Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Максим Вячеславович

Китай, хоть и имеет достаточно капитала, чтобы спасти мировую экономику, не открывает свои рынки, продолжая делать ставку на экспорт

Великая депрессия 30-х годов XX века известна рядом последовательных девальваций национальных валют и повышением импортных тарифов в странах, покинувших золотой стандарт. Подобные практики борьбы со спадом в экономике получили хлесткое название «обкради своего соседа», так как за счет них страны стремились временно поддержать свои экономики, добиваясь относительного удешевления экспорта, а также захватить новые рынки сбыта, разбивая установившиеся схемы международной торговли.
Соблазн подобного оппортунистического поведения присутствовал и в иных кризисных ситуациях, с которыми мир сталкивался в XX веке. Этот соблазн есть и сейчас. Экономический историк Чарльз Киндлбергер как-то писал, что в кризис мировая экономика может остаться открытой, только если найдется одна страна-лидер, которая выступит в роли поставщика капитала другим странам, поддавшимся панике и принимающим протекционистские меры. При принятии стратегии выхода из кризиса эта страна-лидер будет озабочена не только положением дел внутри нее самой, но и влиянием стратегии на остальной мир.
До Первой мировой войны роль подобного лидера выполняла Великобритания благодаря могуществу лондонского Сити, однако затем она сошла со сцены, оказавшись на грани банкротства. США заполнили вакуум мирового лидерства только после кризиса Второй мировой войны, в то время как в промежуточные годы, по словам Лиаквада Ахамеда, лауреата Пулитцеровской премии по истории 2010 года, «Лондон уже не мог, а Вашингтон не желал».

Текущий мировой кризис привел к ситуации, напоминающей глобальный хиатус 1920–1930‑х годов. Экономика США существенно ослаблена. Непоколебимость доллара как мировой резервной валюты уже не воспринимается как нечто само собой разумеющееся. США утрачивают роль глобального кредитора последней инстанции, но ни одна другая страна не может перенять роль глобального лидера.Это относится и к Китаю, который, хоть и имеет достаточно капитала, чтобы спасти мировую экономику, не открывает свои рынки, продолжая делать единоличную ставку на экспорт. Перефразируя Ахамеда, «Вашингтон уже не может, а Пекин не желает». Кроме того, из-за глобализации международная торговля все дальше отклоняется от треугольных схем, заложенных еще в XVI веке: экономическая гегемония одной страны уходит в прошлое.

Устойчивый рост мировой экономики произойдет лишь при координации действий странами, обладающими капиталом, трудовыми и энергетическими ресурсами, новыми рынками сбыта. При выработке стратегии внутреннего развития страны должны будут принимать во внимание внешние эффекты своего курса. Сегодня ни США, ни ЕС, ни БРИК в полной мере еще не осознают этого. Важными шагами на пути к мировой экономической политике нового типа станут ревальвация юаня и существенная реформа зоны евро. Оба шага необходимы и неизбежны для коррекции явных и скрытых дисбалансов. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости