивать участие в процедуре распределения госзакупок иностранных компаний (к примеру, при закупке легковых автомобилей для госнужд). Учитывая объемы госзакупок, этот инструмент может дать очень хорошие результаты.

Обычный же потребитель должен жить в условиях жесткой конкуренции бизнеса, чтобы развивался рынок покупателя, а не продавца. В этом смысле автаркичность экономики опасна.

Источник: Афанасий Биржа Российский Экономический Еженедельник
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости